Б. Бессонов - И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи"
Описание и краткое содержание "И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи" читать бесплатно онлайн.
Книга, адресованная широкой читательской аудитории, раскрывает образ Иосифа Виссарионовича Сталина в контексте той эпохи, в которой он жил, работал и творил историю Советского государства, во многом определившую ход мировой истории на десятилетия вперед.
В частности, в своем выступлении на собрании студентов Коммунистического университета трудящихся Востока 18 мая 1925 года «О политических задачах Университета народов Востока» Сталин подчеркивает: «Задачи, стоящие перед работниками Советских Республик Востока, заключаются в следующем:
1) создать промышленные очаги как базу для сплочения крестьян вокруг рабочего класса;
2) поднять сельское хозяйство и прежде всего орошение;
3) поднять и двинуть вперед дело кооперирования широких масс крестьян и кустарей;
4) приблизить советы к массам, сделать их национальными по составу и насадить тем самым национально-советскую государственность, близкую массам;
5) развить национальную культуру».
Но что такое национальная культура? Как совместить её с пролетарской? Сталин разъясняет суть поставленного им самим вопроса: до войны Ленин говорил, что лозунг национальной культуры есть реакционный лозунг буржуазии, что культур у нас две — буржуазная и социалистическая. В наше советское время мы строим пролетарскую культуру. Но пролетарская культура, социалистическая по своему содержанию, принимает различные формы выражения у различных народов. Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме — такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, но дает ей содержание. И наоборот: национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму. Лозунг национальной культуры был лозунгом буржуазным, пока у власти стояла буржуазия, этот лозунг стал лозунгом пролетарским, когда у власти встал пролетариат и консолидация наций стала протекать под эгидой советской власти.
Социалистическая революция дает многим народам новую жизнь и новое развитие, заявляет Сталин.
Что касается процесса ассимиляции, то этот процесс, безусловно, возможен, но идет и другой процесс — усиления и развития целого ряда национальностей, подчеркивает Сталин. Некоторые товарищи, продолжает он, критикуют партию за уступки крестьянству, как центра, так и окраин (краткосрочная аренда, допущение наемного труда). Это-де отступление. Да, но это такие элементы отступления, которые допускаются при сохранении громадного перевеса сил на стороне советской власти, заявляет Сталин. Твердая валюта, развивающаяся промышленность, транспорт, кредитная система — это все резервы в руках пролетариата, на основе которых некоторые элементы отступления на одном участке фронта могут лишь облегчить подготовку наступления по всему фронту.
Сталин вновь предупреждает о том, что советские работники на Советском Востоке должны бороться против двух уклонов: первый состоит в попытке механически пересадить образцы хозяйственного строительства, вполне понятные и применимые в центре Советского Союза, но совершенно не идущие к условиям развития на так называемых окраинах. К тому же эти товарищи не учитывают, что сами советские республики Востока не однородны. Одно дело, например, Грузия и Армения, другое — Киргизия и третье — Чечня и Кабарда. Второй уклон состоит, наоборот, в преувеличении местных особенностей, в приспособлении социалистических задач к задачам узкого и ограниченного национализма. В этой связи Сталин особо призывает коммунистов колониальных и зависимых стран Востока внимательно изучать и учитывать специфику развития этих стран.
Во-первых, важно иметь в виду, что эти страны живут и развиваются под гнетом империализма.
Во-вторых, наличие двойного гнета — гнета «своей» буржуазии и гнета «чужой», империалистической, буржуазии — углубляет в этих странах революционный кризис.
В-третьих, в ряде этих стран капитализм растет быстрыми темпами, например, в Индии, порождая класс местных пролетариев.
В-четвертых, с ростом революционного движения национальная буржуазия этих стран раскалывается на две части: революционную (мелкая буржуазия) и соглашательскую (крупная буржуазия).
В-пятых, наряду с империалистическим блоком в этих странах складывается блок рабочих и революционной мелкой буржуазии, блок антиимпериалистический.
В-шестых, в таких странах вопрос о гегемонии пролетариата и освобождении народных масс из-под влияния соглашательской национальной буржуазии принимает все более важный характер.
