» » » » Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия


Авторские права

Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Немецкая классическая философия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Немецкая классическая философия"

Описание и краткое содержание "Немецкая классическая философия" читать бесплатно онлайн.








74 Fichte J. G. Grundlage... S. 59.

75 Ibid. S. 39.

76 Ibid. S. 90.

77 Ibid. S. 161.

78 Ibid. S. 202. Фихте запамятовал, что аналогичная мысль была сформулирована в "Критике способности суждения".

79 Fichte J. G. Der geschlossene Handelsstaat. Hamburg, 1979. S.22.

80 Ibid. S. 56.

81 "...Фихте с присущей ему прямолинейностью последовательно набросал одну из самых ранних и интересных картин идеального социалистического государства" (Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1905. Т. 2. С. 183.

82 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 451.

83 Fichte J. G. Der geschlossene Handelsstaat. S. 96. В "Основоположении естественного права" Фихте высказал идею о возможности и необходимости вечного мира, сделав это независимо от Канта. Последнее обстоятельство он подчеркнул в своей (крайне одобрительной) рецензии на трактат Канта "К вечному миру" (см.: Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 196).

84 Fichte J. G. Die Grundlage des Naturrechts. S. 289.

85 "Кому может поручить государство это бесчестное занятие? Как может оно побуждать к позорному, аморальному поведению? Если государство разрешает отдельным лицам покров тайны, кто поручится, что они не используют свою сокрытость в личных преступных целях?" (Ibid. S. 296).

86 Ibid. S. 300. По мнению Фихте, "у неиспорченной женщины половая потребность никак не проявляется" (Ibid. S. 305).

87 Fichte J. G. Die philosophischen Schriften zum Atheismusstreit. Mit Forbergs Aufsatze: Entwicklung des Begriffs der Religion. Leipzig (O. J.) S. 13.

88 Tewsadse G. Fichtes Atheismusstreit, ein Scheideweg // Philosophie und Religion. Weimar, 1981. S. 87. Для Фихте "спор об атеизме" был "хронологически переходной ступенью от учения о науке к учению о религии" (там же).

89 Einsiedel A. Ideen. Berlin. 1957. S. 46. Август Эйнзидель (1754-1837) - радикальный немецкий материалист и утопический социалист. К сожалению, рукописи его не сохранились. Гердер переписал для себя многие страницы из Эйнзиделя, они были изданы впервые в ГДР.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ

1 Герцен А. И. Избранные философские произведения.: В 2 т. М., 1946. Т. 1. С. 111-112. Огромное влияние на формирование мировоззрения Гёте оказал Спиноза. В "споре о пантеизме" Гёте выступал заодно с Гердером, пытаясь сочетать спинозизм с идеей развития.

2 Victor W. Goethe. 1809. Weimar, 1955. S. 164. В "Фаусте" Гёте высмеивает фихтеанское кредо:

Вот назначенье жизни молодой:

Мир не был до меня и создан мной,

а заодно и бесцеремонную реакцию Фихте на критику со стороны Канта. Перед тем как сформулировать свое кредо, некий юный бакалавр хамит самому Мефистофелю, принимая его за старого профессора:

Старость - это лихорадка, бред

С припадками жестокого озноба.

Чуть человеку стукнет тридцать лет,

Он, как мертвец, уже созрел для гроба,

Тогда и надо всех вас убивать.

(Пер. Б. Пастернака)

На смысл этой сцены, мимо которой проходят немецкие комментаторы, обратил мое внимание Г. Тевзадзе.

3 Schopenhauer A. Gesprache. Stuttgart. 1971. S. 31.

4 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 362.

5 Гёте И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 220. В русских собраниях сочинений Гёте философские работы не представлены. Из немецких изданий наиболее полным является Goethes Werke. 133 Bd.-e. Weimar, 1877-1919.

6 См., например: Girnus W. Wozu Literatur? Leipzig, 1976. S. 72. Кант, разумеется, говорит не о "фантазии", а о "продуктивной способности воображения". Но говорит достаточно ясно.

7 Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 213- 214.

8 Гёте И. В. Собр. соч.: В 10 т. М., 1980. Т. 9. С. 357.

9 Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 37.

10 Там же. С. 40. Полярность и повышение (потенцирование) - категории натурфилософии Шеллинга. Однако нельзя утверждать, что Гёте просто усвоил идеи своего юного друга, которого он привлек к преподаванию в Йене. Вполне возможно, что Шеллинг оттачивал свои формулировки в беседах с великим поэтом и естествоиспытателем. В дальнейшем их пути разошлись. Пантеизм Шеллинга приобрел идеалистическую окраску, Гёте оставался натуралистом, склонявшимся к материалистическому мироистолкованию. Вот почему, на мой взгляд, неверна итоговая формулировка Г. Хамма, автора содержательной монографии о философских взглядах великого поэта: "Гёте осуществляет способ мышления объективного идеализма" (Натт Н. Der Theoretiker Goethe, Berlin, 1975. S. 166).

11 Гёте И. В. Об искусстве. М., 1975. С. 250.

12 Там же. С. 233-234.

13 Там же. С. 235-236.

14 Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 353.

15 Гёте И. В. Об искусстве. С. 582.

16 Гёте и Шиллер. Переписка: В 2 т. М., 1937. Т. 1. С. 308.

