Всеволод Авдиев - История Древнего Востока

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Древнего Востока"
Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.
История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную восточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества — проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.
Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гимны и славословия богам, которые входят составной частью во все эти сборники начиная с древнейшего времени. Так, ещё в «Текстах пирамид» сохранились поэтические гимны в честь бога солнца Ра, бога умирающей и воскресающей природы Озириса и бога великой реки Нила. К этому же периоду относятся и «Гимны царским диадемам», сохранившиеся на папирусе Московского Музея Изобразительных Искусств. Эти гимны делись в храме в тот день, когда на голову царя возлагали священную диадему. В гимнах восхвалялся в качестве верховного бога бог водной пучины Собк.
Огромное количество религиозных гимнов в честь различных богов сохранилось и от времён Нового Царства. Среди них наибольший исторический и литературный интерес представляют гимны верховному государственному богу Амону и в особенности гимны единому богу солнца Атону, культ которого пытался установить в качестве единственного государственного культа фараон Эхнатон. Гимны Атону, в которых ясно чувствуется свежая струя художественного реализма, являются высшим достижением религиозной поэзии древнего Египта. Автор этих гимнов в простой и безыскусственной форме рисует великую творческую силу солнечного божества, зарождающего жизнь на земле и пробуждающего к жизни природу:
Сверкает и блестит на горизонте утром,
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.
И на ноги встаёт от сна восставший люд.
Омыв себя водою и взяв свои одежды,
Жвалу тебе возносят, когда восходишь ты.
Во всей земле твоей творят свою работу.
И мирно бродит скот на пастбищах своих.
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,
И птицы вылетают из гнёзд своих ночных.
Особое место в египетской литературе занимала драматическая поэзия, один из замечательных образцов которой в обрывках сохранился до наших дней. Эта древнейшая известная нам религиозная драма или священная мистерия наглядно изображала страдания, смерть и воскресение бога умирающей и воскресающей природы Озириса. В некоторых египетских надписях, в частности в тексте на стэле Ихернофрета времени Среднего Царства, подробно описывается эта мистерия, совершавшаяся в храме Озириса в Абидосе. Поэтический текст этой древней религиозной драмы восходит к эпохе Древнего Царства. Ещё в «Текстах пирамид» сохранились обрывки текста, в котором описывается оплакивание и воскрешение Озириса. Более полные тексты сохранились в папирусах, которые относятся к довольно позднему времени. С художественной точки зрения, венцом поэтического творчества этого типа является «Плач Изиды и Нефтиды» над телом умершего Озириса, в котором богини-сёстры призывают умершего бога природы воскреснуть к новой жизни. Плач Изиды и Нефтиды должен был произноситься в самой священной части храма двумя красивыми жрецами, «на плечах у которых написано по имени Изиды или Нефтиды». Древнеегипетская религиозная драма оказала сильное влияние на дальнейшее развитие религиозной драмы в древней Греции и на христианском Востоке.
Гимны в честь царя
Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны, восхваляющие обоготворённого царя. Эти гимны относятся к различным периодам истории Египта. Они содержат ряд ценных сведений относительно военных походов и строительной деятельности египетских фараонов и в то же время ярко характеризуют догматику обоготворения царя и царской власти в древнем Египте. Ко времени Среднего Царства относится «Гимн Сенусерту III», в котором восхваляется царь в качестве победителя врагов и защитника страны, царь, «защищающий страну и расширяющий её границы, покоряющий иноземные страны». Весьма возможно, что этот поэтический гимн исполняли во время торжественного вступления царя в «его город» для коронации. Такие гимны в честь царей, выдержанные в строго поэтической форме, часто вставлялись в более крупные литературные произведения, как, например, в «Рассказ Синухета».
