Виктор Галыня - Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине"
Описание и краткое содержание "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине" читать бесплатно онлайн.
«QQQ» — «Ко мне приближается подозрительное судно!» В годы Второй Мировой такие радиосигналы наводили ужас на моряков торгового флота Союзников — как правило, они означали, что очередной торговец стал жертвой немецкого вспомогательного крейсера. Эти боевые корабли Кригсмарине, переоборудованные в рейдеры из обычных гражданских судов, несли довольно мощное вооружение, но продолжали выглядеть как безобидные «купцы». И хотя в 1939–1942 гг. в Индийском, Тихом и Атлантическом океанах рейдерствовали всего девять таких «волков в овечьих шкурах», они нанесли Союзникам гораздо больший ущерб, чем весь остальной надводный военно-морской флот Третьего Рейха, включая хваленые линкоры! На счету немецких рейдеров 136 потопленных и захваченных судов противника (суммарным тоннажем 950 ООО т) и даже один легкий крейсер.
Эта книга — лучшее на сегодняшний день исследование создания и боевого применения вспомогательных крейсеров Кригсмарине, подлинная история рейдерской войны Рейха.
18 мая «Орион» находился в 340 милях к северо-востоку от Сейшельских островов. С рассветом погода стояла пасмурная, но видимость составляла от 20 до 25 миль. В 6.52 начали на воду спустили «Арадо» и фон Винтерфельд отправился в разведывательный полет. Уже через 10 минут наблюдатели доложили командиру, что самолет резко набрал высоту и ушел в облачность. Полагая, что пилот заметил какое-то судно, Вайер приказал идти полным ходом в том направлении для перехвата потенциальной жертвы. В 8.02 гидросамолет вывалил из облаков с совсем неожиданной стороны, выпустил две красные ракеты, что являлось сигналом об опасности, и торопливо пошел на посадку. Поднявшись на мостик, пилот доложил: «В 7.44 замечен тяжелый крейсер, приблизительно в 45 милях, пеленг 312°. Курс 60°, средний ход». Из последующего описания стало понятно, что это британский крейсер типа «каунти», шедший курсом, ведущим к неминуемому столкновению. Вайер приказал немедленно отворачивать на юго-запад и идти самым полным ходом. Еще никогда «Орион» не был так близок гибели, и счастье, что ремонт машины удалось закончить вовремя. Рейдер развил свои максимальные 13 узлов. Теперь все зависело, заметил ли противник самолет, работает ли на нем радар и как долго машина протянет без поломки. Полтора часа прошли в нервном ожидании, и в 10.00 лейтенант фон дер Декен, который заменил вахтенных наблюдателей, доложил сначала о появившемся на горизонте дыме, а затем и мачтах. Все застыли в крайнем напряжении. К счастью через полчаса и дым и мачты скрылись за горизонтом.[39] На этот раз все обошлось. Вайер доложил об этом инциденте в РВМ и уведомил, что покидает ставший чересчур опасным Индийский океан и отправляется в Атлантику. 26 мая неподалеку от Мадагаскара при взлете разбился японский гидросамолет, пилота и наблюдателя удалось спасти.
Путь из Индийского в Атлантический океан оказался не из приятных, так как несколько раз ломался испаритель пресной воды, заставляя постоянно ее экономить. В довершении старший механик принес на мостик очередную порцию плохих известий. Бакаутные прокладки в сальниках протерлись, в результате чего гребной вал свободно болтался, представляя опасность для корабля, а ремонт можно было осуществить только в сухом доке. 6 июня «Орион» в последний раз заправился с «Оле Якоба» и отпустил его прорываться в Европу.[40] Во время заправки вновь изменили маскировку рейдера.
Мыс Доброй Надежды рейдер прошел 20 июня, попав в сильный шторм, достигавший 12 баллов по шкале Бофорта, при этом крен достигал 30°. Маскировка частью была разбита волнами, частью сорвана. Очередные повреждения получила энергетическая установка. Из-за того, что корабль очень высоко сидел в воде, досталось и рулю с винтом. В связи с этим Вайер принял рискованное решение принять в качестве балласта 1500 т воды.
Получив от фрегаттен-капитана информацию о его проблемах, командование предоставило ему право выбора: либо сразу прорываться во Францию, либо продолжить действия в юго-восточном секторе Атлантики до новолуния в конце сентября. В любом случае, уже сейчас «Орион» нуждался в пополнении запасов топлива, но танкер «Эгерланд», а затем и посланный ему на замену «Лотринген», перехватили англичане. Поэтому РВМ организовало «Ориону» рандеву с «Атлантисом» 1 июля в зоне «Андалузия», приблизительно в 300 милях к северу от островов Тристан-да-Кунья. Рогге в своих мемуарах вспоминал, что Вайер оказался очень злым на проблемы с двигательной установкой, постоянную нехватку топлива и почти восьмимесячный «простой». Командир «Атлантиса» смог выделить для своего коллеги только 581 т горючего. Фрегаттен-капитан пытался добиться большего, но РВМ согласился с Рогге. На следующий день начали заправку, которую закончили уже в сумерках. Потом «многоликий» «Орион» в который уж раз поменял камуфляж, превратившись в японское судно «Юйо-Мару». Несмотря разногласия в топливном вопросе, 6 июля командиры рейдеров и их команды дружески расстались.