17 Там же. С. 311. Еще в феврале 1790 г. Шиллер писал Кернеру о Гёте: "Его философии я тоже не приемлю целиком: она слишком много черпает из чувственного мира там, где я черпаю из души" (Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 258).

18 См.: Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 214.

19 Там же. С. 119-120.

20 Гёте И. В. Избр. соч. по естествознанию. М., 1957. С. 193-194. Термин "прафеномен" Гёте употребляет неоднозначно. Иногда, как и в данном случае, это тип, точнее, архетип, перво-структура. "Красота есть первофеномен и сама по себе никогда не дана в явлении, но отблеск ее виден в тысячах различных созданий творческого духа..." (Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. С. 699). Реже прафеномен - это само единичное явление. "Магнит первичный феномен" (Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 356).

21 Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 210. Это не оговорка: Гёте считал Канта ироником. "Кант преднамеренно замыкается в определенной сфере и все время иронично указывает выход за ее пределы" (Goethe. Maximen und Reflexionen. Leipzig, 1953. S. 193).

22 Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию. С. 98. "Думать интереснее, чем знать, но интереснее всего созерцать" (Goethe. Maximen und Reflexionen. S. 95).

23 Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 493.

24 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. С. 338. Термин "sentimen-talisch", введенный в немецкий язык до Шиллера, был применен им в особом значении, не имеющем ничего общего ни с сентиментальностью, ни с сентиментализмом; он служит для обозначения особого типа размышляющей литературы, поэтому его следует переводить не "сентиментальный", а "сентименталиче-ский".

25 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. С. 389. По Канту, возможны два типа искусства. Одно "доходит до иллюзии", другое - "преднамеренно рассчитанное на наше благоволение" (Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 142).

26 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. С. 339.

27 Гёте И. В. Об искусстве. С. 95. Взгляды Гёте и Шиллера на художественный метод сопоставил Шеллинг; в "Философии искусства" он согласился с идеей превосходства одного метода, затем, однако, признал их равноправие (об этом см. следующую главу).

28 Гёте И. В. Избранные философские произведения. С. 215. В статье "Шекспир и несть ему конца" (1813-1816) Гёте отнес английского драматурга к "поэтам наивным, так как его достоинство - как раз в воспроизведении современной ему эпохи..." (Гёте И. В. Об искусстве. С. 413-414).

29 Fichte J. G. Gesamtausgabe. Reihe. I. Bd. 6. S. 359. О возможных психологических причинах конфликта между Шиллером и Фихте см.: Schulz G. Die erste Fassung von Fichtes Abhandlung "Ober Geist und Buchstab in der Philosophie Goethe". Neue Folge des Jahrbuches der Goethe-Gesellschaft. Bd. 17. Weimar, 1955. S. 114-121.

30 Гумбольдт В. О границах деятельности государства С. 3 // Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. М., 1898. По мнению Гайма, Гумбольдт во всех своих трудах фрагментарен, но менее всего в своем первом трактате. "После него он не написал ничего, что равнялось бы ему по законченности, по строгости и ясности мысли" (Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. С. 54).

31 См.: Гумбольдт В. О границах... С. 4. Реакция Гумбольдта на майнцские события: "Несмотря на мою приверженность к французской революции, я не могу простить Форстеру того, что он теперь открыто перешел на сторону французов и поступил к ним на службу" (Die Franzosische Revolution im Spiegel der deutschen Literatur. Leipzig, 1979. S. 279).

32 Гумбольдт В. О границах... С. 29-30.

33 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 1. Berlin. 1904. S. 314. Кант отозвался о статье Гумбольдта в письме к Шиллеру от 30 марта 1795 г.

34 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 2. S. 128.

35 Ibid. S. 164. Ср. Шиллеровское "с обоими согласуется высокая степень человеческой правды" (см. прим. 25).

36 Briefwechsel zwischen Schiller und Wilhelm von Humboldt. Bd. 1. Berlin, 1962. S. 267.

37 Humboldt W. Gesammelte Schriften. Bd. 2. S. 144.

38 Humboldt A. Gesprache. Berlin, 1959. S. 18.

39 Humboldt A. Aphorismen aus der chemischen Phisiologie der Pflanzen. Leipzig, 1794. S. 12.

40 Humboldt A. Versuche uber die gereizte Muskel-und Nervenfaser nebst Vermutungen iiber den chemischen Process des Lebens in der Tier-und Pflanzenwelt. Bd. 11. Berlin, 1797. S. 433.

41 Ibid. S. 434.

42 Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 176. "Кот в сапогах" Тика - образец того, что Б. Брехт в наши дни назвал "неаристотелевским" театром. А у Новалиса сформулирована идея "очуждения": "Искусство приятным образом делать вещи странными, делать их чужими и в то же время знакомыми и притягательными - в этом и состоит романтическая поэтика" (там же. С. 126).

43 Там же. С. 122. Афоризм принадлежит Новалису. А вот слова Шлейермахера: "Меня не удовлетворяло убеждение, что человечество должно существовать, как однородная масса, которая хотя и раздроблена в своем внешнем проявлении, но внутренне всюду тождественна... мне уяснилось, что каждый человек должен на свой лад выражать человечество через своеобразное смешение его элементов..." (Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. М., 1911. С. 334).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Немецкая классическая философия"

Книги похожие на "Немецкая классическая философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсений Гулыга

Арсений Гулыга - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений Гулыга - Немецкая классическая философия"

Отзывы читателей о книге "Немецкая классическая философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.