Григорий Палама - Трактаты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трактаты"
Описание и краткое содержание "Трактаты" читать бесплатно онлайн.
Впервые на русском языке выходят в свет трактаты святителя Григория Паламы "О божественном соединении и разделении", "О божественных энергиях и их причастии" , "О божественном и боготворящем причастии", "Собеседование православного с варлаамитом", "О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами". Диалог "Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо" выйдет в новом переводе. Редакция надеется, что работа по расширению и углублению знакомства с сочинениями святителя Григория будет сочувственно встречена читателями.
114
Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253).
115
Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265).
116
Дан. 9: 24.
117
Пс. 49:1; 135:3.
118
Пс. 135: 2; 1 Тим. 6: 15; Откр. 19: 16.
119
1 Тим. 6:15.
120
Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах»
121
Пс. 81.1.
122
Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви.
123
Ефес. 1:18.
124
Рим. 8:17; 2 Тим. 2:12.
125
Рим. 8:17.
126
Мф. 5: 3; Лк. 6: 20.
127
Максим Исповедник. Κεφαλαια θεολογικα, 2, 86, PG 90, 1165 AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божьего // Творения преподобного Максима Исповедника / Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252).
128
Там же. 2, 90, PG 90, 1168С (р. п.: С. 253).
129
Там же. 2, 93, PG 90, 1169А (р. п.: С. 254).
130
Т. е. ангелы.
131
Василий Великий. Против Евномия, 3. PG 29, 660B (р. п.: С. 134).
132
См.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 2. С. 248 (р. п.: С. 285).
133
Василий Великий. Послание 234, 1. PG 32, 869А (р.п.: Творения. СПб., 1911. Т. III. С. 283).
134
Т. е. происходящие одно вследствие другого явления обладают, так сказать, иерархией причинности, и божественные энергии занимают в ней промежуточное положение между сущностью Бога, следствием которой они являются, и тварными сущностями, которые сами являются результатами (αποτελεσματα) этих божественных действий (энергий).
135
Иоан. 14: 28.
136
Максим Исповедник. Главы о богословии, 1,48. PG 90, 1100D (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 223).
137
Василий Великий. О Святом Духе, 19. pg 32, 156D – 157A (р п.: Творения. М., 1993. Ч. III. С. 306).
138
Афанасий Александрийский. Διαλογος μετα Μακεδονιανου 1, 14, pg 28, 1313А.
139
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 15. Op. cit., 59, 10-11 (р. п.: С. 162 (234)).
140
Там же. 59, 6-9.
141
Лк. 18: 20.
142
1 Тим. 6:15-16.
143
Так, если одним из сущностных отличий камня является твердость, то она является более общим понятием, т.к. тверд не один этот камень и даже не только камень вообще, но, например, и железо.
144
Здесь очевидная аалюзия на аристотелевское «τον γαρ τινα ανθρωπον ερεις γραμματικον, ουκουν και ανθρωπον και ζωον γραμματικον» (Категории, bekker 3a, 4-5) и вместе пересказа Дамаскина, очевидно, тоже отталкивающегося от Аристотеля, но превратившего «γραμματικον» в существительное мужского рода винительного падежа: «Двояким образом говорится и о потенциальном (το δυναμει), и о действительном (το ενεργεια). Ибо мы называем сосущее грудь дитя грамматиком в потенции (δυναμει), ибо оно имеет возможность стать грамматиком посредством обучения. Также и о грамматике говорим, что он грамматик и в потенции, и в действительности (ενεργεια)» (Точное изложение православной веры, 2, 23. Op. cit., 37,18-21 (р. п.: С. 101 (173)).
145
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 2-3 (р. п.: С. 101 (173)).
146
Там же. 37, 5-13.
147
Там же.3, 15. Op. cit., 59,149-151 (р. п.: С. 169 (241)).
148
Там же. Op. cit., 59,128-131 (р. п.: С. 168 (240)).
149
Т. е., через отрицание они утверждают отсутствие в Боге смертности, ограниченности, тварности и т.п., и таким образом именуют его Бессмертным, Бесконечным, Нетварным и т. д.
150
Кирилл Александрийский. О Троице, 11. PG 77,1145BC.
151
Василий Великий (Евагрий Понтийский). Письмо 8, 11. PG 32, 265А. (р. п.: Цит. изд. С. 24)
152
Дан. 13: 42.
153
Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 86. PG 90,1165AB (р. п.: С. 252).
154
Там же. 1, 68. PG 90, 1108С (р. п.: С. 226).
155
Рим. 8:17.
156
Рим. 11:33.
157
Григорий Нисский. Опровержение Евномия, 3. PG 45, 604B. (р. п.: Цит. изд. Т. 2. С. 183).
158
Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768-770 (р. п.: С. 769-771).
159
Он же. О божественных именах, 2,1. С. 242 (р. и.: С. 243).
160
Он же. О небесной иерархии, 1, 2. С. 38 (р. п.: С. 39).
161
Там же. С. 40 (р. п.: С. 41).
162
Василий Великий. О Святом Духе, 24. PG 32, 173AB (р. п.: С. 319-320). Ср.: Рим. 8:2; Деян. 1:8.
163
Рим. 8:15.
164
2 Кор. 3:17.
165
Иоан. 3: 8.
166
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 753С (р. п.: С. 214).
167
Дионисий Ареопагит. Послание 2. С. 768-770 (р. п.: С. 769-771).
168
Он же. О церковной иерархии, 1, 4. С. 574 (р. п.: С. 575).
169
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 761AB (р. п.: С. 220).
170
Здесь игра слов, т. к. Акиндин переводится как «безопасный».
171
Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 32, 1. PG 59, 183B (р. п.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. СПб.: СПбДА, 1902. Т. 8. Репринтное издание: M.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 205).
172
Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16. PG 90, 644D (р. п.: С..
173
Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 8. С. 266 (р. п.: С. 267).
174
Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265).
175
Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 110 (36). PG 91, 1308B (р. п.: С. 280). Также см.: Вопросоответы к Фалассию, 22. PG 90, 320А (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника. M.: Мартис, 1994. Кн.2. С. 64).
176
Афанасий Александрийский. К Антиоху князю, 28. PG 28, 616А.
177
Иоанн Дамаскин. Слово на преображение, 12. PG 96, 564B.
178
Стихира на «Слава и ныне» на стиховне Вечерни 7 августа.
179
Иоанн Дамаскин. Слово на преображение, 13. PG 96, 565С.
180
Кол. 2:9.
181
Иоан. 1:16.
182
Иоил. 3:1.
183
Василий Великий. Против Евномия, 5. PG 29, 772D (р. п.: С. 229).
184
Источник цитаты не обнаружен.
185
У Златоуста говорится о возжжении от источника огня других светильников.
186
См. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна, 14, 1. PG 59, 91D-92A (р. п.: С. 90-91).
187
Таких слов у Ареопагита не находим. Ближе всего к сказанному: «Итак, мы говорим, что Причина всего, будучи превыше всего, не бессущностна» (О мистическом богословии, 4. С. 756 (р. п.: С. 757)).
188
Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21). PG 91, 1141AB (р. п.: С. 121).
189
Иоанн. 3:6.
190
Максим Исповедник. Главы различные, 1, 7. pg 90, 1180С (р. п.: Кн. 1, С. 258).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трактаты"
Книги похожие на "Трактаты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Палама - Трактаты"
Отзывы читателей о книге "Трактаты", комментарии и мнения людей о произведении.