» » » » Галина Башкирова - Рай в шалаше


Авторские права

Галина Башкирова - Рай в шалаше

Здесь можно скачать бесплатно "Галина Башкирова - Рай в шалаше" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Советский писатель, год 1979. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Башкирова - Рай в шалаше
Рейтинг:
Название:
Рай в шалаше
Издательство:
Советский писатель
Год:
1979
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рай в шалаше"

Описание и краткое содержание "Рай в шалаше" читать бесплатно онлайн.



Читателю известны книги Галины Башкировой «Наедине с собой», «Лицом к лицу», «Если бы знать...» и др. События романа «Рай в шалаше» разворачиваются в наши дни — в лабораториях научно-исследовательского института, на семинарах и симпозиумах молодых ученых. Автор широко показывает своих героев и в быту, в домашней обстановке, выдвигая на первый план те нравственные проблемы, которые возникают перед ученым-психологом Татьяной Денисовой, ее мужем, физиком по профессии, и их окружением.






А Таня? Что Таня? Ни одной слезинки, ни одного признания... странно, ведь Таня как будто бы человек несильный, почему она молчит?

И с Катериной она молчит. А Катерине так хочется быть полезной, соучаствовать не в мудрствованиях, а в жизни! А тут разве не жизнь? Подозрения, ссоры, духовная рознь: жизнь, зашедшая в тупик (так, вероятно, определила бы сложившуюся ситуацию сама Катерина, сторонница крайних определений).

И с Леной, почти сестрой, Таня молчит, при этом Тане кажется, что она не рассказывает ей ничего из жалости: у Ленки своего полно, с одними детьми, своими и чужими, хватило бы сил разобраться!

Но когда человек ранен и раны его кровоточат, разве размышляет он о том, что люди вокруг заняты своими неспешными делами и неловко их отвлекать? Он либо обращается за помощью, либо уходит в свои одиночество и боль. И не потому, что не хочет выжить, — потому, что иначе не может. Это сидит внутри, и с этим ничего не поделать.

...Итак, Таня вышла из роли, почему — никто не знал, и в ответ начали копиться обиды неутешенных, необласканных, невыслушанных ее друзей и подруг. А переключиться на новую роль она не умела — может быть, она просто негибкая женщина? Вероятно! Но как часто в жизни так бывает! Никто, казалось бы, не изменился, все такие же! И все такое же вокруг, никаких внешних, всем известных событий не произошло. Только кто-то один в приятельском кругу повел себя чуточку по-другому, замкнулся на время, позволил себе быть невнимательным, не позвонил неделю или месяц, а позвонив, не спросил: «А ты что?», «А он что?», «А на работе что?», «А мать что?»... И все — и поехало, покатилось. Ведь он не только у одного не спросит, придавленный собственным горем, — у всех. Тут кроется, должно быть, загадка того, что прежде называли коллективной психологией: ни словом друг с другом не перемолвятся, промолчат, иногда и не увидятся друг с другом, иногда даже не знакомы между собой, но все затаились, заметили еще два-три срыва... Ага! Значит, не случайность, значит, он или она — не такой, не такая, как изображалось, значит, на самом деле — черствость в душе! А мы-то дураки, мы-то наивные! И вот уже общественное мнение готово, вот уж покатили бочку, как сказал бы Денисов. Отчего? Что случилось?

Милости хочу, а не жертвы.

Бывают такие аттракционы с бочками: вам ее, потехи ради, катят, а вы, вместо того чтобы быть сшибленным с ног, вскакиваете на нее и семените ловко ногами и смеетесь весело вместе с теми, кто вам эту бочку послал, будто это шутка, игра и не опасно для жизни. А потом, если вы человек памятливый и недобрый, можете и сами, выждав момент, тоже отправить свою бочку в обратном направлении — пусть разбираются!..

В случае с Таней до всего этого еще далеко, и все же следует учесть и эти — возможные, непредсказуемые по скорости развития последствия Таниной хмурой замкнутости.

...Но все это отступление понадобилось лишь для того, чтобы попытаться понять, почему Таня именно в это время, в эту ли ночь или в другую, села работать, а не побежала к подружкам жаловаться.

4

«Быть лидером и быть в центре — разные понятия. Быть лидером — понятие широко известное, без лидера невозможно слаженное функционирование ни одной даже самой малой группы людей. Многочисленные эксперименты, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали это с достаточной убедительностью. Для понятия «лидер» важно не то, чем человек занят, капитан ли он подлодки или мастер в цехе, важно, что он находится в центре людей и в критических ситуациях берет на себя принятие решений.

Быть в центре — понятие более широкое, имеющее отношение ко всей жизнедеятельности человека, к тому, как человек осознает возможности реализации себя и своих способностей, своей энергии в мире. От того, как человек оценивает понятие «быть в центре», зависит вся система его представлений об иерархии ценностей. От этого же понятия зависит, как человек понимает, что такое счастье».

Таня перечитала последнюю фразу, задумалась и вычеркнула: нет, это не годилось даже для первоначальных набросков.

