Бенгт Хеггланд - История теологии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История теологии"
Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.
инструмента для такого нового толкования Евангелия вместо
немецкого идеализма используется разработанный в английской
традиции эмпирический языковой анализ. Примером этого служит
труд ПОЛА ВАН БЮРЕНА (van Buren; «Светское значение Евангелия
на основании анализа его языка», 1963 г.).
Что касается содержания, в основном подчеркивается, что
Христос является примером свободы и самоотверженной любви
(«свободен ради других людей»). Слова о божественности Христа
— символические выражения, поскольку Его свобода принадлежит
не только Ему, но может быть передана другим («заразительная
свобода»).
Теология секуляризации вновь ставит вопрос об идейных пред-
посылках, на которых должно строиться богословие. Ее цель —
столкновение основных традиционных идей с современной картиной
мира. Проблема представленных до сих пор попыток решения
заключается в том, что в них восприятие действительности мир-
ским человеком представляется однозначным (каким оно
безусловно не является) и в том, что это предполагаемое
однозначное понимание становится решающей инстанцией при
описании содержания Евангелия. Это приводит не только к разрыву
с формами выражения традиции, но в некоторых случаях и к
радикальному изменению содержания Евангелия.
Идея секуляризированного Евангелия также вновь поднимает
вопрос о значении христианской традиции. При этом часто упус-
кают из виду тот факт, что эта традиция передает не только идеи
35
прошлого, но также понимание основных структур христианской
веры, общих для различных толкований христианства на протяже-
нии всей истории богословия. Благодаря своему историческому ха-
рактеру, христианство связано со своими истоками, и тем самым
также с традицией, передающей нам эту изначальную структуру.
ВТОРОЙ ВАТИКАНСКИЙ СОБОР
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Развитие католической теологии в наше время в большой сте-
пени определяется созванным по предложению Папы ИОАННА
XXIII (ум. 1963) собором (21-м вселенским по счету католической
церкви), который затем получил название Второго Ватиканского
Собора (1962-1965). Его задачей было способствовать единству
христиан и добиться обновления теологии и практики католической
церкви и ее приспособления к требованиям современности
(«aggiornamento»). Результат обстоятельного обсуждения и почти
единогласных решений, принятых несмотря на острый обмен мне-
ниями на соборе, получил различные оценки. Некоторые теологи
подчеркивали, что хотя реформы и имеют большое значение, уче-
ние католической церкви во всех существенных аспектах осталось
без изменений. Другие обращали внимание не только на нововве-
дения в некоторых областях, но также на возможность обновления
и продолжения изменений, о чем можно прочесть в формулировках
решений Собора. Ответ на вопрос о том, какая из этих оценок
верна, во многом зависит от того, как решения Собора будут ис-
толкованы в самой католической церкви и какие выводы будут
сделаны из этих решений.
Из шестнадцати официальных текстов, составляющих решения
Собора, с догматической точки зрения наиболее важны конститу-
ции «О божественном откровении» и «О Церкви», декрет об эку-
менизме, а также «Пастырская конституция о Церкви в современ-
ном мире». Важные богословские вопросы затрагиваются также в
других текстах, например в конституции «О священной Литургии»
или в декларации об отношении Церкви к нехристианским
религиям.
Заметные уже сейчас изменения, ставшие следствием решений
Собора, произошли в сфере богослужебной жизни. Конституция о
литургии допускает использование национального языка в литургии
(кроме центральных моментов причастной литургии) и в
определенных случаях преподание Таинства под двумя видами.
Далее было подчеркнуто значение проповеди, и она стала
обязательной на главном богослужении прихода. Однако
важнейшее догма-
358
тическое основание литургии, а именно учение о жертвоприно-
шении мессы, осталось без изменений.
В конституции об откровении среди прочего в центре стоит во-
прос о Писании и предании. Была отвергнута прежняя гипотеза о
двух источниках откровения, которую можно было почерпнуть из
решений Тридентского Собора (см. выше). Вместо этого подчер-
кивается единство Писания, Предания и учительства Церкви как
инстанций в вопросах веры. Признание научного исследования
Библии, высказанное уже ранее, обретает обновленное выражение.
Подчеркивается значение перевода Библии на языки народов.
Конституция «О Церкви» является центральным документом
Собора, и этот предмет рассматривается как основной вопрос Со-
бора. Тогда как ранее в учении о Церкви обретал выражение
иерархический взгляд, или же Церковь просто приравнивалась к
иерархии, в вышеупомянутом тексте (принятом в ноябре 1964 года)
представлено более библейское, историческое и динамическое по-
нимание: Церковь предстает как народ Божий в странствии к веч-
ному царству Божию. Подтверждается первенство и безошибоч-
ность Папы, провозглашенные на Первом Ватиканском Соборе, но
в то же время за епископами признается большая самостоятель-
ность. Претензии католической Церкви как единственной истинной
выражены в формулировках, допускающих более положительную
оценку других конфессий.
Та же двойственная тенденция — сохранить традиционное уче-
ние Церкви нетронутым, но в то же время порвать с прежними
подходами, чтобы приспособить Церковь к новому времени, пред-
ставлена в декрете об экуменизме. Новизна состоит в поддержке
экуменических устремлений и путем к христианскому единству
провозглашается обсуждение на равных («par cum pari») с
представителями других вероисповеданий. В других конфессиях
можно найти «элементы освящения и истины», хотя дары спасения
в их полноте есть лишь в католической церкви, ведомой
преемником апостола Петра и епископами. Еще невозможно
оценить, что принесут усилия Собора по объединению церкви, но
произошло очевидное изменение, движение к открытости по
отношению к другим конфессиям, провозглашенное в декрете об
экуменизме. Подобная открытость также по отношению к
нехристианским религиям выражена в соответствующей
декларации Собора.
