Александра Анисимова - Бабушкины янтари

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бабушкины янтари"
Описание и краткое содержание "Бабушкины янтари" читать бесплатно онлайн.
«Русский человек любит песню. Она сопутствует ему во всей его жизни, начиная с колыбели. Песней выражает он свою радость, в песнях изливает свои печали».
Эти слова принадлежат известной пензенской песеннице и сказочнице Александре Петровне Анисимовой. Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки.
...
Когда читаешь Анисимову — доверяешься ей, ибо знаешь, что писал действительно «жаждущий». Именно в таком качестве предстает она в своих песнях, припевках, сказках.
В 1956 году, в связи с шестидесятилетием А. П. Анисимовой, в Пензе вышло ее «Избранное». Отдельные ее сказки, такие, например, как «Птица Радость», «Про деда Водяного», «Три Аннушки», были переведены на иностранные языки и тепло встречены.
Надеемся, что читатель по достоинству оценит эту своеобразную, живую, талантливую книгу.
— Это всё Водяного деда шуточки: он парня на дно тянул, хотел его от невесты отбить.
Кое-кто парню советовал:
— Отставай от невесты, все равно Водяной от нее не отвяжется, где-нибудь он ее утопит. А может, и ты этого не минуешь — сердит он на тебя.
Парень этим советчикам так сказал:
— От невесты я не отступлюсь. А если Водяной от нас не отвяжется, так мы сами от него отвяжемся. Свет не клином сошелся.
Подошло время, женился парень. Женился и увез молодую жену из этого села вон — переселились насовсем в другое место.
Где они после жили — далеко ли, близко ли, — а в этом селе больше не бывали. Только доходили слухи, что век свой они благополучно прожили, тихо-мирно померли, и после них доброе поколение осталось.
А когда они из села, из Приволья, уехали, то в скором времени стали люди замечать, что вода в этих местах мало-помалу на убыль пошла. Прежде всего, болота начали пересыхать. А тут и озера стали мелеть и уменьшаться. И в чудесном роднике водяной столб становился все ниже и ниже, а потом и вовсе не стала вода вверх выбивать, и сделался на этом месте самый обыкновенный родничок.
И пошли про эту убыль воды всякие разговоры. Одни так объясняли:
— Видно, Водяной дед на нас рассердился и отвел воду.
А другие говорили:
— Не на что Водяному на нас сердиться. А что вода пропадает, так это он по девке сохнет — не стало ее тут, вот он и тоскует.
Как бы там ни было, но вот прошло с тех пор лет сто или двести, и стоит теперь село Приволье на сухом месте… А поля-то вокруг него широкие. А почвы хлебородные, богатые. А люди тут живут трудолюбивые. И кабы эта земля от засухи не страдала, вот уж действительно было бы тут настоящее приволье!
И вот приехал в это село агроном — молодая девушка по фамилии Привольская. Разговорилась она с колхозниками и, между прочим, рассказала им:
— Мои, — говорит, — деды-прадеды здешних корней, из этого самого села выходцы. Поэтому, — говорит, — у нас и фамилия такая — Привольские.
Сказала, конечно, и по какому делу приехала:
— Необходимо, — говорит, — проверить, как у вас конопля родится в полевых условиях.
И, конечно, она, прежде всего, поля обследовала, ознакомилась с местностью. Целый день то с председателем, то с бригадирами ходила да ездила. А на другой день пригласила с собой в поле кое-кого из колхозников. И вот они ходят с ней по полям, по лугам и рассказывают ей, какие тут раньше угодья прекрасные были:
— Вот здесь, — говорят, — было озеро!
— А вон там, — на пашню показывают, — болота были и кустарники.
— А теперь, — говорят, — вода от нас ушла, и остались мы на сухой степи…
Девушка их спрашивает:
— И куда же от вас вода ушла? Один пожилой колхозник говорит:
— А кто же ее знает, куда она ушла. По всему видно — глубже в землю она ушла. Это мы и по колодцам замечаем — все больше и больше в них вода осаживается. Ведь иной раз прямо-таки досуха вычерпываем. Не стало воды… И другой присказал:
— Сильно обезводела наша местность. Ушла от нас вода…
Про Водяного они ей ничего не рассказывали. Неудобно. Ведь каждый, конечно, понимает, что в институтах такое дело не преподают. К тому же и себя отсталым оказывать тоже никому не интересно.
Вот подошли они к большому оврагу. Девушка показывает на этот овраг и спрашивает:
— А вот здесь, товарищи, что у вас раньше было?
— Здесь что было? А ничего здесь раньше не было. Луговина была. Трава росла. Сено косили. А вот теперь — размыло…
Один старик сказал:
— На моей памяти это место рушить начало. Год от году все дальше да глубже размывает. Весной и в сильные дожди тут вода шурует — и батюшки мой! От этого оврага отроги вот уж куда пошли— в дальнее поле…
Вздохнула девушка, покачала головой. А потом говорит:
— Вот она куда, ваша вода, ушла — овраги ее вытянули. Эх, друзья мои милые, товарищи дорогие, и что же вы со своими полями наделали! Верховья оврагов вы не крепили. Запруды не ставили. Весенние воды не отводили и не задерживали — катай, размывай дальше да глубже! И вот подпочвенные воды и вышли у вас в овраги и покатились в синее море. Вот вы говорите: «Вода от нас ушла».
