Лидия Новицкая - Уроки вдохновения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Уроки вдохновения"
Описание и краткое содержание "Уроки вдохновения" читать бесплатно онлайн.
Книга старейшего театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой содержат ценнейшие записи занятий К. С. Станиславского с учениками в Оперно-драматиче-ской студии. На примере работы над трагедиями Шекспира «Ромео и Джульетта» и «Гамлет» автор рассказывает о последнем открытии великого реформатора сцены, получившем название «метод физических действий», и предлагает систему практического применения этого метода, а также разработанную на занятиях Станиславского поэтапную схему работы над пьесой. В книге возникает яркий образ К. С. Станиславского с его художественными и этическими исканиями.
Вторая часть книги — «Тренинг и муштра» — связана с непосредственной практикой преподавания актерского мастерства. Она содержит ценный, проверенный автором материал для практических занятий с будущими актерами по элементам системы Станиславского.
Уметь превращать сочувствие в собственное, подлинное чувство человеко-артиста — это великое мастерство.
Кроме повторных переживаний, существуют также и повторные ощущения. Они вызываются памятью пяти чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). Органы чувств оказывают влияние на воспоминание эмоциональной памяти. Вот почему их и следует изучать параллельно с эмоциональной памятью.
Изучение элементов эмоциональной памяти следует проходить по трем этапам: первый этап — развитие памяти пяти органов чувств (развитие повторных ощущений); второй этап — развитие эмоциональной памяти; третий этап — манки внешние и внутренние.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Имеется тесная связь, взаимосвязь, взаимодействие наших пяти чувств (органов восприятия). Сначала создаются зрительные представления, а потом через эти зрительные представления возбуждаются и другие внутренние органы. Когда говорят: вспомните вкус гречневой каши или арбуза, мы сначала видим гречневую кашу или арбуз, а потом уже ощущаем их вкус.
У одних легче развивается память зрительная, у других — слуховая, у третьих — осязательная, а у четвертых — в равной степени память всех органов чувств.
«Из всех пяти чувств зрение — наиболее отзывчивое при восприятии впечатлений. Слух также очень чуток. Вот почему легче всего воздействовать на наши чувства через глаз и ухо», — говорил Станиславский.[121]
Для чего же нужны ощущения пяти органов чувств при сценическом творчестве? Они необходимы как «манок» для возбуждения эмоциональной памяти. Кроме того, они нужны актеру при общении с бутафорскими предметами, чтобы при помощи их вызывать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. Ведь по ходу действия той или иной пьесы актеру часто приходится и есть и пить, а ему подают бутафорские кушанья. И вот при этом надо сыграть так, чтобы зритель поверил, что на столе все настоящее. Предположим, что вы играете в спектакле «Хозяйка гостиницы» Гольдони роль Кавалера ди Риппафрата. Мирандолина, хозяйка гостиницы, приносит вам рагу и соус, приготовленные ее собственными руками. Вы едите это, восхищаетесь и хвалите. А как же вы будете это делать, если не сумеете вызвать в своей памяти вкусовые ощущения этого блюда?
А запахи? На сцене от декораций пахнет краской и клеем, а актеру по ходу пьесы надо говорить, например, что чудесно пахнет сеном, цветами и т. д. И тут важны ощущения, чтобы сыграть правдиво.
Упражнения (на повторные ощущения).
1. На зрительные повторные ощущения. Представить себе: дачу, на которой вы были или живете; слона; гроздь винограда; бабочку, моль, жука; розу — чайную, красную, белую; пчелу, осу, шмеля; звездное небо, луну;
— как ползает ящерица, жук, гусеница, червяк-землемер;
— семафор; кошку, собаку, корову, верблюда;
Большой театр, Малый театр, МХАТ; праздничный салют в Москве; зиму, снег, иней; осенний лес; самолет, вертолет;
— милосердие, правосудие и т. д.
2. На слуховые повторные ощущения. Послушать: вой ветра за окном; прибой морской волны; капель при таянии снега весной; гармонь, балалайку, гитару; лай собаки; колку дров, пилку дров; карканье вороны; жужжание шмеля, мухи, комара: тарахтение телеги по дороге, по мосту; шум мчащейся по шоссе машины; приближающийся и удаляющийся звон бубенчиков тройки; шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по ступенькам лестницы; шум сосен; гудок поезда, автомобиля; настройку оркестра перед началом спектакля и т. д.
3. На повторные ощущения обоняния. Понюхайте, здесь пах нет: морем, рекой, болотом; ландышами, сиренью, розой, жасмином; жареным гусем, вареной курицей; нашатырным спиртом, валерьянкой; кислыми щами, жареным картофелем; бензином, пивом, вином; кофе, чесноком, сушеными грибами; йодом, елкой; сыростью, газом, гарью, дымом; яблоками, жареными пирожками и т. д.
