Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
опирался на турецкие комментарии. Однако его труд был впер-
вые издан лишь в 1995 г.
В 1878 г. вышел в свет перевод Корана, выполненный с араб-
ского языка известным казанским востоковедом и миссионе-
ром Г. С. Саблуковым. Несмотря на изрядное количество не-
сомненных ошибок и стилистических неточностей, этот труд
неоднократно перепечатывался и на протяжении почти столе-
тия удовлетворял нужды науки и разнообразные запросы рос-
сийского общества.
После революции 1917 г. ситуация в России сильно измени-
лась, и религия была вытеснена на периферию общественной
жизни. В советском востоковедении появились антинаучные
теории происхождения ислама (торгово-капиталистическая,
бедуинская, земледельческая), которые позднее были отвергну-
ты учёными.
В таких условиях был создан перевод Корана (1921–1930)
академика Игнатия Юлиановича Крачковского, который, одна-
ко, впервые был издан лишь в 1963 г. Стараясь не опираться на
традиционные толкования, автор принимал во внимание толь-
ко филологические трактовки и пытался самостоятельно найти
ответы на многие трудно постижимые места в Коране. К сожа-
лению, он не успел довести работу до конца, и отсутствие лите-
ратурной обработки не позволило этому переводу стать завер-
шённым научным трудом.
§ 3. Толкования и переводы Священного Корана 81
82 Глава 2. Священный Коран — настольная книга мусульман
Демократические преобразования и укрепление свободы
совести в Российской Федерации привели к изменению отноше-
ния к исламоведению. В последующие годы появились смысло-
вые переводы, основанные на мусульманской традиции: В. По-
роховой (1995), М.-Н. Османова (1990–1991), Э. Кулиева (2004)
и другие. Были опубликованы и филологические переводы —
в частности, перевод Б. Шидфар (2003).
Немало сочинений, посвящённых исследованиям кораничес-
кого текста, переводных и оригинальных тафсиров ко всему тексту
Корана или к отдельным сурам было написано на языках мусуль-
манских народов, проживающих в России. Большая часть трудов,
изданных до революции 1917 г., написана на старотатарском язы-
ке, служившем литературным языком не только для татар, но и для
башкир, отчасти казахов и киргизов. Комментарии Габденнасыра
Курсави (1776–1812), Хусаина Амирханова (1814–1893), Шейху-
льислама Хамиди (1869–1911), Мухаммада Садика аль-Иманку-
ли (1870–1932), Ризаэтдина Фахретдинова (1856–1936) издавались
большими тиражами и пользовались популярностью.
§ 4. Коранические истории
Рассказы в Коране. Значительное место в Писании Аллаха за-
нимают рассказы (кисас), в которых повествуется о существо-
вании былых народов, жизни древних пророков, описываются
исторические события, страны и местности. По своему стилю
они отличаются от привычных для нас новелл, рассказов и даже
библейских историй.
Коранические рассказы не отличаются многословием, ха-
рактеризуются особой тональностью повествования и закон-
ченностью сюжетного развития. С самого начала они сосредо-
тачивают внимание слушателя на смысловом центре рассказа,
а сжатость изложения заставляет работать ум и воображение.
Большинство рассказов изложено не в одной, а в нескольких
сурах Писания. Исключением является история пророка Юсуфа,
описанная в одноимённой суре. В одних случаях фрагменты ко-
ранических рассказов повторяются, а в других дополняют друг
друга. Иногда содержание сказания повествует о событиях, кото-
рые предшествовали тому, о чём говорится позднее, иногда оно
более подробно говорит о том, что упомянуто в другом месте.
Такие повторения — особенность коранического стиля, но
благодаря широкому разнообразию языковых средств Корана
они совершенно не утомляют слушателя. Возвышенная рито-
рика и напряжённый темп одних сур контрастируют с плавным
изложением в других, что побуждает нас вновь и вновь задумы-
ваться над сутью повторяющихся рассказов, извлекать новые
уроки из уже знакомого содержания.
Рассказы в Коране делятся на три вида.
1. Рассказы о предыдущих пророках и их народах. Обычно
центральное место в этих историях занимает противо-
стояние между пророками и их противниками, которое
заканчивается спасением верующих и гибелью неверую-
щих. Особое внимание уделяется проповеди пророков,
их поведению и нравственным качествам. К таким ис-
ториям относятся рассказы об Адаме, Нухе (библ. Ной),
Ибрахиме (библ. Авраам), Луте (библ. Лот), Мусе (библ.
