Александр Мень - История религии (Том 1)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История религии (Том 1)"
Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.
лицах, хотя в действительности речь идет о народах.
Философское осмысление ветхозаветного "Адама" впервые предложил Филон
Александрийский, который говорил о нем как о духовном существе, включающем
все человечество. В каббале "Адам Кадмон", Ветхий Адам - "идея", целостный
принцип человеческого рода /19/.
В христианстве эта традиция была продолжена и развита. Апостол Павел
учил о двух Адамах: Ветхом и Новом. Второй есть не что иное, как Церковь,
глава которой - Христос /20/. Во II веке Климент Александрийский писал, что
множественности людей предшествовало их духовное единство в Адаме /21/.
Согласно св. Григорию Нисскому "сотворенный человек не имеет особого имени,
это всечеловек (Разрядка моя. - А. М.), то есть заключающий в себе все
человечество" /22/.
Этот "Адам" был создан единственный раз, и именно в нем был запечатлен
"образ Божий". "Это, - замечает св. Григорий, - природа*, понятая как целое"
/23/. Она существует и поныне, воплощаясь в индивидуумах, но сохраняя при
этом свое единство.
------------------------------------------------------------------------
* То есть человеческая природа.
Мысль о человечестве как целостном "Адаме" отражена и в богослужебных
текстах Церкви. В них постоянно говорится о Христе, который пришел в мир
спасти "Адама". Видеть в подобных словах одного лишь Первочеловека нет
оснований.
Точно так же и философская интуиция, и наука открывают это существенное
единство человека. О нем говорят и биологические, и социальные, и
психологические узы, связующие вид Homo Sapiens. О. Конт называет его
Великим существом. Сознание целостного "Адама" отражено в творчестве Вяч.
Иванова и А. Сент-Экзюпери. Юнговское понятие о "коллективном
подсознательном" также указывает на глубинную связь общечеловеческого духа.
Аналогичные процессы, происходившие в умственной жизни разделенных между
собой народов древности, есть косвенное тому подтверждение. Вся метаистория
есть история единого Адама.
"Под Адамом, - говорит Вл. Соловьев, - разумеется не отдельное только
лицо, наряду с другими, а всеединая личность (Разрядка моя. - А.М.),
заключающая в себе все природное человечество" /24/. Мысль Соловьева
продолжает С. Булгаков. Он пишет: "Адам не имеет индивидуального лица в том
смысле, в каком мы его теперь понимаем. Он не есть только порядковая
величина". Человек един. Индивиды в его духовном организме есть "только
всплески, ипостасные явления единой человечности" /25/.
Богословие связывает эту тайну единомножественности ноосферы с учением
о богоподобии человека. Подобно тому как единство Сущего открывается в
предвечном саморазличении Троицы, так и человек в его идеальном состоянии
объемлет в себе ипостаси отдельных индивидуумов. "Существует только одна
человеческая природа, - говорит В. Н. Лосский, - общая всем людям, хотя она
и кажется нам раздробленной грехом и разделенной многими индивидами" /26/.
Каким бы путем ни совершился антропогенез, постиг ли этот таинственный
переворот одно существо или несколько - "Адам" как таковой остается единым.
Мы все пребываем в этом единстве и в нем увлечены на ложный путь.
Сущность Грехопадения - не в чьей-то отдельной вине, а во всеобщем
человеческом отпадении, ибо, как говорит апостол Павел, в нем (то есть
Адаме) "все согрешили" (Рим 5,12). Именно поэтому мы несем на себе печать
трагического разрыва бытия и можем сознавать себя участниками Грехопадения.
Оно совершилось на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но
охватывающем весь вид в целом. Поэтому каждый рождающийся в мир человек
причастен греху, будучи "клеткой" общечеловеческого духовного организма.
Тем не менее как в космогенезе силы Хаоса не в состоянии были прервать
процесс становления, так и человек не целиком покорился демонизму и злу.
Извращение путей не привело к его окончательной гибели. В нем сохранился
здоровый корень, жажда совершенства и познания, стремление к добру, тоска по
Богу. В этой неполной утрате первоначальных даров и заключен залог
дальнейшего поступательного движения Адамова рода.
Да, поистине жизнь наша - "юдоль плача" и "лежит во зле", но даже и в
этом несовершенном и скорбном мире осуществляет свою созидательную цель
божественный Логос. Само страдание, сама дисгармония вызывают в человеке
протест, побуждают искать пути их преодоления. В борьбе и преодолении куется
человеческий дух.
