» » » » Александр Мень - История религии (Том 1)


Авторские права

Александр Мень - История религии (Том 1)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Мень - История религии (Том 1)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История религии (Том 1)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История религии (Том 1)"

Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.








Бердяев. "Грехопадение, - говорил он, - есть религиозно-метафизический, а не

моральный факт, оно лежит неизмеримо глубже моральности и частного явления

человеческой психики. Грехопадение совершилось в глубине мистической стихии

мира, это таинственный факт метафизической свободы, разрыв бытия и

порабощение его частей, а не нарушение моральной законности" /11/.

Но и здесь мы должны вернуться к вопросу: был ли человек первым в

творении, кто превратил свою свободу в орудие зла? Он ли стал первенцем

духовного мятежа и, отступив от Бога, нарушил гармонический строй

мироздания?

Согласиться с этим весьма соблазнительно. Ведь так очевидно, что

человек слишком часто проявляет себя как осквернитель природы, насильник и

разрушитель!

Нередко библейское учение толковали именно в этом смысле. В человеке

видели первопричину космического несовершенства, и эта мысль странным

образом стала казаться едва ли не аксиомой богословия /12/.

Между тем Библия недвусмысленно свидетельствует о том, что не было

такого дочеловеческого мира, в котором отсутствовали бы смерть и взаимное

пожирание существ. В Писании, например, нет ни малейшего намека на то, что

хищные животные появились лишь после Грехопадения. Отцы Церкви, комментируя

библейскую историю творения, говорят о первозданной природе, в которой есть

и борьба, и жизнь одних за счет других /13/.

Мы уже говорили, что вера не может принять взгляд, согласно которому

жестокий мир есть подлинное отражение высшей творческой Воли Логоса.

Сомнения здесь неизбежны. Их прекрасно выразил английский поэт Уильям

Блейк в своем мистическом стихотворении о тигре, в котором есть такие

строки:


Неужели та же сила,

Та же мощная ладонь

И ягненка сотворила,

И тебя, ночной огонь?

Перевод С.Я. Маршака


В самом деле, религиозное сознание противится

мысли о том, что космическое зло проистекает от Бога. А поскольку оно

существовало до человека, источник его нужно искать и не в нем, и не в

Творце.

Ответ на этот вопрос дает Библия. Она говорит о том, что человек

отступил от Бога, поддавшись искушению Змея. Это он внушил людям, что,

нарушив заповедь, они станут "как боги".


x x x



Символ Змея достаточно прозрачен. Прежде всего, он связан с

представлением о существе низменном, коварном и в то же время

грозно-могущественном. Змея подкрадывается незаметно и жалит внезапно; она

обладает завораживающей силой. Исконный страх перед змеями живет до сих пор

в подсознании человека. В то же время в мифологии древних Змей был

распространенной эмблемой языческих божеств. В древних космогониях он

олицетворял Бездну. Змей был богом плодородия и одновременно - разрушения и

Хаоса /14/. Вот почему ветхозаветный автор обратился к образу Змея.

"Христианское богословие, - отмечает С. Трубецкой, - слагалось в борьбе

с ересями. Еврейская религиозная мысль развивалась в упорной и тяжелой

борьбе с язычеством - иноземного и отечественного происхождения" /15/. В

библейском сознании богоотступничество ассоциировалось с языческим

соблазном, и Змей как атрибут богов плодородия стал символом зла,

противления истинному Богу. Аналогами Змея в Библии являются чудовища Хаоса,

но там они, как и Змей, не боги, а тварь, возмутившаяся против Создателя. В

Апокалипсисе "древний Змей", Дракон и Сатана - синонимы. Об этой силе

Христос говорит как о "князе мира", с которым Он пришел бороться.

Таким образом, Библия, как подчеркивает один из современных богословов,

говорит о "сверхисторических, сверхчеловеческих демонических факторах,

действующих в более обширной Вселенной и препятствующих достижению

божественных целей" /16/. Именно поэтому христианство имеет основание

говорить о совершившемся до человека космическом Грехопадении.

Все аспекты, все планы мироздания связаны между собой. Оно представляет

собой целостную систему "неба и земли, видимого и невидимого". В ней нет

ничего абсолютно изолированного.

