Григорий Палама - Трактаты

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трактаты"
Описание и краткое содержание "Трактаты" читать бесплатно онлайн.
Впервые на русском языке выходят в свет трактаты святителя Григория Паламы "О божественном соединении и разделении", "О божественных энергиях и их причастии" , "О божественном и боготворящем причастии", "Собеседование православного с варлаамитом", "О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами". Диалог "Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо" выйдет в новом переводе. Редакция надеется, что работа по расширению и углублению знакомства с сочинениями святителя Григория будет сочувственно встречена читателями.
Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, И. С. 274 (р. п.: С. 275).
57
Там же. Палама здесь следует, очевидно, одному из разночтений, т. к. читает эту фразу как «τη ενιαια των ολων παραγωγη», тогда как в современных критических изданиях стоит «προαγωγη» (кроме издания, на которое мы обычно ссылаемся, см. De Gruyter (publisher), Suchla, B.R (editor), Corpus Dionysiacum i: PseudoDionysius Areopagita. De divinis, Berlin, 1990, Series: Patristische Texte und Studien 33, p. 136). Впрочем, так же как св. Григорий читает это место и прп. Максим Исповедник, комментирующий его в своих Схолиях.
58
Там же. С. 274-276 (р. п.: С. 275-277).
59
См. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, 3,1. χρηστοθ, т. 1, а. 615 и далее (р. п.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 267 и далее).
60
Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2,11. С. 278 (р. п.: С. 279).
61
Григорий Нисский. Против Евномия, pg 45, 1024А (р. п.: Свт. Григорий Нисский. Догматические сочинения. T.2. С.)
62
Евр. 2:4.
63
Откр. 1:4-5.
64
Откр. 5: 6.
65
Ис. 11:1-3.
66
Захар. 4: 2-10.
67
Григорий Богослов. Слово 41, 3, PG 36, 431С (р. п.: Указ. изд. Т. 1. С. 576).
68
Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2. С. 248 (р. п.: С. 249).
69
1 Кор. 15: 34.
70
Максим Исповедник. Схолия к «О божественных именах», 2, 11. С. 276 (р. п.: С. 277).
71
1 Кор. 12: 8-9.
72
Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 258-260 (р. п.: С. 259– 261).
73
Ср. у Максима Исповедника: «Как Бог Он двигал собственным человечеством, а как человек – являл Свое божество, по-божески, так сказать, имея страдать (ибо это [у Него] добровольно), потому что был Он не простым человеком, а по-человечески – чудотворить (ибо [делал это] посредством плоти), потому что являлся не голым Богом; так что страсти Его – чудесны, обновляемые естественной божественной силой Подвергшегося им, а чудеса – страдательны, совершаемые вместе [с божественной также и] естественной страстной силой плоти чудотворившего. Зная это, учитель говорит: «и наконец, не как Бог совершая божественное, – ибо не по-божески только, отдельно от плоти (ибо не пресущественен только), и не как человек – человеческое, ибо не просто по–человечески, отдельно от божества (ибо не только человек), но как ставший мужем Бог некоей новой богомужной энергией с нами жительствуя» (О недоумениях к Фоме, 5, PG 91,1056 AB (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 33)).
74
Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 5. С. 262 (р. п.: С. 263).
75
Там же.
76
Максим Исповедник. К Марину, PG 91, 200С.
77
Иоан. 10:30.
78
Т. е., и Тот, и Другой называются Богом.
79
В точности таких слов у св. Василия не находим, но близкие по смыслу – в Против Евномия, 2, PG 29, 640BC (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. M.: издательство «Паломник», 1993. С. 114).
80
Кирилл Александрийский. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, PG 75, 312C.
81
Т. е., учась, ученики делаются причастниками знаний, содержащихся в уме учителя, и через них как бы приобщаются самому его уму.
82
Т. е., борьба противоположностей относится к законам тварного естества, которые Бог превосходит, будучи, например, одновременно Светом и Мраком, Началом и Концом, Сущим и Несуществующим и т.п.
83
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 3, 17, Expositio fidei//Kotter, В. (editor), Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 (Series: Patristische Texte und Studien 12), Berlin, 1973, 61, 16-21 (p. и.: C. 177 (249)).
84
Василий Великий (Евагрий Понтийский). Письмо 8, 11. Contronne, Y (editor), saint basile. lettres, vol. 1, paris (les belles Lettres), 1957, p. 33; PG 32, 265A.
85
Дан. 13:42.
86
Кирилл Александрийский (псевдэпиграф). О Троице, 11. PG 77,1145В.
87
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1, 9. Op. cit., 9, 6-20 (р. п.: С. 27-28 (99-100)).
88
Против Евномия, 4, PG 29, 680B (р. п.: С. 151).
89
Григорий Нисский. О божестве Сына и Духа. PG 46, 573D (р. п.: Указ. изд. Т. 1.С. 160).
90
Цитата сия не обретается в творениях прп. Максима (похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» (PG 90, 884BC)), но и сам св. Григорий в «Диалоге православного и варлаамита» относит ее уже к св. Афанасию Великому, а в «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомигами» весьма похожий пассаж – к Кириллу Александрийскому, притом, что и он также не идентифицируется в творениях св. Кирилла.
91
Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 96B и 201AB.
92
Иоанн Дамаскин. Λιββελος περι ορθου θρονηματος. 3, PG 94, 1428AB.
93
Источник цитаты не установлен.
94
Афанасий Великий. Διαλογος μετα Μακεδονιανου 1, PG 28,1313А.
95
Источник цитаты не установлен.
96
Источник цитаты не установлен.
97
Василий Великий. О Святом Духе. 15, PG 32, 132B (р. п.: Творения. M., 1993. Ч. III. С. 284-285).
98
Григорий Богослов. Слово 8, pg 35, 816С (р. п.: С. 188). Нужно заметить, что в оригинальном тексте Богослова прилагательное «высшей» относится не к «славе», а к следующей затем «Троице»: «δοξης θεωρια, της τε αλλης και της ανωτατω Τριαδος ελλαψνις», т. е. «созерцание славы, сияние иной и высочайшей Троицы».
99
Афанасий Великий. К Антиоху. 28, pg 28, 616А.
100
Иоанн Дамаскин. Слово на преображение. 12, PG 96, 564B.
101
Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну. 2, PG 91, 1076С (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). С. 64).
102
Источник цитаты не установлен.
103
Т. е. Савеллий, который был родом из Птолемаиды Ливийской.
104
Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 281AB.
105
Правильная атрибутация цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. op. cit., 37, 9-13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ncrits d'Eustathe d'Antioche avec une, Lille (Facultwis Catholiques), 1948).
106
Максим Исповедник. К Марину. pg 91, 108С.
107
«Ουκουν ο διαζενξας αλληλων ουσιαν τε και δυναμιν, ην και ενεργειαν καλουμεν, εκ μεσου των οντων πεποικεν εκατερον».
108
Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам,– примечание издателей.
109
Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. М., 1993. С. 265).
110
Исх. 3:14.
111
Исх. 20: 2.
112
Иоан. 8: 2.
113
Иоан. 14: 6.
114
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трактаты"
Книги похожие на "Трактаты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Палама - Трактаты"
Отзывы читателей о книге "Трактаты", комментарии и мнения людей о произведении.