» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








виг выступал против общепринятого учения о первородном грехе и

считал, что богоподобие в человеке сохраняется, с чем он свя-

зывал христианское обучение и воспитание.

ТЕОЛОГИЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА. ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Традиции Шлейермахера продолжились в направлении, которое

обычно называют теологией посредничества, начало которой

можно датировать 1827 годом, когда был основан журнал «Изуче-

ние и критика богословия». В журнале было заявлено, что его

программа — посредничество между библейской верой и духом

современной науки. Одновременно со стремлением к посредниче-

ству между христианством и наукой эта богословская школа также

ставила перед собой задачу посредничества между различными

направлениями. Ее сторонники прежде всего были

последователями Шлейермахера, но также сохраняли сильную

связь с прежней традицией, с движением духовного пробуждения, а

иногда и со взглядами Гегеля.

Представителями этой теологии прежде всего являются учени-

ки самого Шлейермахера К.И. Нитчш (Nitzsch; ум. 1868, его

«Система христианского учения», 1829, относится к числу наиболее

широко используемых руководств по догматике того времени) и

А.ХР. ТВЕСТЕН (Twesten; ум. 1876). Далее следует отметить Й.А.

ДОРНЕРА (Dorner; ум. 1884), который с помощью идей Гегеля

стремился представить новое изложение христологии («История

развития учения о личности Христа», 1839 г.).

313



Основанием христологии Дорнера стали противоречия между

историческим образом личности Иисуса, созданным в наше время,

и ранним учением о двух природах. Дорнер отвергает идею

энипостасии и представляет человеческую природу как самостоя-

тельную личность. Божественность Христа при этом описывается

как постепенное развитие единства с Отцом. В общем эти идеи

воздают должное представлениям ранней традиции о воплощении.

Если божественность Христа представляется как определяющее и

служащее примером для человечества общение с Богом, речь

более не идет о вочеловечении Логоса или о подлинном Богочело-

веке. Другая попытка решения христологической проблемы имеет

место в рамках так называемой кенотики, представителем

которой прежде всего является эрлангенский теолог Г. ТОМАЗИУС

(Thoma-sius; ум. 1875, «Личность и деяния Христа», 1852-1861). Он

с резкой критикой выступает против Дорнера, и в противовес ему

желает твердо придерживаться традиционного учения о двух

природах. Его основная идея состоит в том, что при воплощении

Логос опустошил Себя («kenosis»), лишив всего, что превосходит

человеческое сознание, и отказался от божественных свойств по

отношению к окружающему миру: всемогущества, вездесущности

и т.д. При прославлении Христос вновь воспринял эти свойства. С

помощью этих рассуждений автор стремится воздать должное

человеческой природе Христа и в то же время сохранить ранние

определения. Следует, однако, отметить, что это учение о кенозисе

отклоняется от древней традиции. В классической христологии

говорится не о самоопустошении божественного Логоса, но о том,

что соединенная с Логосом человеческая природа во Христе отка-

зывается от использования божественных свойств; таким образом,

они сохраняются у Христа, а именно у божественной личности

даже во время Его земной жизни.

Кенотические идеи выводят на яркий свет проблему, прохо-

дящую через все богословие XIX века: каким образом древние

определения церковного вероучения можно соединить со взглядами

нового времени. При этом оказывается, что даже консервативным

церковным направлениям трудно сохранить древнюю традицию

неизменной.

К теологии посредничества относится также датчанин X. ЛАС-

СЕН МАРТЕНСЕН (Lassen Martensen; ум. 1884), его «Догматика»

(1849 г.) в течение длительного времени также использовалась в

Швеции в качестве учебника в сфере высшего образования. Тем

не менее, Мартенсен присоединяется к кенотической христологии,

которую он образцово разрабатывает. Он испытал влияние

ЗН



не только Шлейермахера, но и Гегеля, а также теософской мис-

тики, что проявилось прежде всего в учении о Таинствах.