"Мир, - говорит Н. Бердяев, - есть иерархический организм, в котором

все части между собой связаны, в котором то, что совершается на вершинах,

отражается на низинах... Миф о диаволе символически отражает событие,

совершившееся на самой вершине духовного мира, в высшей точке духовной

иерархии. Тьма первоначально сгустилась в высшей точке духовной иерархии,

там свобода впервые дала отрицательный ответ на Божий зов, на Божию

потребность в любви своего другого, там творение вступило на путь

самоутверждения и самозамкнутости, на путь разрыва и ненависти" /17/.

Именно в такой мир противоборства и вступил человек. Но вместо того

чтобы ускорить торжество сил Логоса, он внял голосу искусителя. Писание

называет Сатану "отцом лжи" и "человекоубийцей", ибо обман, ложь в

исполинских масштабах стали орудием против высшей Правды. "Будете как боги",

- говорил Змей и обольстил, обманул человека. Отпадение не сделало людей

богами, а, напротив, подорвало их первозданные силы, отделив их от Древа

Жизни. Закон распада и смерти настиг и покорил человека.

Но если тайна космического зла остается для нас едва уловимой в

глубинах духовных миров, то человеческий грех постигается нами - участниками

его разрушительной работы - непосредственно в опыте.

В бессилии перед страстями, в "воле к власти", терзающей дух человека,

в его ложном самоутверждении - вновь как бы разыгрывается драма

Первочеловека. И не отражается ли предмирное Грехопадение в нашей горделивой

мечте создать мир по своему плану и замыслу? Не есть ли "карамазовский бунт"

- уверенность, что мы сотворили бы Вселенную лучше, чем Бог, - лишь слабое

эхо предмирного Бунта? Не звучит ли в наших умах, как и в первые дни,

змеиный шепот: "Будете как боги"? Дерево познается по плоду, отец лжи - по

своему воздействию на людей...


x x x



Но здесь возникает новый вопрос, который был поднят еще в

раннехристианскую эпоху, а впоследствии с особой резкостью поставлен Л.

Толстым. Если грех поразил первых людей, то почему власть его

распространилась на последующие поколения? Какое отношение к нам могут иметь

отдаленные предки, жившие на заре существования человека?..

"Юридическое" толкование Первородного греха и его последствий, которое

говорит о "наказании потомков за грех отцов", не только бессмысленно, но и

кощунственно. Ведь даже человек с его несовершенным чувством правды

понимает, что подобное наказание безмерно жестоко и противоречит

евангельскому откровению о Боге.

Ничего не может здесь разрешить и ссылка на наследственность. Ведь

привлекать природные механизмы для понимания духовной проблемы - не меньшее

кощунство.

Итак, пусть от Бога отпали один, два, сто человек - почему их отпадение

должно переживаться миллиардами их потомков как свое собственное? Зачем

первым преступникам дана была такая безмерная власть над человечеством, что

из-за них его неотвратимо постигла болезнь греха и трагедия

богооставленности? Какое отношение имеем мы к ним, чтобы нести на себе

последствия их падения?

Из этого тупика нет выхода, если принимать библейское учение в грубо

юридическом и буквальном смысле. Но все меняется, если мы обратимся от буквы

к духу и постараемся уяснить, что стоит в Писании за именем "Адам".


x x x



Под влиянием изобразительного искусства представление об Адаме обычно

связывается с первым человеческим существом, обитавшим в прекрасном райском

саду. Но искусство в данном случае лишь внешне воспроизводит библейскую

символику, не раскрывая ее смысла. В Библии же "Адам" обозначает нечто

гораздо большее.

Прежде всего слово это в качестве собственного имени употреблено

священными писателями только четыре раза, в прочих же случаях оно имеет

нарицательное значение и буквально переводится "человек". В Книге Бытия

(1,26) слово "Адам" явно имеет множественный собирательный смысл, который

преобладает и в других частях Библии /18/. Адам мыслится не столько как

отдельная личность, сколько как олицетворение всего человечества. Подобное

сведение группы к одной фигуре вообще свойственно библейскому способу

мышления. В Писании много раз говорится об Иакове, Мицраиме, Ассуре как о

лицах, хотя в действительности речь идет о народах.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История религии (Том 1)"

Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Мень

Александр Мень - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"

Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.