Павел Кочурин - Коммунист во Христе
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Коммунист во Христе"
Описание и краткое содержание "Коммунист во Христе" читать бесплатно онлайн.
В разгар застолья, подорвав жестом руки Тарапуню, бригадир трактористов Семе-нов, "шепнул" вслух, что высоким гостям надо честь оказывать. Симка Погостин, подско-чив, ткнул бригадира в бок кулаком, нагнулся к его уху: "Не суй, поддемиургенчик, рабье рыло не в свое корыто". Тарапуня как бы случайно встал за спиной Нестерова, высказал: "Гости дорогие, свадебники и родные, все мы на веселом пиру равны. Князю и княгине нашим не от чина поклон неси, а сердце доброе отвори и пожелания душой выкажи". Су-хов улыбался, восхищаясь главным дружкой. Подлаживаясь под Тарапуню, встал и сказал громко, разведя руки перед грудью, как бы душевно раскрываясь: "Милости не жди от чи-нов прытких, как на берегу рыбки, согласие, труд да любовь и сулят ладные прибытки… Чтобы жизнь шла добрым молодцем, без конца медовым месяцем", — поднял рюмку: горь-ко… Молодые встали, поцеловались. Сухов досказал: "Так бы вот в сладость пилось и елось в этом гостевом доме". Нестеров вроде как не заметил тарапунину приговорку о чи-нах. Не собрание, позволительно и вольность высказать.
Олег Сергеевич умиленно глядел на дочь, сказал жене, Евгенье Александровне, и тетке Ивана, Прасковье Даниловне, сидевшей рядом, перебивая родственный уже их раз-говор: "Вроде как в Берендеево царство наша княжна попала. Все, вишь, тут равны, слав-ные люди. Я всегда думал, что деревенский люд проворней и практичней городского. По крайней мере, пустого меньше говорят, а если баско, то по делу. Родимая земля добрым духом их одаривает". Евгения Александровна сыронизировала: "Вот, вот, ты уже тоже отдарился".
Дима, брат Светланы, смотрел на гостей и на молодых, как смотрит на папуасов досужий турист.
Старик Соколов сидел рядом с художником. Выслушав Сухова, сказал: "Ладно де-ло, от крепких корней новый ствол и пойдет, и дай-то Бог, чтобы его не подрыли, в цело-сти оставили". Художник повторил: "Дай-то Бог, Яков Филиппович…" Недоговорил, оба отвлеклись разговорами Серафима Колотина с бригадиром Фомичом: "И надо бы вот вся-кую технику к себе приручать, тот же трактор, а не к ней подлаживаться…" Высказав это, Колотин рубанул рукой воздух, как бы останавливая на этом свою мысль, Фомич поддер-жал его: "И землю надо лелеять как дитя, а технику, знамо, держать в руках… Ну да вроде не о том на пиру веселом раскудахтались"…
Художник ловил шутки и прибаутки гостей. Между ними, как естественная нужда, пробивались и пробивались и серьезные разговоры (куда от них болевым мужикам). Вби-рал все, как вбирают запахи и краски весеннего луга. Когда в шуме говора началось дви-жение, он подсел к Марфе Ручейной, сидевшей в сторонке стражницей от сглаза и порчи молодых. Рядом с Марфой сидел дед Галибихин, гостем от старинного рода Галибихи-ных. Взору художника представился мир, который (горько подумать) поистреблен, как поется, до основания. Одна надежда, что корни их сохранит земля, и они дадут свои рост-ки. В молодых Кориных, словно после долгой лютой зимы и буйного половодья, и откры-вался внутреннему взору художника веселый зеленый берег. Пусть и израненный стихи-ей, но все же узнаваемый. Теперь бы верного надежного тепла, и незагороженного тучами ясного солнечного света в воздаяние.
Очередным номером были шуточно-назидательные проделки. По знаку главного дружки гости вышли из-за столов. Светлану заставили развести в кружке соль и напоить мужа. Иван расхвалил питье: "Милая женушка, вкусно". В ответ слова гостей: "Горькое снесешь, так и сладкого вдоволь испробуешь". "Коли не всякое в вину, быть дому в ладу". Бросали с маху о пол горшки, молодуху заставляли подбирать черепки: "Не беда, что горшки бьются, беда, кали черепки на виду остаются". "Осколкам не валяться, обиде не держаться". Молодухе дали в руки веник; "Сору в избе не место, как и безрукой невесте". Светлана с Иваном распилили березовый кряж, молодой хозяин ловко расколол чурки: "Были бы ловки руки, а дело избавит от муки". "Дрова жарки, так и щи с кашей в печи горячи".
Олег Сергеевич не унимался: "А Светку нашу и впрямь уму-разуму научат. С тол-ком ведь все, притчево. Не дуралеями выдумано. Русь-то и верно что деревней живет". Евгения Александровна кивнула с довольной улыбкой, что дочка ее с испытаниями спра-вилась. Значит "не непутное дитятко", как вот кто-то из старух вымолвил в похвалу моло-духе. У Димы, современного парня, представление вызывало снисходительную ухмылоч-ку. Подошел в сестре, шепнул: "На видик бы покрутить скоморошный спектакль… Патри-архальный люд в веселье ломится". Светлана, как надменного переростка школьника, с терпеливостью выслушала и тут же спросила: "Почему, Дима, ломится?.. Это обычаи, народом сложенные, самой природой подсказанные. В них как раз образное отображение жизни. Душа и разум народа. Не стрекулистами "натужено", как твои дружки "выбрыки-вают" а все живое, "от мамы", опять твои словечки"… Дима пожал плечами, все с той же своей усмешечкой: "Убогая у тебя, Димочка, и не живая душа", — как бы пожалела "оби-женного жизнью" брата сестра, — Красоты и смысла притчевого не понимаешь, угаром ви-диков перенасытился".
