Эрих Церен - Библейские холмы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейские холмы"
Описание и краткое содержание "Библейские холмы" читать бесплатно онлайн.
«Библейские холмы» — это книга о наиболее ярких страницах 150-летней истории (до 1961 г.— времени выхода книги) археологических находок и открытий, сделанных на территориях «библейских» стран: Ассирии, Вавилонии, Египта, Сирии, Палестины и т.д. Автор, немецкий журналист Эрих Церен — не профессионал-археолог, а энтузиаст, страстно влюбленный в эту науку. Книга описывает не только историю раскопок и научных исследований, но и рассказывает о людях, усилиями которых был проделан этот грандиозный труд.
И все-таки это было нужно!
В наше время немыслимо понять историю человечества без использования всех достижений археологии. Ибо она обратила наше внимание не только на каменных свидетелей истории, но и на огромные усилия того духа, который их создал.
Этот дух бессмертен!
«На верхнем Ниле,— говорит В. Г. Хильде[25],— еще и сегодня живут люди, которые очень напоминают древних египтян строением своего тела, размерами черепа, сходством языка и одежды. Над ними властвуют волшебники и обожествленные цари, которым до недавнего времени приносили жертвы...»
В своем гигантском развитии человеческий дух на протяжении всего лишь нескольких поколений поднялся на недосягаемую высоту. На Евфрате и Тигре, в Малой Азии и Сирии создал он для себя новый мир и далеко ушел от человека с примитивным мышлением. Он начал изучать язык небес и понял его так ясно и быстро, как будто до него дотронулись волшебной палочкой. Из поколения в поколение, из века в век, применяя титанические усилия, возводил он величественные обелиски, прекрасные храмы и грандиозные царские гробницы. Не следует, однако, преувеличивать тот факт, что он быстро растратил при этом всю свою могучую силу, что он устал, как устали народы Месопотамии, Малой Азии и Сирии.
Нет, это как раз не так уж важно!
Пусть мы, изучая погребальные надписи, начинаем замечать неуверенность, падение жизнерадостности, отупение страждущего человека, его фанатичность, его самоуверенную обособленность и, наконец, его слепую веру в чудеса, оракулов и призраков, к которой он прибегал, когда его разум не находил иного выхода. Тем не менее, все это еще не было окончательным и решающим!
Бедность, убожество и отсталость, которые и сегодня существуют в мире, ничего еще не решают. Хотя оценка ученых египтологов, приписывающих позднеегипетской культуре решающее значение во всем развитии страны, раскрывает перед нами убогую картину жизни уже умирающего, неспособного к созиданию народа и выглядит уничтожающе, но все-таки исторически доказано, что человек даже при таких условиях может обладать неиссякаемой жизненной силой.
Какую же роль играют заблуждения в многовековой культурной истории человечества? Их все можно легко преодолеть до тех пор, пока человек уверен в своих собственных силах! Осознать и продемонстрировать существование этой силы — одна из основных проблем и задач археологии нашего времени!
В ряде современных музеев Европы и Америки египетские древности хранятся чрезвычайно бережно. В мраморных залах, где поддерживается постоянная температура, они предстают перед человеком нашей эпохи как символ вечного поиска в жизни. Они свидетельствуют об этом — древности, вырванные из враждебного, покрывающего все вокруг песка долины Нила, песка, который, как говорил Вилль Дюрант, «знойный ветер разносит по пустыне и со свирепой решительностью, в конце концов, хоронит все под собой.
Примечания:
Введение
[1] Рильке, Райнер Мариа (1875—1926) —австрийский поэт; автор сб. стихов «Книга часов» (1905, русск. пер. 1913) и др. Сб. «Р.М. Рильке. Новые стихотворения» вышел в 1977 г. в издательстве «Наука» в серии «Литературные памятники».
[2] Ной — мифический библейский патриарх. Согласно легенде, во время всемирного потопа погибло все человечество, кроме Ноя и его семьи, спасшихся в ковчеге.
[3] Авраам (букв, «отец высок») — мифический родоначальник еврейского и ряда других народов, упоминаемый в Библии.
[4] «Обетованная» земля — Библия понимает под ней Палестину (страну Ханаан), куда, согласно легенде, бог привел евреев после их скитания в пустыне.
[5] Иосиф — в Библии сын Иакова, проданный своими братьями в Египет и ставший там одним из приближенных фараона,
[6] Иаков — библейский персонаж, внук Авраама, позднее принявший имя Израиль.
[7] Моисей — мифический пророк, законодатель, который вывел евреев из Египта.
[8] Синай — гора, где, согласно библейской легенде, бог Яхве вручил Моисею десять заповедей.
Часть1. На Евфрате и Тигре
[1] Автор имеет здесь в виду К. Керама и его книгу «Боги, гробницы, ученые», в 1960 г. вышедшую в русском переводе.
