Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
яниях людей только после того, как они совершают их. Отста-
§ 6. Вера в предопределение 159
160 Глава 4. Основы вероучения
ивая идею «Божественной справедливости», они не допускали
мысли о том, что Аллах может быть творцом злых поступков.
Основателями этого направления были Маабад аль-Джуха-
ни, распятый по приказу халифа Абд-аль-Малика бин Марва-
на (685–705), и его ученик Гейлан ад-Димашки, также подверг-
нутый казни (743).
Взгляды джабритов и кадаритов были подвергнуты крити-
ке сторонниками ортодоксального ислама, которые аргументи-
ровали свою позицию текстами Корана и Сунны. Коранические
представления о свободе воли занимают срединное положение
между двумя крайностями, отражёнными в учениях этих двух
направлений. Понимание этого вопроса имеет большое значе-
ние для формирования правильного мировоззрения мусульман.
На это указывал Пророк Мухаммад, говоря: «Я боюсь, что после
меня моих последователей поразят три вещи: несправедливость
правителей, вера в звёзды и неверие в предопределение».
Польза веры в предопределение. Проникаясь верой в Божье пред-
определение, человек постигает многие таинства и законы бы-
тия. Ему становится ясно, что в мире происходит много того, что
не нравится Аллаху, но соответствует Его мудрому замыслу: Ему,
очевидно, не нравится, когда люди болеют и страдают, творят
зло и совершают грехи, проливают человеческую кровь и убива-
ют невинных, однако Он позволяет этому произойти, чтобы ис-
пытать веру людей и вознаградить праведников.
Верующий понимает, что предопределение — тайна Всевыш-
него Аллаха и человеку не дано знать о его судьбе до тех пор, по-
ка предписанное не сбудется. Поэтому он никогда не опускает
руки, делая всё возможное для достижения целей и уповая на
помощь Аллаха. Однажды люди спросили Пророка, зачем нуж-
но трудиться во имя последней жизни, если исход для каждого
человека уже предопределен. Он сказал: «Трудитесь, ибо каждо-
му человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».
Достигая успеха, верующий не обольщается, а благодарит
Аллаха за оказанную милость. Если же с ним случается непри-
ятность, то он не впадает в отчаяние, поскольку знает, что абсо-
лютно всё происходит по предначертанию и предопределению
Аллаха. Он проявляет терпение, надеется на награду и никог-
да не винит других в своих неудачах, ибо любая беда приходит
только из-за ошибок и грехов самого человека. Коран гласит:
«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели
ваши руки» (сура 42 «Совет», аят 30). Верующий понимает, что
Аллах предписал ему трудности и испытания, чтобы очистить
и возвысить его, ведь Он любит людей сильнее, чем мать любит
своего ребёнка. Это придаёт верующему уверенность и вселя-
ет в его душу покой.
Вера в предопределение способствует облагораживанию ду-
ши, помогает мусульманину стать спокойнее, добрее и щедрее.
Он не скупится на пожертвования и благодеяния, понимая, что
его богатство и благополучие зависят только от Аллаха. Он не
боится говорить и отстаивать правду, ибо твёрдо знает, что доб-
ро и зло — в Руках Аллаха. А это значит, что никто не спосо-
бен навредить ему, если на то не будет воли Аллаха, и никто не
сможет уберечь его от беды, если Он пожелает наказать или ис-
пытать его. В хадисе сообщается, что Пророк сказал Абдаллаху
бин Аббасу: «Знай, что, если все соберутся, чтобы чем-нибудь
помочь тебе, они помогут тебе лишь тем, что было предопреде-
лено тебе Аллахом, и если все соберутся, чтобы навредить тебе,
они навредят тебе лишь тем, что было предопределено тебе Ал-
лахом. Письменные трости уже подняты, а страницы высохли».
§ 6. Вера в предопределение 161
Глава 5. Основы ислама
§ 1. Свидетельство веры
Смысл свидетельства веры. Основополагающим принципом исла-
ма, который «красной нитью» проходит через весь Коран, явля-
ется свидетельство веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухам-
мад — Посланник Аллаха». По-арабски оно звучит так: «Ля иляха
илля-Ллах, Мухаммадун расулю-Ллах». Это — заключительный
завет Аллаха с человечеством. Он подтверждает правдивость
предыдущих небесных посланий, регулирует взаимоотношения
человека с Богом и очерчивает путь, ведущий к Его познанию.