Вышли потанцевать на тесовый помост перед верандой. Гремела радиола. Сухов пригласил Анну Савельевну. Потом танцевал с Евгенией Александровной. Наплясавшись, как он сказал, сел на лавочку под березой. Перед ним живой памятью о беседах с Данилом Игнатьичем и моховскими мужиками, предстал Старик Соколов.
— Небось, не забыли, Михаил Трофимович, в бытность вольно сиживали тут, разго-воры о жизни вели, — напомнил Яков Филиппович, чтобы начать свой нынешний разговор.
— Как же, как же, Яков Филиппович, присаживайтесь и потолкуем. Жизнь-то вот течет и, как река по весне меняется: то из берегов в половодье, то мелит — вброд ее пере-ходи, с камушка на камушек перепрыгивай в том месте, где еще вчера тонули…
— Да уж что говорить. Но по реке ли она, жизнь-то. Она-то и верно, то бурлит, то мирно струится, но вот не пересыхает. А мы знай, как пугливые, тихо посуху бредем… — Старик Соколов умиротворенно разгладил бороду.
Сухов тоже вроде как остерегся прилюдно продолжать рассудительный разговор. Как раз подходил Нестеров, "Первый", а за ним и Николай Петрович, и учитель Климов, парторг: как у начальства на глазу не побыть. И сам хозяин дома, а с ним и Виктор Куля-кин не могли не присоединиться. Постояли все в кружке и направились через загороду в овинник, к деревьям. Скорее всего, решили размяться по предложению хозяина.
Иван так и сказал Светлане.
— Теперь отец добьется своего, — поглядел вслед уходящим. — Коммунист во Христе, о добре глаголя, на мозоль демиургенам и наступит, надавит незаметно своей тихостью. Сухов подтолкнет Нестерова с Даниловым полем. Поди, уж дошла до верхов молва, что на Татаровом бугре гнездо нечистой силы, которая всех и будоражит.
Именитые гости вернулись в дом с хозяином, когда все снова рассаживались за стелами по своем местам. Сухов под каким-то своим настроением, может от разговоров со Стариком Соколовым и Дмитрием Даниловичем, подошел к молодым с речью.
— Иван Дмитрия и Светлана Олеговна, — высказал он и, выдержав паузу, ровно для того, чтобы вдохнуть, продолжил: — Отныне вы главная опора коринского рода. Корины — древние корни древа крестьянского. Вам и укреплять эти корни и длить род династии славных сеятелей и кормильцев люда. Совершенствовать трудом и разумом нашу расей-скую земледельческую культуру. Крестьянин — соль земли, скала, краеугольный камень, на котором держатся все человеческие ценности. Ему и надлежит быть разносторонне об-разованным, умным просвещенным сеятелем. На вас — инженере-агрономе и учительнице-наставнице — и лежит это бремя воспитания в хлебопашце высоких нравственных челове-ческих качеств.
В этих, вреде бы и стандартных, парадно праздничных словах демиургена высоко-го ранга, Иван уловил оттенок высказа какого-то нового взгляда на колхозника, бывшего мужика. Он должен возродиться, приучиться бросать зерна только в мягкую, возделанную с почву. Стать в чем-то даже таким, каким он был до колхозной поры… Слово "хозяин" Сухов не высказал, Иван знал, что в мыслях его оно было. Часто проговаривалось и са-мим Суховым, тогда секретарем райкома, в беседах с дедушкой Данилом, председателем моховского колхоза. Старик Соколов осторожным высказом на природе, среди деревьев, и навел Сухова, теперешнего председателя облисполкома, на те их совместные разговоры с Корнем, как называли тогда заглазно дедушку, а теперь вот так называют отца. Ивану об этом и подумалось под веселое настроение и как бы даже не всерьез. Но тут же сразу за-пала вопросная мысль: "А что разумел Сухов под возрождением… нравственности в рос-сийском крестьянстве?.." Не крепостного же, и не покорного колхозника под игом "Пер-вого". Скорее всего, тут тот же смысл, который вкладывал в слове "хозяин" дедушка — крестьянин; в полном смысле владелец земли… Иначе, зачем было Сухову говорить о ди-настии тех же Кориных и корнях? На корнях, каждый знает, держится все живое, от них идет плодоносящая крона дерева… А у колхозника, — какие корни?.. Он без корней, а зна-чит обречен на засыхание. Но и колхозник — все же крестьянин. А крестьянин, по промыс-лу Творца, умереть не может. И должен возрождаться из захирения к полноценной жизни, иначе и самой смерти некого будет умерщвлять, и злу не над кем глумиться. Всем — поги-бай. Но раньше всего, и во спасение всего должны погибнуть сами демиургены, "творцы" нашего "действительного". С их гибелью и начнется возрождение "простого человека" в творца своей действительности… А что если, кроме Старика Соколова и отца, поняли сло-ва Сухова так, как понял их он, Иван, и… Тогда на Сухова положат глаз затылоглазники. И Сухов… Но этого Иван не решался и мысленно предположить, додумать.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Коммунист во Христе"
Книги похожие на "Коммунист во Христе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Кочурин - Коммунист во Христе"
Отзывы читателей о книге "Коммунист во Христе", комментарии и мнения людей о произведении.