Моисей) и Исе (библ. Иисус). Одни из них, например,
рассказ о потопе во времена Нуха, перекликаются с биб-
лейскими историями. Другие содержат сведения об ара-
вийских пророках — Худе, Салихе, Шуайбе. Из текста
Корана следует, что современникам Мухаммада было из-
вестно о трагической судьбе некоторых народов, некогда
проживавших в Аравии.
2. Рассказы, повествующие о людях, которые не считают-
ся пророками. К ним относятся рассказы о Талуте (библ.
Саул) и Джалуте (библ. Голиаф), двух сыновьях Адама
(Кабил и Абил, библ. Каин и Авель), обитателях пеще-
ры, Зу-ль-карнейне, Каруне (библ. Корей), Марьям (библ.
Мария) и других.
3. Рассказы, связанные с жизнью Пророка Мухаммада. В Ко-
ране освещены самые важные события его жизни, напри-
мер ночное путешествие в Иерусалим, вознесение на не-
беса, Хиджра, сражения при Бадре и Ухуде, Битва у рва,
поход в Худейбию, битва при Хунейне и поход на Табук.
Древние цивилизации в Коране. В ряде коранических сур встре-
чаются упоминания о некоторых древних народах и цивили-
зациях, их особенностях, верованиях и местах проживания,
а также отправленных к ним пророках. В одних местах Пи-
§ 4. Коранические истории 83
84 Глава 2. Священный Коран — настольная книга мусульман
сания мы находим лишь перечисления этих народов, а в дру-
гих — их более подробное описание.
Рассказы о древних цивилизациях и их участи имеют поучи-
тельный характер. Они призывают человека задумываться над
последствиями его деяний, ценить дарованные человечеству бла-
га, заботливо относиться к людям и окружающей среде. Археоло-
гические исследования подтвердили подлинность коранических
сведений о гибели ряда цивилизаций и доказали, что в своё вре-
мя это были развитые города, жители которых стяжали богатс-
тва и изощрялись в строительстве архитектурных сооружений.
Одним из повествований, занимающих центральное место
в Коране, является история о потопе, постигшем народ пророка
Нуха. Эта история находит отражение в культурном наследии
многих народов. Потоп описывается в Библии, упоминается
в памятниках шумерской, ассирийской и вавилонской письмен-
ности, древнегреческих легендах и древнеиндийском эпосе, на-
родных сказаниях Литвы.
В Коране сообщается, что Нух призвал своих соплеменни-
ков отказаться от поклонения идолам и прочих грехов, но они
сочли его лжецом и насмехались над ним. Он проповедовал
среди них долгие годы, и с каждым днём неприязнь знати к его
призыву только возрастала. Их вражда к нему была связана
с нежеланием потерять своё положение в обществе и лишиться
богатств, нажитых чужим трудом. Кроме того, за Нухом после-
довали бедные и неродовитые люди, которых знать презирала
и угнетала. Когда же истина стала ясна всему народу и каждый
осознанно сделал свой выбор, Аллах велел Нуху построить ков-
чег: «Он сооружал ковчег, и каждый раз, когда мимо него про-
ходили знатные люди из его народа, они глумились над ним»
(сура 11 «Худ», аят 38).
Вскоре за последним предупреждением наступил час рас-
платы, и Нуху было приказано погрузить на ковчег его семью
и по паре от каждого вида животных. И начался потоп, описан-
ный в Коране следующим образом: «Мы открыли врата неба,
откуда стала изливаться вода, и разверзли землю, из которой
забили ключи» (сура 54 «Луна», аяты 11–12).
Народ Нуха был погублен, и спаслись только те, кому бы-
ло позволено взойти на ковчег. Коран не сообщает о масшта-
бах и продолжительности потопа, но в суре «Худ» отмечается,
что ковчег остановился на горе Джуди, расположенной в окрес-
тностях иракского города Мосул.
В Коране нет упоминаний о том, что потоп был катастро-
фой мирового масштаба. Напротив, подчёркивается, что гибель
постигла только соплеменников Нуха, отвергших его призыв:
«Они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним,
в ковчеге, и потопили тех, кто счёл ложью Наши знамения»
(сура 7 «Ограды», аят 64).
Согласно Корану, Аллах никогда не наказывал народы, к ко-
торым не приходили увещеватели, и поэтому уничтожение все-
го человечества за неверие одного народа выходит за рамки ко-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.