Христианство не считает страдание добром. Христос утешал страждущих и
исцелял болящих. Но на таинственных путях Промысла даже зло может обернуться
добром. Недаром многие мыслители говорят, что только в "пограничных
ситуациях", перед лицом смерти, отчаяния и страха выявляется подлинная
человеческая сущность. Величайшие победы духа рождены были в горниле
страданий. На этом пути Бог не оставляет человека одиноким, укрепляет его,
озаряя его труд и борьбу светом Откровения. И наконец, творящий Логос Сам
входит в мировой процесс, соединяясь с Адамом через Воплощение. Он страждет
и умирает вместе с ним, чтобы привести его к пасхальной победе.
"Мужайтесь - Я победил мир", - говорит Христос. "Победа, победившая
мир, - вера наша!" - восклицает Церковь устами апостола Иоанна,
прозревавшего Царство Божие.
Только Бог созерцает творение в его бесконечной красоте. Мы же, живущие
на земле лишь краткий миг, не в состоянии охватить всю грандиозность
замыслов Творца. Такова основная мысль Книги Иова. Однако, даже ограниченные
рамками своего бытия, мы в какой-то степени предвосхищаем Грядущее как
сознательные соучастники вселенской драмы, в которой человек, проходя через
борьбу, страдания и поиски, возвращается в дом Отчий...
Первое искушение человека было для него пробным камнем: Адам внял
голосу Змея и захотел идти его путем богопротивления. Но и после этого
великого разрыва, когда врата Рая закрылись, связь Неба и Земли не
прервалась. Бог продолжал присутствовать в жизни человека, который в сумраке
своих блужданий не уставал искать Его.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава девятая
ВЕЛИКИЙ РАЗРЫВ
/1/. См.: Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете/Пер. с англ. М., 1986.
С. 29 сл.
/2/. См.: Д. Г. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965. С.
38, 42; М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М., 1956. С. 86; А. П. Лопухин.
Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Т. 1. С. 107.
/3/. Ш. Секретан. Цивилизация и вера/Пер. с фр. М., 1900. С. 347.
/4/. О формах табу см.: Д. Фрэзер. Золотая ветвь/Пер. с англ. М., 1980.
С. 222 сл. Насколько сильно влияют табу на людей, которые в них верят,
свидетельствует, например, следующий факт. "Одному мальчику-туземцу было в
качестве табу запрещено есть бананы и прикасаться к сосудам, в которых они
находились. Однажды его товарищи сообщили ему, что он ел рыбу из черепка, в
котором находились остатки бананов. И что же? Спустя несколько часов мальчик
умер в тяжких мучениях" (Г. Бутце. В сумерках тропического леса/Пер. с нем.
М., 1956. С. 202); см. также: П. де ла Гассери. Психология религий/Пер. с
фр. М., 1901. С. 84.
/5/. З. Фрейд. Тотем и табу/Пер. с нем. Пг., 1923. С. 151. Следует
подчеркнуть, что Фрейд выводил и антипод религии - атеизм - из невроза,
возникающего в результате протеста против отца. См.: З. Фрейд. Леонардо да
Винчи: Воспоминания детства. С. 79.
/6/. Е. Fromm. Man for Himself. London, 1960. P. 46.
/7/. О значении этой концепции для христианского миросозерцания см.: Б.
Вышеславцев. Бессмертие, перевоплощение и воскресение. - В кн.: Переселение
душ: Париж: YMCA, 1936. С. 114.
/8/. См. обзор святоотеческих высказываний в кн.: В. Велтистов. Грех,
его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование.
М., 1885. С. 182 сл.
/9/. С. Л. Франк. Смысл жизни. Париж: YMCA, 1934. С. 124.
/10/. Библейская идиома "добро и зло", как правило, есть синоним "всего
на свете". "Для евреев, - справедливо отмечает голландский библеист Ренкенс,
- познание означает вещь практическую, в том или ином смысле творческую:
познать вещь, произнести ее имя - означает осуществить над ней свое
подлинное влияние, поставить ее под свою власть. Это хорошо объясняет тот
факт, что знание различия между добром и злом может быть только
сверхчеловеческой привилегией" (Н. Renckens. La Bible et les Origines du
Monde. Tournai, 1964. P. 178).
/11/. Н. Бердяев. Новое религиозное сознание и общественность. С. XXVI.
/12/. Типичный образец подобного решения вопроса можно видеть,
например, в работе: П. Я. Светлов. Христианское вероучение. Т. II. Киев,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История религии (Том 1)"
Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"
Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.