Сергей Виноградов - Последние исполины Российского Императорского флота

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Последние исполины Российского Императорского флота"
Описание и краткое содержание "Последние исполины Российского Императорского флота" читать бесплатно онлайн.
В монографии дано всестороннее освещение вопроса о подготовке России, начиная с 1913 г., к строительству крупных серий самых мощных в мире сверхдредноутов с 16" артиллерией. На обширном, преимущественно архивном, материале, впервые вводимом в научный оборот, рассматриваются проблемы внешней политики, состояние экономики и финансов, развитие национального типа линкора-дредноута в России накануне первой мировой войны, а также предпосылки перехода к новому поколению 16" линейных судов. Описанию технических аспектов планировавшихся сверхдредноутов предпосланы главы, показывающие процесс разработки концепции, проектирования и проведения опытно-конструкторских работ по образцам их вооружения и защиты.
Заключает работу глава, в которой анализируется уровень инженерного предвидения отечественных военно-морских специалистов в отношении конструкции русского 16" линкора путем детального сопоставления основных ее составляющих с соответствующими элементами проектов линейных судов с 16" артиллерией, разрабатывавшихся в США, Японии и Англии в 1916–1921 гг. Помимо этого, значительный объем реконструкции, математических моделей боевого применения проектов русских сверхдредноутов против их зарубежных современников, а также персоналии основных отечественных специалистов, занятых в работах по 16" линкорам, приводится в четырех разделах приложения.
Крылов Алексей Николаевич (3.08.1863 — 26.10.1945). Выдающийся русский ученый-кораблестроитель, механик и математик. В 1884 г. закончил Морское училище, в 1890 г. кораблестроительный отдел Морской академии. С 1891 г. штатный преподаватель Морского корпуса и Морской академии. В 19001908 гг. заведовал Опытовым судостроительным бассейном. В 1908–1910 гг. главный инспектор кораблестроения и председатель МТК, провел конкурс на лучший проект линкора-дредноута (будущий класс «Севастополь»), положив в основу итогового решения проект И.Г. Бубнова. Один из основоположников отечественной школы кораблестроения, разработал его теоретические основы — теорию килевой качки, строительную механику, обеспечение плавучести, непотопляемости и живучести. Работал также над проблемами артиллерии и баллистики, теорией компасов, и др. С марта 1912 г. «почетный сотрудник ГУК» и его консультант, «генерал для особых поручений» при морском министре И.К. Григоровиче. Привлекался ГУК весной 1914 г. для оценки проблемы 16" линкора в кораблестроительном отношении. В 1912–1917 гг. являлся также консультантом на Металлическом и Путиловском заводах, с 1915 г. — председатель правления Путиловского завода. Возглавлял следственную комиссию по делу о гибели линейного корабля «Императрица Мария» осенью 1916 г. В 1919–1920 гг. начальник Морской академии, в последующие годы продолжал активную преподавательскую, научную, консультативную и общественную деятельность.
Лашков Николай Кузьмич (29.04.1884 —?). Офицер армии (23-й артиллерийской бригады капитан), переведен во флот 28.01.1913 г. «для замещения технических должностей» на должность старшего лейтенанта при ГУК. В службе с 1902 г., в 1912 г. закончил Артиллерийскую академию, артиллерист 1 разряда. 4.01.1914 г. назначен помощником начальника артиллерийской чертежной ГУК. В 1914 г., в период проектирования линейных кораблей новой программы, курировал совместно с Е.А. Беркаловым разработку 16"/45 орудия для них. С июля 1915 г. — в чине подполковника "за отлично-ревностную службу и особенные обстоятельства, вызванные войной". С 23 ноября 1915 г. — начальник артиллерийской чертежной ГУК. В 1921–1922 гг. — начальник артиллерийского отдела технической секции Морской подкомиссии по восстановлению военно-морского производства. С сентября 1923 г. — помощник начальника артиллерийского отдела техуправления Главмортехупра (в первые годы Советской власти — аналог дореволюционного ГУКа). Дальнейшая судьба неизвестна.