Каждый мусульманин обязан уверовать в эти слова сердцем,
произносить их вслух и выполнять их требования на практи-
ке. Считается, что для обращения в ислам человеку достаточно
совершить полное омовение и произнести вслух свидетельство
веры, а потом оставаться верным своему завету с Аллахом.
Свидетельство веры состоит из двух частей. Первая означа-
ет, что никто не заслуживает обожествления, поклонения и под-
чинения, кроме Аллаха, Творца небес и земли. Вторая часть ука-
зывает на то, что поклоняться и приближаться к Аллаху можно
только так, как это делал Пророк Мухаммад. Если человек неис-
кренен в своём служении Богу, если он устанавливает посредни-
ков между Ним и собой, то он нарушает требования первой части
свидетельства. Это ширк — самый тяжкий и непростительный,
согласно исламу, грех. Если же человек поклоняется одному Ал-
лаху, но пренебрегает наследием Мухаммада, то он впадает в за-
блуждение. Чтобы следовать прямым путём, следует поклонять-
ся только Аллаху и делать это так, как учил Его Посланник.
Признание того, что только Аллах заслуживает поклонения,
нацелено на объединение всего человечества, и поэтому диа-
лог между цивилизациями и культурами, с точки зрения исла-
ма, должен опираться на утверждение равенства между людь-
ми и верховенство Единого Бога. Существование у Вселенной
единственного Создателя Коран объясняет простым логичес-
ким доводом: «Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним
другого бога. В противном случае каждый бог унёс бы с собой
то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими»
(сура 23 «Верующие», аят 91). Но признать Аллаха единствен-
ным Творцом недостаточно для того, чтобы стать мусульмани-
ном. Необходимо отказаться от любых форм поклонения тво-
рениям, потому что никто, кроме Аллаха, не способен оказать
человеку Высшую милость, избавить его от страданий, спасти
его от беды, услышать его самые сокровенные молитвы.
Согласно традиции, в словах «нет божества, кроме Алла-
ха» заключена величайшая тайна бытия, и мусульманам пред-
писано произносить эти слова многократно, задумываясь над
их смыслом. В одном из хадисов сообщается, что однажды
пророк Муса воззвал к Аллаху со словами: «Господи, научи ме-
ня таким словам, чтобы я поминал Тебя и взывал к Тебе». Ему
было велено сказать: «Нет божества, кроме Аллаха». Муса был
удивлён и сказал: «Но ведь все рабы Твои говорят это!» Аллах
ответил ему: «О Муса! Если семь небес с их обитателями, кро-
ме Меня, а также семь земель будут на одной чаше Весов, а сло-
ва “нет божества, кроме Аллаха” — на другой, то перевесит ча-
ша с этими словами».
Исламский монотеизм способствует формированию за-
конченных представлений о смысле жизни и месте человека
в мироздании. Кризис духовности, охвативший в последние
десятилетия многие культуры, определяется, среди прочего, от-
сутствием чёткого представления о смысле человеческой жиз-
ни. В исламе эта проблема решается через признание Единого
Бога, создавшего человека и не оставившего его без верного ру-
ководства. Поэтому свидетельство веры — это не просто запрет
поклоняться творениям, это — главная движущая сила в жизни
человека и общества.
Требования свидетельства веры. Если произнесение свидетель-
ства веры является залогом духовного преуспеяния и ключом
к познанию Аллаха, то выполнение его требований подобно
зубчикам на этом ключе. Тот, кто введёт ключ с этими зубчика-
ми в скважину замка веры и знания, сможет открыть дверь ис-
тины и праведности. Поэтому истинным верующим считается
§ 1. Свидетельство веры 163
164 Глава 5. Основы ислама
тот, кто верует в единственность Аллаха и пророческую мис-
сию Мухаммада, обладая твёрдыми знаниями и убеждённос-
тью, произносит свидетельство искренне, от всей души, и по-
винуется Аллаху с любовью, страхом и надеждой. Эти элементы
веры считаются основными требованиями свидетельства «нет
божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха».
«Знания прежде слов и поступков» — так называется одна
из глав в сборнике хадисов имама аль-Бухари. Правильные зна-
ния позволяют человеку развиваться и принимать верные ре-
шения. Если же человек постигает их смысл, то они перераста-
ют в убеждённость, которая помогает избавиться от сомнений,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.