А. Донец - Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Описание и краткое содержание "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике" читать бесплатно онлайн.
Монография посвящена анализу тибетоязычной схоластической литературы философских факультетов буддийских монастырей Центральной Азии и представленной в ней тибето-монгольской интерпретации доктрины зависимого возникновения. Определяются принципы, на которых базируется эта литература, разрабатывается методика изучения конкретной тематики, устанавливается интегральная концепция зависимого возникновения. В приложении даются переводы с тибетского языка Сутр и произведений Нагарджуны, Буддхапалиты, Цзонхавы и Жамьян Шадбы, терминологический словарь.
Книга может оказаться полезной для тибетологов, буддологов, философов, педагогов и историков культуры.
От трех клеш возникают два, именуемых деянием.
От двух возникают семь.
Указанные выше именуемые страданием.
От семи же
Возникают три.
Именуемые клешами. И опять от тех трех клеш возникают два деяния.
То колесо существований -
Вращается снова и снова.
Существований[198] – три. Называются [Мирами] Желаний, Форм и Бесформенного. Признавая в качестве тех, полностью выявляем сущность мира обычных существ[199], являющегося колесом перерождений – сансары. Знак тире указывает на отсутствие определенности. Поскольку в существованиях [12 членов] не появляются в такой же последовательности, в какой [появляются при] вращении [спицы] колеса, то указывается, что определенности нет[200]» [148А].
Спрашивает: «Кто же в таком случае является владыкой всех тех тел, именуемым обладателем разума – живым существом[201]?»
Говорит:
«Все сущее[202] – причины и плоды.
Кроме названного[203],
Здесь нет никакого обладателя разума.
Это признается действительным[204], не является только умозрительным[205].
То, [что] существует только умозрительно, невозможно в качестве существующего реально[206]».
Спрашивает: «Если так, то кто же переходит из мира этого в мир потусторонний[207]?»
Говорит: «Из этого в потусторонний мир не переходит абсолютно ничего[208]. В таком случае
Только от дхарм совершенно пустых
Возникают дхармы пустые,
Дхармы, не имеющие Я и Моего.
Иными словами: «Из пяти пустых, являющихся причинами [и] именуемых клешами и деяниями, возникают семь пустых дхарм, не имеющих Я и Моего и называемых страданием, а также признаваемых плодом».
Это объясняется так: «Я и Мое не существуют. Они не являются Я и Моим даже взаимно[209]. Однако от дхарм, не имеющих в действительности Я, возникают дхармы, не имеющие в действительности Я[210]. – Так следует понимать».
Здесь говорят: «Какой имеется пример именно этого возникновения дхарм, не имеющих в действительности Я, от дхарм, не имеющих в действительности Я?»
[Отвечаем]:
«Произнесение вслух, светильник, зеркало, печать,
Линза, семя, кислое и звук.
Благодаря этим примерам можно понять, что в действительности Я не существует, а мир потусторонний имеет место. Например, переход произносимого учителем в ученика: [оно] не переходит, так как непроизносимо учителем. Хотя ученик тоже говорит, но [это] не является [возникающим] благодаря другому, так как будет беспричинным. Подобно тому, как произносимое учителем [не переходит в ученика], так и душа[211] умершего тоже не переходит в мир потусторонний, поскольку будет ошибка постоянства[212]. [148 Б] Мир потусторонний не возникает и от другого, поскольку будет ошибка беспричинности[213]. Подобно тому, как нельзя сказать: «[Произнесение] ученика, возникающее по причине произнесения учителя, тождественно или отлично от того», точно так же нельзя сказать: «Душа-сознание, относящаяся к родившемуся благодаря душе-сознанию умершего, тождественна или отлична от него»[214].
Аналогично, от светильника возникает свет, от лица – отражение в зеркале, от печати – оттиск печати, от линзы – огонь, от семени – росток, по причине кислого фрукта выделяется слюна, от звука возникает эхо. Нелегко признать их тождественными или иными. Аналогично,
Мудрый также должен признать, что хотя скандхи
И перерождаются, но не перемещаются[215].
При этом скандхи – скандха материального-рупы, ощущения- веданы, представления-санджни, соединителей-санскар и сознания- виджняны. «Их перерождение» – [они] не прекращают [своего существования в сансаре]: возникают благодаря той причине, возникают другие, но из мира этого в мир потусторонний не переходит абсолютно никакой вещи. Если так, то в колесе сансары рождаются из-за наклонности-привычки[216] к ошибочному мышлению. Следует знать, что слово «но» указывает, что последующее – противоположное тому.