«Итак, то, что человек понимает под «центром».

Единый стимул поведения в разных его проявлениях.

После удовлетворения первичных потребностей, необходимых для поддержания жизни, начинается восхождение по ступеням иерархии ценностей. Здесь мы вводим условно понятие «стремление к центру», рассматриваемое нами с точки зрения рефлексии, то есть понимания и оценки нашей деятельности нами самими и представителями внешнего мира.

1. Это может быть чувство приобщения к истине. Занятие математикой, например, или стремление к историческим преобразованиям. Любовь к женщине, детям, становящиеся центральной идеей существования человека.

2. За свою деятельность: занятия математикой, общественную работу, воспитание детей — человек непременно стремится получить знаки социального признания.

3. За свою деятельность — занятия математикой, общественные дела, воспитание детей — человек стремится получить не просто знаки социального признания, а постоянное подтверждение другими людьми, что они эти знаки видят и воспринимают человека лишь в соответствии с ними.

Математику может быть важно лишь то, что он прикосновенен к самым сложным ее разделам. Следующий шаг — то, что общество признало и высоко оценило его прикосновенность. Наконец, то, что все вокруг, зная о высоте его социального престижа, воспринимают его только в качестве великого ученого».

...Написав эти строки, Таня вспомнила, как коллега из соседнего сектора жаловался ей: «Они относятся ко мне, как к мальчишке, а я старший научный сотрудник». Впрочем, при нынешнем конвейерном развитии науки это стало нормой: оценивать себя не тем, что сделал, а полученной степенью.

«4. Понятие «быть в центре» надо решительно отделить от понятий «воля к власти» и «изначальная агрессивность» человека».

...Тут, на этих словах, Таня остановилась, решив, что она разъяснит то, что имеется в виду, позднее...

«5. Аспект исторический. Каким образом, начиная с первобытных времен, могло развиваться это понятие. Не быть голодным, прикрыть наготу, занять определенное положение в первобытной ячейке...»

А дальше? Нет, Таня перепрыгнула через последние две ступеньки —

«быть лучшим охотником, лучшим стрелком, подчинить себе всех женщин племени... Нормально, старшие сотрудники с их комплексами признания и непризнания существовали и в древнейшие времена. Но как зарождалось самое высокое — бескорыстное сознание приобщения к истине?

Быть может, в ту минуту, когда человек при свете негаснувшего огня рисовал в пещерах оленей, бизонов и мамонтов, рождалось не только искусство — рождались новые состояния человеческого бытия. В эти часы, минуты, мгновенья — кто узнает? — рождалось новое отношение человека к самому себе. Он сам, его тело, руки, ноги, его ненасытный желудок, его мужская плоть в попытке захватить, утвердиться, восславиться в пределах рода, племени отходили на время, он переставал чувствовать себя центром, вокруг которого и ради которого бродят по земле звери, растут деревья и женщины стонут в ночи...

Вульгарный материализм объясняет появление искусства лишь хозяйственными нуждами: запечатлеть, чтобы удачнее убить. Запечатлеть, чтобы превратиться в человека!»

Таня поежилась. Замерзла. Она встала, походила по комнате, взяла с кресла теплую шаль, подарок тети Капы (тетя Капа вязала ее долго, чуть ли не целый год, подбирая нитки, советуясь беспрерывно с Таней), накинула шаль на плечи, уселась с ногами в кресло, подоткнула шаль под себя и снова принялась писать.

«...Итак, искусство, как форма личного и одновременно надличного существования.

Появление «надличного» в человеке.

6. Существование в истории особых моментов прорыва человека не к своему самосохранению и самоутверждению, какие бы формы оно ни носило, — к истине. (Попытаться проследить в веках.)

7. Один из таких моментов — зарождение христианства».

...Мы не беремся объяснить, почему Тане понадобился именно этот пример, потому ли, что он ясен и лежит на поверхности, или потому, что совсем недавно Денисов поразил Таню своим яростным, даже нарочито глуповатым (глупости в его разговоре, на наш взгляд, не было, было мальчишеское желание все того же самоутверждения) отрицанием объективной закономерности появления христианства.

Но оставим Таню, не будем перебивать ее столь часто и бесцеремонно.

«Появление христианской религии легче всего объяснить рядом конкретных и осязаемых причин (так же как появление искусства): ужасы рабовладельческого строя, тяготы налогового гнета, низкий жизненный уровень масс, произвол цезарей в центре, наместников и солдатни на периферии. Но эти факторы отчаяния по большей части не были новыми. Нельзя также объяснить отчаяние накануне появления христианства и провалом «реальных» форм борьбы: «за неимением Спартака рабам пришлось начать слушать проповедников». Это одна сторона истины, но не вся истина».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рай в шалаше"

Книги похожие на "Рай в шалаше" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Башкирова

Галина Башкирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Башкирова - Рай в шалаше"

Отзывы читателей о книге "Рай в шалаше", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.