Маслов Анатолий Иоасафович (12.12.1884 — 6.12.1968). Из дворян Курской губернии. После окончания в 1907 г. Морского инженерного училища в январе 1908 г. назначен на службу в Санкт-Петербургский военный порт помощником строителя линкора-додредноута «Андрей Первозванный». В январе 1908 г., в результате реформы казенных верфей, назначен на Адмиралтейский завод помощником начальника технического проектного бюро. В июне 1909 г., после закладки на заводе дредноутов «Гангут» и «Полтава», назначен помощником их строителя. С октября 1909 г. по май 1913 г. состоял штатным слушателем кораблестроительного отделения Морской академии и параллельно продолжал работу на Адмиралтейском заводе, принимая участие в работах по линейным крейсерам класса «Измаил». В 1908 г., во время работ по расчетам элементов корпуса линкоров класса «Севастополь», А.И. Маслова отметил И.Г. Бубнов, который впоследствии не раз привлекал одаренного молодого инженера к различным ответственным проектным работам. В январе 1914 г. им под руководством И.Г. Бубнова был разработан общий проект «IV линейного корабля для Черного моря» («Император Николай I»), а два месяца спустя — проект линкора с 16" артиллерией по техническим заданиям МГШ. Способности А.И. Маслова были отмечены и Главным управлением кораблестроения — в начале 1914 г., в период подготовки к созданию проектного бюро ГУК, его предполагалось назначить начальником I отдела (проектирование линейных кораблей). С мая 1913 г. по апрель 1917 г. А.И. Маслов состоял помощником начальника проектного техбюро Адмиралтейского завода, с апреля 1917 г. по октябрь 1918 г. — главным корабельным инженером завода. В 1925–1931 гг. начальник проектного бюро «Судотреста», в 1931–1933 гг. работал в части проектирования сторожевых кораблей и тральщиков. В 1933–1945 гг. — главный конструктор легких крейсеров проектов «26», «26-бис» и «68» («Киров», «Максим Горький» и «Чапаев»). С 1945 г. на научной работе.
Мелентьев Александр Николаевич (4.12.1885 —?). После выпуска во флот мичманом в 1907 г. служил флагманским офицером при начальнике 7-го дивизиона миноносцев Балтийского моря. Окончил в 1912 г. Морскую академию, затем в 1913 г. ее дополнительный курс. Артиллерист 1 разряда, осенью 1914 г. назначен младшим артиллерийским офицером линкора «Гангут». Участник Санкт-Петербургского военно-морского кружка, где в начале 1914 г. сделал доклад о линкоре будущего. В начале июля 1915 г. прикомандирован к МГШ. В начале 20-х гг. — член Морской артиллерийской комиссии, работал на Главном морском полигоне.
Муравьев Петр Петрович (30.01.1860 —?). После окончания в 1882 г. Морского училища служил офицером броненосца «Петр Великий», корвета «Варяг», крейсера «Африка». В 1892–1898 гг. был командиром ряда номерных миноносцев на Балтике. Б 1898–1899 гг. офицер броненосца «Сисой Великий», затем крейсера «Рюрик». Флагманский минный офицер штаба начальника эскадры Тихого океана. Старший офицер броненосца «Наварин» (1901–1902), командир миноносца «Прозорливый» (1902–1904), учебных судов «Африка» (1904–1907), и «Европа»(1907–1909). Помощник начальника (1907–1909), начальник (19091911) Учебно-минного отряда Балтийского флота. Б ноябре 1911 г., в разгар проведения конкурса на лучший проект линейного крейсера (будущий класс «Измаил») выдвинут морским министром И.К. Григоровичем на должность начальника Главного управления кораблестроения. В июне 1915 г. переведен на должность помощника (второго заместителя) морского министра. С марта 1917 г. уволен в отставку. После гражданской войны в эмиграции.
