Александр Мень - История религии (Том 1)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История религии (Том 1)"
Описание и краткое содержание "История религии (Том 1)" читать бесплатно онлайн.
ее появление произошло между двумя индивидами" /32/. Разумеется, развитие
умственной деятельности приматов подготовило среду и условия для этого
переворота. Но дух, самосознание личности как таковые - чудо в мире природы,
и именно они делают человека человеком. Это особенно ясно видно, если
рассмотреть те факторы, которые обычно считают решающими для антропогенеза.
x x x
Согласно одной теории таким фактором явился труд. "Труд создал самого
человека" - гласит знаменитая формула Энгельса /33/. Между тем при ближайшем
рассмотрении оказывается, что труд в смысле проделывания физической работы
свойствен и многим животным. Следовательно, под трудом мы должны понимать
сознательную творческую деятельность, и поэтому сознание, то есть духовное
начало в человеке, оказывается первичным элементом, предшествующим труду
/34/.
"Животное, - утверждает Энгельс, - только пользуется внешней природой и
производит в ней изменения в силу своего присутствия; человек же вносимыми
им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. Это
является последним существенным отличием человека от остальных животных, и
этим отличием человек опять-таки обязан труду" /35/.
Но здесь возникает порочный круг: ибо если у человека есть свои
сознательные "цели", которым служит его труд, то без этих целей нет и
настоящего труда. В человеческой созидательной деятельности, как справедливо
указывал Маркс, "в конце процесса получается результат, который уже перед
процессом труда (Разрядка моя. - А. М.) имелся идеально, то есть в
представлении работника". У обезьяны нет сознания, нет "идеальных
представлений", как нет у пауков или пчел, которых Маркс противопоставлял
архитектору /36/.
То, что специфические особенности человеческого духа превращают работу
в труд, - не гипотеза, но очевидный для каждого факт. Ему противопоставляют
лишь реконструкции процессов, которые навсегда скрыты в прошлом и которые
никто не наблюдал. Быть может, и была когда-то "обратная связь" между
мышлением и трудом, но это отнюдь не означает, что труд действительно
"создал человека". Известно, что обезьяны иногда изготовляют некое подобие
орудий /37/. Изготовляли их и вымершие предки человека. Но где основания
считать, что эта орудийная деятельность намного выходит за пределы обычных
инстинктивных процессов? Бобры, например, делают плотины, пчелы - соты,
птицы не только строят, но даже "украшают" свои гнезда, осьминоги в качестве
орудий употребляют камни, но ни в одном из этих случаев не имеет места
подлинный труд. Он невозможен без сознания, без человеческого разума /38/.
Выдвигается также гипотеза, что возникновение человека обусловлено его
социальной жизнью. Действительно, отдаленные предки человека, по-видимому,
жили сообществами, как живут теперь многие современные антропоиды. "Труд, -
говорят нам, - вызвал потребность в социальном общении между людьми" /39/.
Однако вспомним, что сложная социальная жизнь свойственна и крысам, и
попугаям, и гагарам, и многим другим видам высших и низших животных. Но ни у
одного из них, хотя они живут сообществами миллионы лет, мы не обнаруживаем
созна-дл подобного сознанию человека.
В животном мире можно найти и признаки "альтруизма", который служит
сохранению рода. Но, как признают современные исследователи этого явления,
альтруизм "принял у человека осознанную (Разрядка моя.- А. М.) форму,
явившись основой морали или формируясь в тесной взаимосвязи с ее развитием -
этого чисто человеческого свойства" /40/. Разумеется, влияние общества на
сознание огромно, но тем не менее именно сознание превращает стадо в
общество, делает социальную жизнь осмысленной, а совместный труд -
творческим. Без него наши предки недалеко ушли бы от обезьяньих "коммун",
населяющих джунгли.
Другая попытка определить специфику человека связана с именем И. П.