Наиболее своеобразным теологом этого направления стал РИ-

ЧАРД РОТЕ (Rothe; ум. 1867), который отчасти на основании идей

Гегеля и Шлейермахера построил целостную религиозно-философ-

скую систему, представленную в сочинении «Богословская этика»

(1845-1848). Он стремится выйти за пределы теологии посредни-

чества и приближается к точке зрения либерального богословия.

ЭРЛАНГЕНСКАЯ ШКОЛА

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


Самостоятельное учение о принципе теологии было разработано

эрлангенскими богословами, которые по другим вопросам относят-

ся к консервативному лагерю. Основоположником этого направле-

ния был А. ХАРЛЕСС (Harless; ум. 1879), в основном построивший

свою теологию на изучении трудов Лютера. Он также выдвинул

идеи, характерные для теологического метода эрлангенской шко-

лы: содержание Писания и личный опыт спасения отдельного хри-

стианина соответствуют друг другу.

ИОГАНН ХР.К. ГОФМАН (Hofmann; ум. 1877), наиболее извест-

ный среди эрлангенских богословов, внес наибольший вклад в об-

ласть истолкования Библии. В своем большом сочинении «Проро-

чество и исполнение» (1841-1844) он стремится показать, что

пророчество означает не только предсказание или предчувствие, но

и углубленное толкование современных событий, построенное на

понимании того, что история указывает за пределы самой себя на

то, что должно однажды свершиться. Все Писание истолковывает-

ся как единая история спасения, в которой Ветхий Завет указывает

вперед на Христа, а Новый — вперед, к завершению. В другом

большом произведении «Доказательства Писания» (1852-1856)

Гофман приводит основные черты своего богословского метода.

По мнению Гофмана, истинность теологической системы может

быть доказана посредством проверки в трех объективных

инстанциях, лежащих в основе богословских высказываний. Эти

инстанции: опыт рождения свыше, церковь и Священное Писание.

Сам он рассматривает наиболее подробно доказательство на

основе Писания. Система должна соответствовать контексту

истории спасения, представленному в Писании. Принципиальный

метод, описанный Гофманом, исходит из того, что богословие от

факта рождения свыше переходит к истории спасения, которая

предполагается в нем. Поэтому свидетельства опыта и Писания

должны взаимно поддерживать друг друга. Рассуждения

построены примерно так: то, что

315



делает человека христианином, является для теолога

непосредственно доступным фактом, именно личное общение

между Богом и человеком, опосредовано через Иисуса Христа (ср.

известное положение Гофмана «Я, христианин, являюсь

непосредственным объектом моих теологических изысканий»).

Этот факт предполагает весь контекст, который описывает

библейская история спасения, вечное как предпосылку

исторического и временного, от сотворения до завершения.

Прочность этой аргументации, не доведенной до конца даже самим

Гофманом, весьма сомнительна.

Субъективный опыт как отправная точка метода Гофмана сбли-

жает его с движением духовного пробуждения, а также со взгляда-

ми Шлейермахера. Для будущего большее значение имели его

труды по библейской теологии, в которых он близок

вюртембергскому библеизму (Бенгель, Бек). Для его толкования

Библии прежде всего характерен подход с точки зрения истории

спасения. В общем теология Гофмана означает переход от

философско-спекулятивно-го к более историческому методу в

богословии.

Гофман стремится заменить ортодоксальное учение о примире-

нии новой теорией: смерть Христа была лишь доказательством по-

слушания и любви, побеждающей грех и смерть. Речь не идет ни о

каком примирении в собственном смысле слова. Эти рассуждения

вызвали резкий протест даже среди богословов, близких ему по

взглядам. Для того чтобы защитить свою теорию, Гофман пытался

доказать, что Лютер, в отличие от позднего лютеранства, придер-

живался подобных представлений. Эту попытку представить бого-

словие Лютера как отличное от последующего лютеранства, мож-

но, в определенном смысле, считать началом современного

изучения Лютера. В противовес этим тенденциям Т. ГАРНАК

(Harnack) пишет свой большой труд «Теология Лютера» (1862-

1886).

В общем эрлангенская школа придерживается консервативных


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.