В-седьмых, это обстоятельство значительно облегчает дело смычки национально-освободительного движения таких стран с пролетарским движением передовых стран Запада.
Отсюда три вывода:
1. Добиться освобождения колониальных и зависимых стран от империализма невозможно без победоносной революции.
2. Двигаться вперед и завоевать полную независимость капиталистически развитых колоний невозможно без изоляции соглашательской национальной буржуазии, без освобождения мелкобуржуазных революционных масс из-под влияния этой буржуазии, без проведения гегемонии пролетариата, без создания коммунистической партии.
3. Добиться победы в этих странах невозможно без реальной смычки между освободительным движением в этих странах и пролетарским движением передовых стран Запада.
В 1926 году Сталин решительно выступил против ошибок руководителей Коммунистической партии Украины в проведении в республике национально-государственной политики. В письме «Товарищу Кагановичу и другим членам ЦК КП(б)У» Сталин отмечал: «Товарищ Шумский допускает две серьезные ошибки. Во-первых, он смешивает украинизацию нашего партийного и советского аппарата с украинизацией пролетариата. Можно и нужно украинизировать аппарат, обслуживающий население, но нельзя украинизировать сверху пролетариат. Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это была бы своеобразная форма национального гнета.
Во-вторых, правильно подчеркивая положительный характер движения на Украине за украинскую культуру, товарищ Шумский не видит, что это движение местами может принять характер борьбы за отчужденность украинской культуры и украинской общественности от культуры и общественности общесоветской. Так, коммунист Хвылевой требует «немедленной дерусификации пролетариата» на Украине, призывает, чтобы «от русской литературы, от её стиля украинская поэзия» убегала «как можно скорее» и так далее. И это называется интернационализмом!»
В1930 году на XVI съезде ВКП(б) Сталин вновь весьма остро выступил по национальному вопросу, резко критикуя и великорусский шовинизм, и местный национализм. Прежде всего — великорусский шовинизм. Это главная опасность в партии в области национального вопроса, подчеркивает Сталин. Отвергая великорусский шовинизм, Сталин указывает, что Ленин никогда не говорил, что национальные различия должны исчезнуть, а национальные языки — слиться в один общий язык в пределах одного государства, тем более ещё до победы социализма во всемирном масштабе. Ленин говорил нечто прямо противоположное, а именно — что национальные и государственные различия между народами и странами будут держаться ещё очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе.
Наши уклонисты, заявляет Сталин, ратуя за один общий язык в пределах одного государства, в пределах СССР, по сути, восстанавливают привилегии великорусского языка. В СССР мы установили единство экономических и политических интересов народов СССР. Но национальные различия, язык, культура, быт остаются. Уничтожить республики, свести дело к одному языку — значит лишить народы СССР возможности получить образование на родном языке, лишить их возможности иметь школу, суд, администрацию, общественные организации на родном языке, лишить их возможности приобщиться к социалистическому строительству.
Ленин никогда не говорил, что лозунг национальной культуры в условиях диктатуры пролетариата является реакционным. Наоборот, он всегда стоял за то, чтобы помочь народам СССР развить свою национальную культуру. Расцветая, национальные по форме и социалистические по содержанию, культуры, в условиях диктатуры пролетариата в перспективе, в достаточно отдаленной перспективе сливаются в одну общую, социалистическую и по форме, и по содержанию культуру. И это произойдет тогда, когда пролетариат победит во всем мире и социализм войдет в быт. Такова марксова, такова ленинская диалектика, подчеркивает Сталин.
На XVII съезде ВКП(б) (26 января 1934 года) Сталин, говоря об уклонах к национализму, характеризует их как приспособление интернационалистской политики рабочего класса к националистической политике буржуазии. Этот акцент в критике национализма Сталин все более усиливает. У обоих уклонов общий источник, подчеркивает он; а именно — отход от ленинского интернационализма. Если хотите держать под огнем оба уклона, надо бить по тому, который в данный момент больше отходит от интернационализма, — все равно, идет ли речь об уклоне к местному национализму или об уклоне к великорусскому. Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться, и которому дали таким образом разрастись до государственной опасности, подчеркивает Сталин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи"
Книги похожие на "И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Бессонов - И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи"
Отзывы читателей о книге "И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.