» » » » Геннадий Ананьев - Риск.Молодинская битва.


Авторские права

Геннадий Ананьев - Риск.Молодинская битва.

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Ананьев - Риск.Молодинская битва." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Риск.Молодинская битва.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Риск.Молодинская битва."

Описание и краткое содержание "Риск.Молодинская битва." читать бесплатно онлайн.



Новый исторический роман современного писателя Г. Ана­ньева посвящен событиям, происходившим на Руси в середине XVI века.

Центральное занимает описание знаменитой Молодинской битвы, когда в 1572 г . русская армия под руководством князя Михаила Воротынского разгромила вдвое превосходившее крымско-турецкое войско.






«Только победителем уходить!» — твердил себе Му­хаммед-Гирей и искал, каким способом обеспечить себе победное возвращение в свое ханство, которое заставит астраханцев хвост поджать.

Брала верх рискованная и заманчивая идея: осадить Кремль. Взять его, конечно, не удастся, но страху на­гнать вполне можно. Установить на тарасы109 пушки ту­рецкие и бить через стены по Кремлю. А на стену погнать впереди войска русских. Жаль, конечно, дорогой товар, в Кафе за них дадут много золота, но не всех же пленных побьют защитники кремля.

«Склонит голову Василий! Обязательно склонит! — со злорадством предвидел свое торжество крымский хан. — Он — данник мой! Раб!»

Мухаммед-Гирей как раз обсуждал со своим братом Сагиб-Гиреем, когда и как лучше начать осаду Кремля, переждать ли какое-то время, чтоб совсем догорели поса­ды, или пустить по дымным и жарким еще улицам? Они уже склонялись к преимуществу немедленной осады Кремля, как ширни осмелился прервать их стратегичес­кую беседу.

— Аллах милостив к тебе, мой повелитель. Гяуры прислали мирных послов и обоз даров от раба твоего кня­зя Василия.

Первым желанием Мухаммед-Гирея было желание немедленно пригласить послов Васильевых в шатер, он даже сказал слово:

— Зови…

Но не докончил фразу, и ширни ждал, кого повелит хан позвать. А Мухаммед-Гирей молчал. Долго молчал. Потом заговорил..

— Поступим так, как поступали предок наш, Великий Покоритель Вселенной Чингисхан, и грозный внук его Бату-хан. Пусть послы пройдут сквозь очистительный огонь и поклонятся солнцу. Предупреди послов: кто ос­мелится креститься своему Богу, тому смерть неминуе­мая. Возьми для этого моих лучших нукеров.

— Слушаюсь, мой повелитель, — переглянулся в по­клоне ширни, попятился было к выходу, но потом оста­новился и спросил: — А если гяуры не согласятся идти через очистительный огонь?

Метнул гневный взгляд Мухаммед-Гирей на своего мудрого советника, который сказал ему вслух то, чего опасался хан, приняв ради своей гордыни столь унизи­тельную процедуру для послов, но не отступать же — хан не берет свое слово обратно, бросил резко:

— Тогда всем им — смерть! Порезать как баранов!

ГЛАВА ШЕСТАЯ

— Что мне передать моему повелителю? — с ядовитой усмешкой спросил ширни князя Воротынского. — Разво­дить костры или повелеть кэшиктэнам110 обнажить сабли и пустить их в дело?

— Погоди, — буднично, словно речь шла о сущей без­делице, ответил Воротынский. — Дай подумать.

Каких усилий потребовалось князю, чтобы вот так спо­койно ответить наглому вельможе ханскому, только он один знал. Пойти на предложенное унижение, стало быть, уже загодя поставить себя в рабское положение. Не посол великой России, а проситель нищенствующий, вымалива­ющий снисхождение, готовый принять любые условия.

А что делать? Разве не в тяжелейшем положении оказа­лась Москва и большая часть удельных вотчин князей и бояр? Разве не грянет еще более страшное наказание за гордыню и недомыслие тех, на кого надеялись россияне, кому отдавали они добрую долю своего труда и дохода лишь ради того, чтобы рать крепко оберегала порубежье. А он, Воротынский, разве не пытался вразумить и самого царя, и воеводу-юнца Вельского?! И, наконец, князя Анд­рея, так и не решившего поставить царев полк заслоном.

«Сами, видишь ли, с усами. Ума палата! Только даль­ше носа ничего не видят и мыслить с мудростью не жела­ют! Теперь вот отдувайся за их недомыслие и трусость! Принимай позор на себя!»

Князя Воротынского так и подмывало бросить дерзко в ядовитое лицо ханского советника: «Великая Россия — не раба крымскому хану!» — но он не спешил сказать ро­ковое слово.

Смерти князь не страшился. Любой, самой лютой. Принял бы ее с таким же достоинством, как и предок его, князь Михаил Черниговский111 , и боярин его, Федор. Од­но останавливало: пойдет ли на пользу Москве и державе его мученическая смерть?

Поступок князя Михаила Черниговского и боярина Федора достоин и почитания и подражания, только время теперь не то и условия иные. Князь, бежавши в Венг­рию от батыевского нашествия, вернулся в вотчину, ког­да объясачили112 все русские княжества монголы-языч­ники, но чтобы править уделом на законном основании, утвержденном завоевателями, нужно было получить на то разрешение золотоордынского хана. Пройти через унижения. У него выбора не было.

