» » » » Всеволод Авдиев - История Древнего Востока


Авторские права

Всеволод Авдиев - История Древнего Востока

Здесь можно скачать бесплатно "Всеволод Авдиев - История Древнего Востока" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ОГИ3, Государственное издательство политической литературы, год 1948. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Всеволод Авдиев - История Древнего Востока
Рейтинг:
Название:
История Древнего Востока
Издательство:
ОГИ3, Государственное издательство политической литературы
Жанр:
Год:
1948
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Древнего Востока"

Описание и краткое содержание "История Древнего Востока" читать бесплатно онлайн.



История древнего Востока охватывает историческое развитие древнейших восточных государств, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Изучение истории многочисленных народов, создавших эти государства и своеобразную восточную культуру, дает нам возможность исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества — проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.






Идеология обоготворения царя возникает в древнейшую эпоху образования египетского государства. Так, на булаве одного из древнейших фараонов, фараона Нармера изображена сцена торжественного «появления» царя перед своими подданными. Над царским балдахином изображена богиня-коршун Нехебт, покровительница царской власти, которая как бы охраняет царя своими распростертыми крыльями.

В эпоху Древнего Царства догматика обоготворения царя и царской власти находит своё яркое выражение. Строятся грандиозные царские гробницы — пирамиды, которые должны были своими размерами свидетельствовать о мощи обоготворённого царя. В пирамидах V–VI династии сохранились «Тексты пирамид», подробно описывавшие загробное блаженство на небе обоготворённого царя, которого принимают в свою среду небесные боги (см. стр. 177).

Усилившаяся военно-торговая экспансия в эпоху Нового Царства вызвала необходимость нового усиления центральной власти и связанного с этим царского культа. Именно в эту эпоху получает отточенные формы и широко пропагандируется в искусстве догмат богосыновства царя. В храмах устраивались особые залы, посвященные царскому культу. На стенах этих залов, носивших название «великий дом», обычно изображались главные моменты священной жизни обоготворяемого царя: его рождение от таинственного брака верховного бога с царицей-матерью, его вскармливание богиней-коровой Хатхор, признание царём со стороны богов, коронация, празднование 30-летнего юбилея и т. д.

В период напряжённой борьбы Египта за сохранение своих экономических и военных позиций на крупных рынках и торговых путях Передней Азии, когда фараоны XIX династии обороняли свои владения в Сирии от натиска хеттов, обоготворение царской власти и культ царя с особенной настойчивостью проводились в широкие слои населения и в частности в среду войска с целью укрепления власти царя и авторитета государства. Целый ряд плит из Хорбета в восточной Дельте указывает на то, что среди среднего имущего слоя и даже среди широких трудовых слоев населения был широко распространён культ царя Рамзеса II. Владельцы этих плит, корабельщики, привратники и прачечники обращаются с молитвами к обоготворённому фараону и называют его «богом», «великим богом», «благим богом», «солнцем правителей», «владыкой сияния».

В связи с развитием царского культа происходил глубокий процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Озирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Также и древний бог солнца, постоянно сохранявший свой примитивный тотемный облик сокола, — бог Гор с течением времени превращается в охранителя царя, и его имя «Гор» становится даже одним из священных титулов фараона. Так жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчёркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом — обоготворённым царём.

Но несмотря на то, что религия играла такую большую роль в жизни народа и искусство широко использовалось для проведения религиозных воззрений в жизнь, религия всё же не смогла целиком подавить свободной мысли человека. Жизненный опыт, социальное неравенство должны были неизменно приводить к скептицизму и вызывать сомнения в том, чему учили жрецы, а также неверие в догматы религии. Следы этого скептицизма отчасти чувствуются в «Беседе разочарованного со своей душой» (см. стр. 265, 266). Это разочарование в религии усиливается во времена социальных потрясений, когда люди, видя вокруг себя крушение всех прежних устоев, теряют веру в богов и откровенно говорят: «Если бы я знал, где находится бог, то я бы принёс ему жертву».