Да! Действительно, ушла от вас вода. Вот в эти овраги она ушла. Сами вы ее упустили. Поэтому и уровень воды в колодцах стал ниже.
Поглядели колхозники один на другого, другой на третьего. Наконец один сказал:
— Правильные эти слова. Выходит, сами себе наделали беды и остались без воды.
А девушка говорит:
— Да. Выходит так. И придется вам, товарищи, эту беду поправлять. Верховья оврагов надо укрепить. Приовражное лесонасаждение необходимо, товарищи. Не забывайте, что и без прудов вам не обойтись. Дела будет много, но откладывать его нельзя. Иначе не будет у вас и той воды, какая пока осталась.
Призадумались колхозники, и агроном тоже. Потом она спрашивает:
— Ну, так как же вы считаете — надо полям воду вернуть?
— Надо! Надо! — колхозники ей отвечают. — А то замучили нас овраги.
Когда возвращались с поля, агроном и те, кто помоложе, ушли вперед. А двое пожилых немного поотстали. И произошел у них такой разговор:
— Ее насчет конопли прислали, а она, гляди-ка ты, и в другие дела вникает. Весь наш рельеф местности как по книжке прочитала. Как она насчет оврагов-то вывела! Ну, способная девчонка!
Другой на это откликнулся:
— Куда! Недаром наших привольских корней. Оно ведь, образование-то, неодинаково к людям прививается: иной выйдет — узкой специальности, только по своему делу понимает, а иной и пошире рассуждение имеет. Девушка дельная, что и говорить! Башковитая! А я, слушай-ка, что думаю: помнишь, наши старухи сказывали, как дед Водяной к парню с девкой привязался и выжил их из села? Так вот не их ли корней она и будет?
— А то каких же? Кроме них, у нас из Приволья никаких выходцев не было. Этих самых корней! И вот теперь она этому Водяному раздокажет — приведет его в дисциплину!
Счастливая зыбка
Стояла в лесу сторожка, а в сторожке жил лесник с женой. Жили они в лесу не мало годов, хозяйством обзавелись — на дворе у них и коровка и овечки и в дому всего вдоволь. Одно плохо — бездетные.
Говорила жена леснику:
— Несчастливые мы с тобой, Матвеюшка. Есть у нас что поесть, есть что обуть-одеть, а вот детками мы с тобой не разбогатели.
— Ну что ж поделаешь, — говорит лесник, — значит, судьба наша такая — одним век вековать. А без детей, конечно, скучно.
Вздохнул лесник. Вздохнула лесничиха. И на том разговор кончился.
Бывало, что лесник и сам про то речь начинал:
— Эх, были бы у нас детишки, Пелагеюшка, веселее в избе-то было бы. А то живем без году двадцать лет, а поколения от нас нет и нет. Некого нам растить-воспитывать. Не на кого порадоваться. А как подойдет старость, кто нас с тобой тогда спокоить будет?
— Ну что ж, — говорит Пелагея, — видно, так нам на роду написано. Сам говоришь: «Судьба наша такая». Немилостивая она к нам — не дает счастья деток понянчить.
Повздыхают, поохают, и опять разговор весь.
Вот принялся лесник на зиму дрова готовить. Привез сухостойнику, перепилил плашки на полешки и стал в поленницу складывать. Складывал аккуратно полено к полену, а которые сучклявые или коряжистые, те в сторону откидывал. «Не нами, — говорит, — сказано: кривое полено всю поленницу портит».
Складывал он, складывал, и попалось ему одно полешко березовое: ствол надвое расходится, будто ноги, а от тех мест, где бы плечам быть, два сучочка отходят, будто руки. Поглядел на него лесник и зовет жену:
— Выдь-ка, Пелагеюшка, посмотри, какое полено диковинное — вроде на человечка похоже.
Вышла жена и тоже признала:
— И вправду похоже на человечка: сучочки-то словно ручки и ножки у дитя малого. Дай-ка я его в избу отнесу.
Подхватила она полено, унесла в избу, в старую шаленку завернула да на печку положила:
— Погрейся, — говорит, — на печке в тепленьком местечке.
И стала лесничиха с этим полешком нянчиться — и все его завертывала да перевертывала. А лесник Матвей того и не видел, он весь день в лесу на обходе, да и ночью нет-нет да и выйдет поглядеть-послушать, не балуется ли где топоришком какой-нибудь порубщик.
Раз вечерком пришел Матвей с обхода, а жена по избе из угла в угол ходит, на руках полено укачивает да припевает:
— А баю, баю, баю,
Баю крошечку мою.
Баю, баю, баю, бай,
Спи, сыночек, засыпай.
Спи, малютка, засыпай,
Крепче глазки закрывай…
Лесник посмеялся:
— Что это ты, Пелагеюшка, никак в куклы принялась играть? Больно уж не по годам игру затеяла, ты ведь не молоденькая.
Поглядел он, а у нее полено разнаряжено: и рубашоночка на нем, и чепчик с лентами, и пеленочка беленькая с кружевами. Все, как и быть должно на настоящем дите. Хотел Матвей жену пожурить, да пожалел: «Скучно ведь ей, — думает он, — все одна да одна в избе, и поговорить ей не с кем. Пусть хоть с куклой позабавится, коли ей это любо».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бабушкины янтари"
Книги похожие на "Бабушкины янтари" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Анисимова - Бабушкины янтари"
Отзывы читателей о книге "Бабушкины янтари", комментарии и мнения людей о произведении.