Значительного развития достигает этот литературный жанр в эпоху Нового Царства, когда широкая завоевательная политика египетских фараонов достигает своего расцвета. В этом отношении показательны гимны и славословия, описывающие победы Тутмоса III и Рамзеса II. Некоторые из этих гимнов стали настолько популярными, что их тексты неоднократно переписывались в более поздние времена и снабжались именами позднейших царей. Наконец, своего рода развёрнутой формой царского гимна является известная «Поэма о битве при Кадеше», в которой придворный поэт в торжественной и несколько риторической форме описал легендарную «победу» Рамзеса II над хеттскими войсками под стенами сирийского города Кадета. Особые гимны составлялись в эту эпоху даже в честь царской колесницы.
Поучения
Произведения дидактической (поучительной) литературы, облечённые в литературную форму, дают законченную систему рабовладельческой морали. Эти «Поучения» относятся к эпохам расцвета египетской культуры, к Среднему и Новому Царству, но некоторые из них восходят в своих прототипах даже ко времени Древнего Царства.
В «Поучении Птахотепа», содержащем правила житейской мудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного человека». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется терпеливое смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам. Поэтому автор «Поучения» советует человеку не возноситься, стремясь заглушить в нём даже зачатки недовольства своей участью. «Если ты сидишь или стоишь в приёмной, то спокойно жди своей очереди. Внимательно смотри на слугу, который вызывает. Много места у того, кого вызывают. В приёмной царят свои законы, и всё здесь творится по землемерному шнурку. Бог предоставляет (людям) передние места… но локтями ничего не достигнешь».
Та же мысль о необходимости укрепления рабовладельческого строя красной нитью проходит через два однотипных «Поучения»: мудреца Ипувера и Ноферреху (текст на папирусе Государственного Эрмитажа в Ленинграде). В этих поучениях в образной и художественной форме описывается крупное восстание бедняков и рабов, произошедшее в конце Среднего Царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (Ленинградский папирус), которое содержит в себе ряд советов относительно того, как управлять государством в это тяжёлое и смутное время. Царь говорит своему сыну о том, как он должен относиться к своим чиновникам и князьям, как он должен выбирать себе помощников, набирать войско, укреплять границы в Сирии. Не меньший интерес представляет и «Поучение царя Аменемхета I», в котором описывается покушение на царя, совершённое дерзкими мятежниками в самом царском дворце. Рассказывая об этих событиях, царь советует своему сыну быть осторожным и никому не доверять. Все эти «Поучения» содержат множество исторических сведений и являются ценными источниками по изучению египетской культуры.
К «Поучениям» стоит довольно близко одно литературное произведение, «Жалобы крестьянина», вкотором рассказывается, как один ограбленный крестьянин просит вельможу вернуть ему отнятое у него имущество. Красноречивого крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдавать крестьянину провизию и с удовольствием слушает его искусно построенные речи, восхваляющие справедливость праведного царя.
Светская и религиозно-философская поэзия
Ни религиозные проповеди, облечённые в форму художественного мифа, ни священные гимны богам и царю не могли подавить того протеста, который назревал среди широких слоев египетского населения и порой прорывался даже в классической литературе. В некоторых поэтических произведениях звучат ноты неверия в загробную жизнь и призыв наслаждаться при жизни всеми её радостями. В одной пиршественной песне говорится:
Проводи день радостно, жрец,
Вдыхай запах благовоний и умащений…
Оставь всё злое позади себя.
Думай лишь о радости до тех пор,
Пока не настанет день, когда ты причалишь к стране, любящей молчание.
В эпоху Среднего Царства с большой яркостью и силой нашёл своё отражение протест против всего уклада жизни того времени в поэтическом диалоге, который обычно называется «Беседа разочарованного со своей душой». В словах автора этого художественного произведения звучит глубокий пессимизм человека, видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти, как об избавлении от страданий. В ряде поэтических сравнений смерть сопоставляется с «выздоровлением после болезни». Призывая смерть, человек восклицает:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Древнего Востока"
Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Авдиев - История Древнего Востока"
Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.