Многие князья проходили через огонь, кланялись солнцу и монгольским божкам-идолам, кто ради личной корысти, а кто, как Александр Невский113 , чтобы спасти половину, почитай, России от разорения. И вот тут рассу­ди взвешенно, кто проявил больше мужества и разумнос­ти, Михаил ли Черниговский, Александр ли Ярославич?

Церковь возвела в ранг новосвятых мучеников и князя Михаила, и боярина Федора, ибо Господь назидал: «Тот, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради меня, тот спасет ее». Поклонение любому идолу — смертельный грех. Поклоняться можно лишь од­ному — Господу. И еще говорил Господь, что нет пользы че­ловеку, если он приобретет царство мира сего, а душу свою погубит. И какой выкуп даст человек за душу свою?

Тем же, кто будет чтить Христа и признает его перед людьми, он обещал признать того перед отцом своим не­бесным.

Новосвятые мученики стали знаменем борьбы христи­ан с язычниками. Их мученическая смерть, их мужест­венный поступок вдохновляли на сопротивление, явное и тайное, вселяли надежду на скорое освобождение от ига басурман. Это, конечно, важно. Духовный настрой нации — не пустячок. Только не менее важно и действие. Рассу­дительное, с глубоким осмыслением обстановки. Что пре­красно знал князь новгородский Александр, не понятый поначалу своими современниками, осуждаемый ими, ос­тававшийся порой без верных соратников. И лишь годы рассудили, кто был достоин большего уважения.

Александр Невский остался в памяти народной, цер­ковь приняла его в лоно святых; яркий же подвиг Миха­ила Черниговского время подернуло пеплом забвения.

Время — мудрый судья.

А ширни Мухаммед-Гирея поторапливает:

—  Так какое слово, князь, я передам моему повелителю?

—  Погоди, — вновь отмахнулся Воротынский и — к боярам и дьякам, его сопровождавшим: — Ваше мнение, други мои, каково?

Будто искрой от кресала угодил в пороховой заряд. Вспыхнула перепалка. Яростная. Неуступчивая. Боль­шая часть посланников за то, чтобы подчиниться хану-захватчику, ибо, как они утверждали, положение безвы­ходное, меньшинство же, но настроенное решительно, требовало от Воротынского отказа. Они были готовы при­нять вместе с ним мученическую смерть, но не посрамить . России, не предавать Господа своего Христа-спасителя. Стйвили в пример и святого мученика Михаила Черни­говского, принявшего смерть за веру.

Слушал спор сотоварищей своих князь Иван Воротын­ский, и казалось ему, что правы и те, и другие. Еще более заметался он душой, никак не находя верного решения. И только когда услышал из уст дьяка запалистое:

— Епитимью потом примем! Да и простит нас, греш­ных, Господь, ибо не своей жизни ради пойдем на позори­ще, но людишек для. Иль не видали, сколь их в Кремле, а того более снаружи к стенам прилипших?!

Верно, перво-наперво посекут их всех либо заставят впереди себя лезть на стену, смастерив из бричек и оглоб­лей лестницы.

«За что им-то страдать?! Гордыне службу служить или несчастного люда ради принять грех на душу? А Господь, если истово помолимся ему всем миром, поймет и про­стит…»

Не подумал тогда князь Воротынский, как воспримет такое решение своих подчиненных царь. Не до того в тот миг было Воротынскому, и не мог знать он, что вскорос­ти понесется со своими туменами Мухаммед-Гирей на за­щиту родовых улусов от набега астраханских татар. Не ведал, что унижение, какое он пройдет, ему же во вред обернется. Сказал, словно рубанул:

— Кто не согласный, вольны воротиться! — И к хан­скому первому советнику: — Всё. Что принято у вас на церемонии приема послов, мы исполним. Так и передай­те своему хану.

Вроде бы все, но ширни кобенится:

— Или все идите сквозь огонь, или всем одна участь — смерть.

И улыбочка ядовитая на губах. Знайте, мол, наших. Князь Воротынский не полез на рожон. Склонил голо­ву и молвил просительно:

— Прими от нас дар соболями и куницами. Не жалеючи поднесем, только не неволь тех, кто о душе своей пе­чется более, чем об Отечестве.

Понравилась ширни покорность князя, да и подарки получить худо ли? Кивнул покровительственно.

— Хорошо. Пусть будет так. Они, — кивнул на про­тивников унижения, — не посланники. Они — сопро­вождающие обоз с подарками светлому хану моему Му­хаммед-Гирею и брату его Сагиб-Гирею.

Долго ожидали послы встречи с ханом. С версту дви­гались они пеши, сквозь перелески. Впереди ширни гар­цует на статном аргамаке в доброй сбруе; позади, за обо­зом, полусотня свирепых крымцев, от одного взгляда на которых оторопь может взять. Вот наконец и луг. Боль­шущий и истоптанный уже, бедняга, изрядно. Как вся Земля Русская. И только у шатра ханского сохранилась девственная прелесть лугового разнотравья.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Риск.Молодинская битва."

Книги похожие на "Риск.Молодинская битва." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Ананьев

Геннадий Ананьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Ананьев - Риск.Молодинская битва."

Отзывы читателей о книге "Риск.Молодинская битва.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.