Павлова, который подходил к психологии с точки зрения физиолога. Он считал
решающим в становлении человека "чрезвычайную прибавку к механизму нервной
деятельности" /41/ - вторую сигнальную систему, то есть речь и словесное
мышление. Но при этом Павлов совершенно обходит вопрос о том, как возникла
эта "прибавка". Авторы, развивающие его положения, опять-таки связывают
возникновение второй сигнальной системы с коллективным трудом. Но, как мы
уже говорили, настоящий человеческий коллектив и целенаправленный труд
требуют сознания в качестве своей предпосылки.
Речь облекает сознание в словесные формы, но это вовсе не означает, что
оно фатально с ней связано и что сознание возникло из речи.
Причинно-следственная связь может осознаваться человеком образно. Более
того, самые глубокие моменты духовной жизни человека: переживание своей
личности, чувство мистического, красоты и многое другое - зачастую совсем не
нуждаются в словах. Духовное начало в человеке настолько же шире речи,
насколько интуиция шире формальной логики.
Существует мнение, согласно которому главенствующую роль в формировании
человека отводят руке - орудию труда. Однако, как установлено теперь, рука
человека - совершенный аппарат не столько по строению, сколько по функциям
/42/. Пятипалая конечность сохранилась у целого ряда позвоночных, хотя рукой
в полном смысле слова ее не назовешь. Если бы осьминог обладал сознанием, то
его гибкие щупальца послужили бы ему не менее совершенным орудием труда.
Следовательно, главным здесь является не орган, а его применение, которое, в
свою очередь, зависит от сознания.
Есть также теория, утверждающая, что головной мозг как орган сознания и
мысли развивался в процессе естественного отбора. Эту точку зрения отстаивал
Ч. Дарвин, который полагал, что "разница в уме между человеком и животным,
как она ни велика, представляет собой лишь разницу в степени, но не в
качестве" /43/.
Согласно дарвиновской теории отбора, в природе происходит непрерывная
выбраковка менее приспособленных существ и победа существ более
приспособленных. Животные, обладающие полезными для сохранения вида
свойствами, например быстротой бега, защитной окраской, высокоразвитым
слухом и т. д. побеждают в жизненной борьбе. Благодаря этому в природе в
конце концов торжествует целесообразность, так как все нецелесообразное
истребляется в процессе естественного отбора.
Мы не будем сейчас говорить о том, что отбор далеко не объясняет
сложного механизма эволюции и возникновения самих целесообразных реакций
организма. Важно в данном случае то, что в общем и целом отбор -
действительно один из существенных факторов в истории жизни на земле. Этот
фактор Дарвин попытался применить к проблеме возникновения человека.
Но уже Альфред Уоллес (1823-1913), который развил теорию отбора
независимо от Дарвина и одновременно с ним, поставил его трактовку под
сомнение.
Уоллес указал, что человеку присущи такие качества, которые не могли
возникнуть в процессе естественного отбора и вовсе не были решающими в
биологической жизни вида. "Чувства абстрактной справедливости или любви к
ближнему, - писал он, - никогда не могли быть приобретены таким образом (то
есть путем отбора), ибо эти чувства несовместимы с законом выживания
сильнейшего" /44/. Уоллес доказал далее, что нравственные чувства, как и
чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продуктами
цивилизации, как думал Дарвин, а, напротив, присущи "дикарям" на самых
низших ступенях культуры. Уоллес решительно отверг старое представление об
умственной неполноценности так называемых "дикарей". И в этом он получил
полную поддержку современной антропологии, так как попытка Фохта Геккеля и
других расистов объявить отсталые племена переходной формой между человеком
и обезьяной была признана совершенно беспочвенной.
Что же касается настоящего первобытного человека, то теперь известно,
что во времена палеолита у него уже существовали и религия, и великолепное
искусство.
Если бы антропогенез не выходил за рамки обычных эволюционных
закономерностей, итогом его скорее всего было бы существо, похожее не на
нас, а на саламандр Карела Чапека, трудолюбивых, рационально мыслящих,
коллективно спаянных, но бездуховных, лишенных веры, искусства, фантазии.
Уоллес ставил вопрос: для чего природа наделила первобытного человека
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История религии (Том 1)"
Книги похожие на "История религии (Том 1)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень - История религии (Том 1)"
Отзывы читателей о книге "История религии (Том 1)", комментарии и мнения людей о произведении.