Ненюков Дмитрий Всеволодович (18.01.1869 — 3.06.1929). Из дворян Тамбовской губернии. После окончания в 1889 г. Морского училища служил в артиллерийских частях флота. В 1898–1899 гг. командирован на корабли эскадры Тихого океана. С сентября 1900 г. — старший артиллерийский офицер броненосца «Цесаревич». Во время русско-японской войны на броненосце «Цесаревич» принимал участие в обороне Порт-Артура и в сражении в Желтом море (28.07.1904), был легко ранен. В 1905–1909 гг. командовал рядом кораблей Балтийского флота (канонерская лодка «Храбрый», миноносец «Громящий», транспорт «Рига»). С ноября 1909 г. прикомандирован к МГШ. В 1911–1912 гг. Командовал линейным кораблем «Пантелеймон». В сентябре 1912 г. возвращен в МГШ, с ноября 1913 г. — заместитель начальника МГШ по судостроению. Момент этого назначения Д.В. Ненюкова совпал по времени с началом работ по выработке концепции и проектированию поколения новых линкоров с 16" артиллерией, которые заместитель по судостроению курировал по роду своей должности. К его ведению принадлежал весь круг вопросов о порядке выработки основных идей будущих сверхдредноутов, проведении опытных и экспериментальных работ по отдельным образцам их оснащения и вооружения, разработка всей цепи принятия решений по всем особенностям окончательного проекта. В январе 1915 г., после прекращения работ по новым линкорам, покинул эту должность. После гражданской войны в эмиграции.
Николай II (Романов Николай Александрович) (6.06.1868 — 17.07.1918). Российский император в 1894–1917 гг., капитан 1 ранга Российского Императорского флота. Питал сильную симпатию к тяжелым артиллерийским кораблям, являлся активным сторонником быстрого наращивания военно-морских сил и строительства крупных серий линкоров-дредноутов. Особенности характера последнего русского царя, хорошо описанные в мемуарной и исследовательской литературе, в значительной степени объясняют причину увлечения Николая II маринизмом после Цусимского разгрома и появления дредноутов. Мнительный и самолюбивый, царь легко попал под могучее очарование этих новых колоссов морей, поэтому в отношении его сильного чувства к этим гигантам можно говорить о своеобразном симбиозе переплетения великодержавных интересов с моментом личного престижа. Так или иначе, но особая, под стать его кузену — германскому императору Вильгельму II, тяга Николая к дредноутам, воплощавшим в глазах обыкновенного среднего человека тех лет предельное выражение боевой мощи вообще, сослужила хорошую службу планам Морского министерства о скорейшем наращивании линейного флота и сыграла решающую роль в судьбах создания отечественных линкоров нового типа. Недолгая история строительства дредноутов в России свидетельствует о ряде в целом несвойственных для царя твердых поступков. Так, в июне 1909 г., после отказа Думы финансировать строительство дивизии «севастополей», дело было спасено лишь личным вмешательством Николая II, повелевшего немедленно производить закладку. Неизменная позиция царя в последующие годы позволяла Морскому министерству, используя этот мощный рычаг, успешно добиваться принятия все новых морских программ. Летом 1914 г., при подготовке очередной судостроительной программы, главной силой которой должны были стать восемь новых линкоров с 16" артиллерией (четыре для Балтики и четыре для Черного моря), морской министр И.К. Григорович опять-таки планировал воспользоваться поддержкой царя. Поскольку строительство лишь шести из этих линейных кораблей было подкреплено наличием финансовых возможностей, моряки планировали производить закладку двух остающихся единиц «по именному Его Императорского Величества повелению», т. е. воспользоваться опытом пятилетней давности. Влияние И.К. Григоровича на Николая II было столь велико, что начальник штаба Петербургского военного округа Бринкен сокрушался: «Ничего сделать нельзя. Государь, всегда такой добрый и мягкий, при всякой попытке кого бы то ни было сказать что-либо против флота буквально свирепеет, хлопает кулаком по столу и не желает ничего слушать…». В годы войны, после приостановки программ дальнейшего строительства линкоров, моряки сохраняли все свои позиции и внутриполитическое влияние вплоть до отречения Николая II в марте 1917 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Последние исполины Российского Императорского флота"
Книги похожие на "Последние исполины Российского Императорского флота" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Виноградов - Последние исполины Российского Императорского флота"
Отзывы читателей о книге "Последние исполины Российского Императорского флота", комментарии и мнения людей о произведении.