Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
другом уровне, нежели все философские или метафизические выс-
казывания. Оба эти вида суждений рассматриваются как несоеди-
нимые. Для Германа все содержание христианства сосредоточено
вокруг откровения о Иисусе Христе. В то время как Ричль рацио-
нально и трезво выводит содержание веры из этого откровения,
Герман подчеркивает личное переживание образа Христа как от-
правную точку веры. Религиозная реальность проявляется для че-
ловека лишь когда он через требования этического императива
придет к осознанию собственного бессилия и вины. Нравственно
серьезный человек подчиняется в глубине души, благодаря впе-
чатлению от личности Христа, и таким образом приходит к вере.
Идея всеобщего откровения отвергнута. Связующим звеном меж-
ду естественным человеком и христианской верой в Бога является
этика. Наиболее известные труды Германа — «Der Verkehr des
Christen mitt Gott» (1886 г.) и «Ethik» (1901 г.).
К приверженцам Ричля можно также отнести известного исто-
рика догмы АДОЛЬФА ФОН ГАРНАКА (Harnack; ум. 1930 г.;
профессор в Берлине). Его вклад в теологию рассматривается в
следующем разделе в контексте теологии на рубеже веков.
АНГЛИЙСКАЯ ТЕОЛОГИЯ В XIX ВЕКЕ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
В развитии теологии в Англии в XIX веке определяющими яв-
ляются, прежде всего, три фактора: высокоцерковное Оксфордское
движение, местная философская традиция с характерным синтезом
платонизма и христианства, а также приобретающий все большее
влияние критический взгляд на историю.
323
Оксфордское движение зародилось в кругу богословов Оксфор-
да. Среди них был Джон КИБЛ (Keble, 1792-1866), который в своей
известной проповеди о «национальном отпадении» (1833 г.) подверг
жесткой критике либеральную политику парламента, позволявшего
себе вмешиваться в дела церкви и своей преданностью идеалу
секуляризированного государства, угрожавшего независимости
церкви. Эта проповедь Кибла считается отправной точкой
Оксфордского движения. К наиболее видным его представителям,
кроме Кибла, также принадлежали ЭДВАРД ПЬЮЗИ (Pusey; 1800-
1882) и Джон ГЕНРИ НЬЮМЕН (Newman; 1801-1890). Последний
издавал памфлеты «Tracts for the Time» (с 1833 года), посвященные
положениям высокоцерковной программы, в которых иногда
отчетливо проступают прокатолические тенденции.
Подчеркивалась апостольская преемственность как основание
священнослужения. Понимание Таинств и церкви также
развивалось под сильным влиянием католических образцов. В
трактате № 90 (издан в 1841 году) Ньюмен пытается доказать, что
39 артикулов можно истолковать таким образом, чтобы они
соответствовали решениям Тридентского Собора. Первоначально
Оксфордское движение стремилось подчеркнуть католический
аспект англиканской церкви и таким образом добиться обновления
в своей церкви, но Ньюмен, а вслед за ним и другие теологи,
сделали из своей точки зрения выводы, побудившие их перейти в
католическую церковь (Ньюмен — в 1845 году). Однако движение
продолжалось и со временем стало более англиканским по своему
характеру, оказав определяющее влияние на богословие и
церковную жизнь в Англии в современный период. Одной из его
отличительных черт является традиционализм. Богословская про-
грамма включает возвращение к теологии ранней церкви и к клас-
сической англиканской теологии XVI-XVII веков. По этой причине
изучение трудов отцов церкви заняло центральное место в английс-
ком богословии. По инициативе приверженцев высокой церкви была
проделана большая издательская работа (среди прочего «Library of
Anglo-Catholic Theology», 88 томов, 1841-1866 гг.).
Поэт и философ СТ. КОЛЬРИДЖ (Coleridge; 1772-1834), несмотря
на фрагментарность его философского и богословского наследия,
оказал большое влияние на английскую теологию. Под влиянием
немецкого романтизма и идеализма, а также английской платони-
ческой традиции (Кембриджские платоники XVII-XVIII веков) он
выступил против деизма и создал синтез теологии и философии.