Литература

Художественная литература древнего Египта восходит своими корнями к глубокой древности, к началу Древнего Царства (середина IV тысячелетия до н. э.). В течение почти 4 тысяч лет египетский народ создал огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развития египетской культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа. Весь египетский народ участвовал в создании своей литературы. Струя устного народного творчества ярко чувствуется в египетской литературе, в особенности в ранний период её развития. В большинстве случаев литературные произведения анонимны. Традиция окружает ореолом святости в большинстве случаев вымышленные или полулегендарные имена древних мудрецов, которым приписывается та или иная повесть, сказка или поучение. Иногда сохранились имена писцов, которые переписали, слегка изменив, дополнив или снабдив примечаниями древний литературный или религиозный текст. Но особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, которые сохраняются в течение тысячелетий в силу господства консервативной религиозно-магической идеологии. Религия и жреческое учение считают почтенным, хорошим, богоустановленным, почти священным то, что выдержало бремя тысячелетий и создало «классический» фонд культурных ценностей. Своего наиболее яркого развития египетская литература достигает в эпоху Среднего Царства, которое считается временем расцвета «классической» литературы древнего Египта.

Большой простотой и безыскусственностью отличаются народные песни, тексты которых сохранились на стенах древнеегипетских гробниц. Это по большей части трудовые песни, однообразный и монотонный ритм которых сопровождал тяжёлый труд земледельца, грузчика и пастуха. Древнейшие из этих песен относятся ко времени Древнего Царства. В гробницах вельмож Ти и Мерерука близ Саккара наряду со множеством различных бытовых сцен изображены пастухи, которые гонят овец на затопленную пашню, и носильщики, несущие своего господина. Пастух, бредущий «в воде между рыб… разговаривает с сомом и болтает с… рыбой», напевая свою песенку. В более поздних гробницах мы найдём изображения пахарей, молотильщиков и грузчиков. Песня молотильщиков, сохранившаяся тут же, передаёт своеобразный ритм труда:

Молотите для себя, молотите для себя,
Быки, молотите для себя.
Молотите солому себе на корм,
Молотите зерно для ваших хозяев.
Не давайте себе отдыха,
Ведь прохладен сегодня день.

Гиероглифические тексты кратких трудовых песен облечены в форму прямой речи. Они содержат песни, которые поют изображённые тут же работающие люди. Это как бы живой аккомпанемент к тем сценкам труда, которые незамысловато изобразил на стенах гробниц египетский художник.

К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты, выхваченные из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев, облечённые в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

К концу Среднего Царства относится текст папируса Вест-кар, содержащего сборник сказок о чудесах, которые совершают при царском дворе прославленные чародеи. Автор умело использует характерную для народных сказок фантастику, заставляя своего чародея отрезать живому гусю голову, затем снова приставлять её на место и воскрешать убитую птицу. Особенно характерен рассказ о чудесном рождении царей V династии от таинственного брака солнечного бога с женой жреца. Этот рассказ уже облечён в чисто литературную форму и отражает стремление аристократического жречества провести в народные массы учение о божественном происхождении царя и царской власти и оправдать захват власти первыми фараонами V династии. Этот сборник сказок отредактирован в эпоху Среднего Царства, на что указывает упоминание «маленьких» (неджес) горожан и типичный для этого времени литературный язык.

Характерные для народного творчества мотивы земледельческой жизни и патриархального быта, переплетённые в той или иной мере с причудливой религиозной фантастикой, встречаются в сказках и более позднего времени. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в эпоху Рамессидов. Мотив злой жены и невинного юноши, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдавшего праведника — эти основные сказочные мотивы «Сказки о двух братьях» сохранились не только в египетской литературе, но и в литературном творчестве многих народов позднейшего времени, в какой-то степени испытавших влияние египетской культуры. В обеих сказках главным героем является невинный и праведный страдалец. В «Сказке о двух братьях» он носит имя «Душа хлеба», а в «Сказке о правде и кривде» он называется отвлечённым понятием «Правда». Очевидно, ив том и в другом случае этот литературный образ тесно связан с религиозным образом земледельческого бога умирающей и воскресающей природы, которого жрецы и художники изображали в виде прорастающих колосьев и которого считали благим «прекрасносущим» (Уннефер-Онуфрий) богом живительной влаги, жизненных сил природы и загробного правосудия. Обе эти сказки подверглись тщательной литературной обработке в эпоху Нового Царства. Они написаны простым, даже несколько скупым языком этого времени. Их основная мысль — конечное торжество добра — ясна, хотя и загромождена мифологической фантастикой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Древнего Востока"

Книги похожие на "История Древнего Востока" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Авдиев

Всеволод Авдиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Авдиев - История Древнего Востока"

Отзывы читателей о книге "История Древнего Востока", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.