[2]Дур-Шаррукин (аккад. «крепость Саргона»). Саргон II объяснял свое имя как Шарру-кену — «царь законный», отсюда Шаррукин.
[3] Аккадский язык (иначе вавилоно-ассирийский) — ныне мертвый язык трех древних вымерших или ассимилировавшихся семитских народностей: аккадцев, вавилонян и ассирийцев. Подробнее о нем см. Л. А. Липин. Аккадский язык. М., 1964.
[4] Издавались аккадские клинописные тексты, хранившиеся и в русских музеях. Следует упомянуть большой труд русского ассириолога М. В. Никольского (1848—1917) «Документы хозяйственной отчетности древней Халдеи из собрания Н. П. Лихачева эпохи династии Агаде и эпохи династии Ура» («Древности Восточные. Труды Восточной комиссии Московского археологического общества». Т. V. М., 1915; издание так называемых каппадокийских текстов В. С. Голенищева (1856—1947); работу М. В. Никольского «Ассирийские клинообразные тексты с транскрипцией и подстрочным русским переводом». М., 1883, и др.
Подробнее о дешифровке клинописи см. Л. А. Липин и А. И. Белов, «Глиняные книги». Л., 1956; И. Фридрих, «Дешифровка забытых письменностей и языков». М., 1961.
[5] Миф о потопе из эпоса о Гильгамеше в переводе на русский язык Л. А. Липина опубликован в книге «Хрестоматия по истории Древнего Востока» (М., 1963).
[6] Эламиты — жители древнего государства, граничившего на востоке с Вавилонией и Ассирией; неоднократно нападали на Ассирию.
[7] Законы Хаммурапи — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), отражающий структуру раннерабовладельческого общества. Опубликован в русском переводе в книге «Хрестоматия по истории Древнего Востока» (М., 1963).
[8] Зиккурат — ступенчатая башня или пирамида, характерная для Вавилонии и Ассирии.
[9] Синкретические существа — слитные, нерасчлененные образы легендарных животных, возникающие в результате слияния различных верований, характерных для древней религии.
[10] Стратиграфия — в археологии порядок расположения культурных слоев и древних погребений по отношению к геологическим напластованиям и друг к другу.
[11] Халдеи — семитская народность, обитавшая южнее Вавилонии. В первом тысячелетии до н. э. они неоднократно вторгались в Южное Двуречье. В 626 г. до н. э. халдей Набупаласар захватил вавилонский трон; в связи с этим вавилонян часто называют халдеями.
[12] Историей Лагаша много и плодотворно занимался в СССР академик В. В. Струве (см. «Государство Лагаш XXV — XXIV вв. до нашей эры». М., 1961).
[13] Данное сравнение не выдерживает критики. Не следует забывать, что «пионеры Америки» расправились с индейцами «огнем и мечом», загнав их, в конце концов, в резервации, а не «ублажали» их способами, «которые пришлись им по вкусу».
[14 ] Большой вклад в исследование истории Двуречья Евфрата и Тигра внесли советские шумерологи акад. В. В. Струве, акад. А. И. Тюменев, проф. Н. М. Никольский, доктор ист. наук И. М. Дьяконов, занимавшиеся главным образом социально-экономическим изучением истории Шумера. Так, И. М. Дьяконов в 1959 г. опубликовал труд «Общественный и государственный строй древнего Двуречья. Шумер», получивший широкое признание советских и зарубежных ученых.
[15] Подробнее о школах в древнем Шумере см. в чрезвычайно интересной книге С. Крамера «История начинается в Шумере» (рус. пер. под ред. акад. В. В. Струве. М., 1965).
[16 ] Пиктографическое письмо — тип письма, в котором для передачи речи применяются рисунки (пиктограммы), обозначающие не отдельные слова, а целые сообщения.
[17] Раскопки в Уре халдейском проводил английский ученый Леонард Вулли. Его книга «Ур халдеев» в 1961 г. опубликована в русском переводе. Здесь и далее Э. Церен цитирует эту книгу.
[18] Лазурит, или ляпис-лазурь,— поделочный темно-синий минерал с фиолетовым или зеленоватым оттенком. Применяется для изготовления украшений.
[19 ] Электрон — сплав золота и серебра.
[20] Согласно библейской легенде, золотого тельца сотворили себе израильтяне и возвели его в культ, за что их и «покарал господь».
[21] Большой вклад в исследование шумерского языка внесли русский ученый Б. А. Тураев и советский ассириолог В. К. Шилейко. Эту работу в СССР продолжили В. В. Струве, Л. А. Липин, И. М. Дьяконов и др.
[22] Это утверждение автора совершенно неверно; русские археологи исследовали памятники материальной культуры много раньше, еще с конца XVIII в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейские холмы"
Книги похожие на "Библейские холмы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрих Церен - Библейские холмы"
Отзывы читателей о книге "Библейские холмы", комментарии и мнения людей о произведении.