Религиозное составляет для него духовную, мистическую реаль-
ность, в которую разум может проникать все глубже и глубже,
324
благодаря своей сопричастности божественной природе. Представ-
ляется, что Кольридж колеблется между пантеистическими и бо-
лее ортодоксальными воззрениями. Размышляя о пограничных
вопросах между философией и теологией, он расширяет горизонты
теологии и создает альтернативу негативному отношению деизма и
утилитаризма к христианству.
Под влиянием Кольриджа и прочих ФРЕДЕРИК ДЕНИСОН МОРИС
(Maurice; 1805-1872) продолжил платоновское направление в анг-
лийской теологии. Его богословские взгляды можно назвать «хрис-
тианизированным платонизмом», в центре которого находится со-
единение божественного и высшего человеческого, явленное во
Христе, «Сыне Божием и Сыне Человеческом». Это соединение
основывается на любви Божией, а также выражается в обитающем
в каждом человеке Логосе, являющемся источником продолжаю-
щегося откровения, которое достигает совершенства во Христе.
Морис истолковывает «вечность» (вечную жизнь, вечное наказа-
ние) не во временных, а в качественных категориях. Это вызвало
сильное противодействие и привело к тому, что Морис был смещен
с поста профессора в Оксфорде. Морис является представителем
христианского идеализма, не отрицающего историческую
истину христианства, но прежде всего взывающего к сердцу и к
высшему в человеке.
Посредством влияния Кольриджа в английскую теологию про-
никает историко-критическое отношение к Библии, распростра-
ненное в Германии. Он советует изучать Библию как обычную
книгу. Сначала такие тенденции вызывали сопротивление как среди
сторонников высокой церкви, так и в евангелическом лагере, но
постепенно положение историко-критического подхода укрепилось.
Новые теории эволюции, изложенные Чарльзом Дарвином («О
происхождении видов», 1859 г.) и Гербертом Спенсером, также
сыграли в этом свою роль, хотя в течение длительного времени они
вызывали ожесточенное сопротивление в области теологии.
Проявлением либеральных идей был изданный в 1860 году сбор-
ник «Essays and Reviews», в котором среди прочего отстаивалось
право на свободу исследований в области богословия и высказыва-
лось требование историко-критического подхода к Библии. Еще
большее значение в этом отношении имел сборник «Lux Mundi»
(1889 г.). Он не исходил из либеральных кругов, но был опреде-
ленным выражением того факта, что даже в высокоцерковных анг-
ликанских кругах принимали историко-критический подход как
325
необходимую предпосылку теологии. Цель этого собрания эссе
состояла в том, чтобы «привести христианское исповедание веры в
правильное соотношение с современным развитием наших ес-
тественнонаучных, исторических и критических взглядов и с со-
временными политическими и этическими проблемами».
Издателем «Lux Mundi» был ЧАРЛЬЗ ГОР (Gore; 1853-1932),
представитель англиканской высокой церкви, стремившийся
соединить ее принципы авторитета с принятием научных норм в
теологии. Среди прочего, Гор проводил эту точку зрения в цикле
лекций о воплощении. Не в последнюю очередь благодаря его
влиянию, центром англиканского богословия стало воплощение, в
отличие, например, от евангелического подхода, в котором центром
христианства считается примирение. Для Гора характерно учение о
ке-носисе: Христос при воплощении отказался от Своих божествен-
ных качеств и подчинился человеческим ограничениям.
Существует определенная связь между этой идеей и попыткой
Гора соединить божественный авторитет Писания с критическим
взглядом на Библию. Благодаря влиянию Чарльза Гора, высокая
церковь стала развиваться в новом, более модернистском
направлении, и он стал лидером течения, которое обычно называют
либеральной высоко-церковностью.
КАТОЛИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ В XIX ВЕКЕ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
После периода упадка, наступившего в католической церкви под
влиянием культуры эпохи Просвещения, начало XIX века, как и в
протестантизме, ознаменовано подъемом и пробуждением нового
интереса к церкви и теологии. Отчасти этому способствовали наст-
роения, обусловленные периодом романтизма. На средневековую
церковь, которую в эпоху Просвещения изображали в столь мрач-
ных тонах, теперь смотрели с восхищением и уважением.
Определяющий вклад в обновление, через которое прошла като-
лическая теология в XIX веке, внесла так называемая Тюбинген-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.