«Орион» продолжал безрезультатно утюжить воды Атлантики, встретив только нейтральное бразильское судно «Жоазейро» 9 июля, после чего вновь радикально поменял внешность. Затем рейдер временно остался без воздушной разведки — 19 июля во время посадки получил серьезные повреждения «Арадо». К этому времени безрезультатное плавание фрегаттен-капитана Вайера и его команды продолжалось уже восемь месяцев. 25 июля HSK-1 в последний раз пересек экватор. Учитывая бедственное техническое положение корабля, РВМ разрешил проводить только те действия, которые гарантировали успех. Цель подвернулась 29 июля в виде британского «Чосера» (5792 брт, 1929 г.) компании «Гловер Бразерс», шедшего в балласте из Миддлсбро в Буэнос-Айрес. Рейдер всю вторую половину дня следовал на расстоянии от него и только в сумерках приступил к боевым действиям. В 20.46 Вайер приказал атаковать торпедами. Но так как на борту находились те же «угри», которые стали причиной «торпедного кризиса» еще в 1940 г. во время операции «Везерюбунг», то залп оказался безрезультатным. На транспорте сначала подумали, что атакованы подводной лодкой и дали сигнал тревоги «SSS», ошибшись при этом со своим местоположением в 200 миль. В ответ «Орион» ввел в действие свою артиллерию. Только теперь британцы поняли, что стали объектом атаки рейдера и в 21.07 начали отвечать из 102-мм орудия и 40-мм «бофорса». В 21.25 немцы дали второй торпедный залп, уже аппаратами правого борта, но с тем же результатом. При этом с «Ориона» зафиксировали по крайне мере одно точное попадание, но торпеды вновь не взорвались, приведя в ярость офицера-торпедиста Клауса Томсена. После этого транспорт сразу остановился, и вскоре все 48 человек команды «Чосера» (из них 13 раненых), включая капитана Чарльза Брэдли, оказались на борту рейдера. Первоначально «британца» попытались отправить на дно торпедами, выпустив с тем же эффектом еще четыре! Плюнув на это бесполезное занятие, Вайер приказал добить судно артиллерией. Всего крейсер израсходовал более 400 150-мм снарядов. Во время боя «Орион» не получил никаких повреждений, за исключением нанесенных дульными газами собственных орудий и сотрясениями от выстрелов.
Плавание продолжилось. 6 августа в час ночи наблюдатели заметили какое-то судно, но подобраться к нему близко не удалось. Днем гидросамолет в 40 милях засек еще один транспорт, но фрегаттен-капитан решил ничего не предпринимать. Вскоре «Арадо» окончательно вышел из строя, и рейдер остался без авиации. Всего же за время рейда гидросамолеты крейсера совершили 85 вылетов. Изучив еще раз техническое состояние своего корабля, Вайер понял, что еще чуть-чуть, и удача может ему изменить. В связи с этим он сообщил РВМ о своем намерении идти домой. Вскоре «Орион» такое разрешение получил, и ликующая команда начала готовиться к встрече с родными и близкими. Согласно планам командования, 15 августа западнее Азорских островов рейдер должны были встретить подводные лодки U-75 (капитан-лейтенант Рингельман) и U-205 (капитан-лейтенант Решке) и эскортировать в Бордо.
15 августа в последний, двадцатый (!) раз сменили маскировку «Ориона», превратив его в испанский флотский угольщик «Контрамаэстре Касадо». 16-го и 17-го западнее Азорских островов состоялись рандеву с подводными лодками. Затем маленький отряд медленно двинулся на восток. 19 августа выяснилось, что на U-75 вышел из строя один из дизелей, и она отстала. На следующий день уже на U-205 осталось мало топлива, и ее пришлось заправлять с рейдера. 22 августа в 5.05 установили контакт с самолетами, оказавшимися немецкими дальними разведчиками «Кондор». Через 50 минут над рейдером прошли несколько He-115, один из которых пилотировал родной брат офицера-торпедиста Томсена. Вечером в эскорт «Ориона» вступили эсминцы «Эрих Штайнбринк», Z-23 и Z-24. После полуночи к отряду присоединялась флотилия тральщиков. На вопрос командующего флотилии: «Откуда Вы?», остроумный Вайер с полной серьезностью ответил: «Прямо из Киля!». В 7.28 наблюдатели заметили землю, а в 10.44 рейдер отдал якорь на рейде Руайяна. Затем он перешел в Бордо, где его приветствовали гудками и флагами старые компаньоны — «Оле Якоб», «Регенсбург» и «Эрмланд». Одиссея длиной 511 дней и протяженностью 127 337 миль окончилось.
В дальнейшем судьбы фрегаттен-капитана Курта Вайера и «Ориона» сложились по-разному.
21 августа, еще до прихода в Руайан, Вайер стал кавалером Рыцарского креста. Затем его карьера развивалась по восходящей:
— командир «Ориона» до ноября 1941 г.;
— первый флаг-офицер Адмирала Эгейского моря (ноябрь 1941 г. — март 1942 г.);
— первый флаг-офицер военно-морской группы «Зюд» (апрель 1942 г. — январь 1944 г.);
— начальник германского военно-морского командования в Констанце, начальник эскортных сил в Черном море, командир 10-й дивизии сил охранения и, заодно, начальник штаба ВМС Румынии (с января по июнь 1944 г.);
— военно-морской комендант Крита (июнь — октябрь 1944 г.); и далее до конца войны — командующий береговой обороной Восточной Фризии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине"
Книги похожие на "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Галыня - Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине"
Отзывы читателей о книге "Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине", комментарии и мнения людей о произведении.