Если признают вещи непостоянными, мучительными, пустыми и не имеющими Я[217], то не будут помрачены в отношении вещей. Если нет помрачения, не испытывают симпатии – не привязываются. Если не испытывают симпатии, то не будут гневаться. Если не имеют гнева, то не совершают деяния. Если нет деяния, то не привержены вещи. Если нет приверженности, то не реализуется становление[218]. Если нет становления, то не рождаются. Если не родились, то не возникает страдание у тела и души. Итак, поскольку те пять причин не собираются[219] в этой [жизни], не возникает плод в другой [жизни]. Это и следует называть освобождением.
Если [говорят] так, то разъясняют крайние [взгляды, признающие] постоянство и прерывность[220], [а также] другие плохие взгляды.
Здесь имеются [еще] два четверостишия. [149 А]
Совершенно несведущий
В очень тонких вещах
Не видит идеи возникновения по причине
Того, чье прерывание полностью признается.
Здесь нет ничего [из] того, что разъясняется,
Нет ничего [из] того, что следует познать.
Надо истинно рассмотреть действительность.
Если видят действительное, полностью освобождаются.
Написанное учителем Нагарджуной «Разъяснение «Сущности зависимого возникновения» закончено.
Буддхапалита. КОММЕНТАРИЙ НА «ОСНОВЫ МАДХЬЯМИКИ» [НАГАРДЖУНЫ]
Здесь говорят. Если вы уже объяснили подход к абсолютному по системе Махаяны, то теперь объясните подход к абсолютному по системе Шраваков.
Говорю на это.
[1] «Из-за тех деяний, которые являются
Реализацией трех видов санскар
Ради жизни помраченным неведением,
Попадают в (разные формы) существования.
[2] Имеющее (своей) причиной санскару сознание
Будет входить в (существование в виде того или иного) существа.
Если сознание вошло, то будет
Образовываться психическое и физическое.
[3] Если образовалось психическое и физическое, то
Возникнут шесть аятан.
Опираясь на шесть аятан,
Благодаря тому возникнет соприкосновение.
[4] Рождается, опираясь именно на психическое,
Физическое и осуществление памятования.
Так, опираясь на психическое и физическое,
Родится сознание.
[5] То, что является соединением трех –
Психического, физического и сознания-
Соприкосновение. От того соприкосновения
Полностью возникнет ощущение.
[6] По причине ощущения – жажда: [276 Б]
Будут жаждать предмет – ощущение.
Если возжаждали, будут привержены
Четырьмя видами приверженности.
[7] Если имеется приверженность, то полностью возникает
Становление приверженного –
существование обладающего скандхами.
Если приверженности нет, то
Освободится, не будет существовать.
[8] То существование же – пять скандх,
От существования возникает рождение.
Старость, смерть и скорбь,
Стенание и страдание,
[9] Огорчение и расстройство – они
Полностью возникают из-за рождения.
Так будет возникать эта
Исключительная масса страдания.
[10] Поэтому мудрецы не реализуют
Санскару – корень сансары.
Поэтому немудрый действует,
Мудрый – нет, поскольку видит «именно то».
[11] Если прекратилось неведение,
Не будут возникать и санскары.
Неведение прекратится благодаря познанию
[И] созерцанию «именно того».
[12] Поскольку то-то и то-то прекращается,
То-то и то-то не возникает.
Так истинно прекращается та
Исключительная масса страдания».
Помраченный неведением простак ради существования реализует телом, речью и умом три вида санскар, создающих ад живых существ и т. д. Из-за тех совершенных благих и неблагих деяний, которые бывают большими, средними и малыми, попадают в ад живых существ и другие [формы] существования. При этом в результате вхождения в [существование в виде того или иного] существа сознания, имеющего [своей] причиной санскару, будет образовываться психическое и физическое. Если образовалось психическое и физическое, то в результате образования психического и физического возникнут шесть аятан. Опираясь на шесть аятан, благодаря тому возникнет соприкосновение. Порядок рождения того соприкосновения является таким: рождается, опираясь именно на психическое, физическое и осуществление в уме[221]. Итак, опираясь на психическое и физическое, родится сознание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Книги похожие на "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Донец - Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике"
Отзывы читателей о книге "Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике", комментарии и мнения людей о произведении.