4. На вкусовые повторные ощущения. Представьте, что вас во рту: шоколад, горчица; мороженое, перец; рябчик, лимон; дыня, касторка; апельсин, лесной клоп; малина, зубной порошок; горячий вареный картофель, клубника; чернила, кровь, лед, сыр, железо, глина, щавель и т. д.
5. На осязательные повторные ощущения. Представьте себе, что вы: берете в руки снежный комок; опускаете руку в горячую, теплую или холодную воду; гладите кошку, собаку-дворняжку; щупаете меховой воротник, шерстяную или шелковую ткань, бархат, полотно, кожу; берете в руку лягушку, песок мокрый, песок сухой и горячий; надеваете на обнаженное тело шерстяную кофту, закутываетесь в мокрую простыню; купаетесь в холодной, теплой воде; пьете горячий чай, обжигаете язык; хватаетесь за железную ручку на морозе; определяете сорт муки на ощупь — картофельная, пшеничная, манная, гречневая; трогаете вату, мех — каракуль, белку, синтетические меха.
В ходе исполнения упражнений педагогу необходимо спрашивать участников, какие возникают у них зрительные ощущения, внутренние видения. Очень важно следить за тем, чтобы они рассказывали о возникших видениях, а не фантазировали в момент рассказа. Необходимо также выяснить, какие ощущения вызвать легко, а какие — трудно. Следует рекомендовать упражнения на те повторные ощущения, которые плохо поддаются возбуждению.
Упражнения (на постепенное расширение зрительного представления).
Педагог называет те или иные предметы, а потом, через паузы, дополняет их определениями.
«Кошка», — добавляет «черная», затем «большая».
«Скатерть» — «бархатная», с «кистями».
В данном упражнении видения (зрительные образы) должны соответственно перестраиваться. Важно добиваться, чтобы вводимые добавления не выбивали, а лишь направляли видения по определенному руслу, то есть расширяли бы представления о предмете.
Упражнения (на комплекс повторных ощущений).
1. Предложить участникам мысленно выйти из дома и пройтись в знакомый продовольственный магазин. Выяснить, что видели по дороге в магазин и в самом магазине, что слышали (шум идущего транспорта, разговоры, стук дверей магазина, работу касс, шуршание упаковочной бумаги и т. д.). Какие запахи уловили в разных отделах магазина. Что осязали, беря в руки те или иные продукты (холодную бутылку молока, теплую булку, влажную бумагу со свежей рыбой и т. д.). Какой вкус ощутили, пробуя яблоко, сыр, творог и т. д.
Посетить Третьяковскую галерею.
Вспомнить сегодняшний завтрак, обед.
Вспомнить все события сегодняшнего дня.
Вспомнить сегодняшний путь в институт.
Предложив данные упражнения, необходимо дать на подготовку 5—10 минут, а затем заставить нескольких человек рассказать всю представленную ими картину внутреннего видения.
ВТОРОЙ ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Актер должен уметь пользоваться своей эмоциональной памятью, находя в предлагаемых сценических обстоятельствах аналогичные чувствования с ранее пережитыми в своей жизни.
В каждом воспоминании о пережитом надо уметь схватывать самую сущность, главное.
Каждый человек в своей жизни видел и пережил не одно, а много событий, вызывающих у него однородные чувствования. Большинство событий нашей жизни забывается именно потому, что они никогда не повторяются в совершенно одинаковой форме. А те, что сохраняются, остаются в нашей памяти не во всех подробностях, а лишь в отдельных чертах, деталях, более всего привлекших тогда внимание человека.
«Из многих таких оставшихся следов пережитого, — говорил К. С. Станиславский, — образуется одно — большое, сгущенное, расширенное и углубленное воспоминание об однородных чувствованиях. В этом воспоминании нет ничего лишнего, а лишь самое существенное. Это — синтез всех однородных чувствований. Он имеет отношение не к маленькому, отдельному частному случаю, а ко всем одинаковым. Это — воспоминание, взятое в большом масштабе. Оно чище, гуще, компактнее, содержательнее и острее, чем даже сама действительность».[122]
И чтобы пользоваться этим «синтезом», необходимо развивать эмоциональную память. Актер должен научиться по своему желанию вызывать к действию заложенные в нем воспоминания. Вызванные повторные воспоминания переходят в чувства, которыми артист и начинает жить, перенося их в аналогичные предлагаемые обстоятельства.
Повторные чувства бывают разные по силе, которая зависит от того, насколько глубоко было потрясение в момент события, какова глубина впечатлений. Эта глубина обусловливается вниманием, степенью проявленного интереса, интенсивностью чувства, длительностью события, непосредственностью впечатления и т. д. Все это влияет на силу и качество эмоциональной памяти. Например:
Вы получили публичное оскорбление. Внутреннее потрясение при этом было так велико, что вам не нужна помощь психотехники, чтобы пережить аналогичные чувства на сцене.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уроки вдохновения"
Книги похожие на "Уроки вдохновения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лидия Новицкая - Уроки вдохновения"
Отзывы читателей о книге "Уроки вдохновения", комментарии и мнения людей о произведении.