Одним из важнейших решений Собора стала так называемая
«Пастырская конституция о Церкви в современном мире». Она
обращена не только к христианам, но и ко всем людям доброй воли
и рассматривает социальные, экономические и политичес-
359
кие проблемы современности, в особенности те, которые суще-
ствуют на международном уровне. Ряд аспектов был затем разра-
ботан подробнее в папской энциклике 1967 года «Populorum
progressio», в которой среди прочего подчеркивается, что работа по
развитию бедных стран является предпосылкой мира («новое имя
мира — развитие»).
Тенденция ставить в центр общие проблемы человечества и от-
ношение Церкви к окружающему миру характерна также для эку-
менической работы в рамках Всемирного Совета Церквей и преж-
де всего выражена в документах и решениях Четвертой
Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Упсале в 1968 году. В
вышеупомянутой пастырской конституции это новое направление
богословского мышления обосновывается среди прочего тем, что
цель Церкви имеет вселенский характер. Поэтому для нее важно
начать с окружающим миром разговор о смысле человеческой
жизни и об устремлениях людей, а также о созидании
человеческого общества.
35. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Великий раскол между восточной и римской церквями в начале средневековья был плодом продолжительного процесса, в котором действовали как богословские, так и политические факторы. Основа его была в своеобразии православного богословия, и в свою очередь он способствовал укреплению этого своеобразия. При описании его развития мало внимания уделяется традиционному делению на средневековье и новое время. Характерная для православной теологии укорененность в литургии Церкви, на- кладывает на нее вневременной отпечаток; ее непосредственная связь с отцами Церкви делает малоприемлемым деление на эпохи и школы, которое обычно используется при рассмотрении за- падного богословия. С XI века византийское, а затем греческое православное богословие имеет свою историю, основные черты которой будут описаны для того, чтобы представить контекст воз- рождения, переживаемого этой теологией в наши дни. Это воз- рождение выросло из корней собственной традиции и является поэтому полностью самостоятельным по отношению к развитию западного богословия. В Византийской Империи, пришедшей на смену Римской и просуществовавшей до завоевания турками Константинополя в 1453 году, в непрерывной преемственности сохранялось наследие греческих отцов Церкви, несмотря на то, что через отцов Церкви также устанавливалась связь с античной греческой философи- ЗбО ей, была отвергнута ассимиляция систематических построений этой философии, имевшая место в схоластике. Таким образом, здесь не было какого-либо соответствия схоластической теологии средневекового Запада. Было бы, однако, ошибочным представлять византийское бо- гословие лишь как консервацию идей отцов Церкви. В этот период также работали богословы, вносившие самостоятельный вклад в христианское мышление. Среди них достойны упоминания Симеон Новый Богослов (949-1022), а позднее — Григорий Палама (1296- 1359), которые прежде всего развивали православное мистическое богословие. Когда в византийском богословии было отвергнуто характерное для схоластики использование философских или юридических ка- тегорий, богословы руководствовались убеждением в том, что предмет богословия непостижим для разума и поэтому должен быть описан другим языком, а не рационально сформулированными терминами. Вместо этого устанавливается связь с преданием от- цов Церкви и наряду с ним разрабатывается мистическое богосло- вие, использующее особую символику и дополняющее так назы- ваемую катафатическую теологию (которая занимается прямыми утверждениями) апофатической, прибегающей к негативным, кос- венным высказываниям, чтобы описать невыразимое. Симеон Новый Богослов (его имя указывает на то, что его сравнивали с Григорием Назианзином, которого называли Бого- словом) уделяет особое внимание рассмотрению чувственно вос- принимаемого опыта, который он связывает с верой во Христа, и разрабатывает символику понятий света и тьмы, играющую столь важную роль в мистике. Григорий Палама является наиболее видным представителем возникшего в XIV веке исихазма (от «hesychia» — внутренний покой, безмолвие). Отличительная черта этого направления — значение, которое уделяется постоянному повторению Иисусовой молитвы (Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня) и ритуальной технике, которая иногда связана с молитвой. Григорий Палама защищал мистическое богословие от нападок греческого ученого Варлаама Калабрийского, утверждавшего, что непосредственное переживание Бога в мистике является иллюзией, а физическая техника при молитве — формой суеверия. Григорий проводит различие между Самим Богом в Его сущности, которую он считает непостижимой для всякого человеческого зна- ния, и энергиями Бога, которые через воплощение и посылание Духа действуют и становятся доступными в Таинствах и в мисти- 361 ческом общении с Богом. Он также защищает роль тела в кон- тексте молитвы и литургии; освящение относится не только к духу человека, но и к его телу, поскольку весь человек сотворен по образу Божию и поэтому также сопричастен спасению. В наше время богословие Григория Паламы вновь привлекает к себе внимание как до сих пор актуальный вклад в мистическую теологию. После турецкого завоевания Византийской Империи в 1453 году в православном богословии наступил период застоя. Усилия бо- гословов были прежде всего направлены на сохранение святооте- ческой традиции, и православные церкви превратились в закрытый мир. Новый период наступает к концу XVI века, когда православное богословие сталкивается и с католической контрреформацией и с протестантской теологией. В 1573-1581 годах имели место не- сколько попыток обмена мнениями между лютеранскими богосло- вами и Патриархом Константинопольским Иеремией II. Однако они не привели к каким-либо заметным результатам. В XVII веке некоторые представители церкви и богословы в православном мире под сильным влиянием западной теологии пытаются формулиро- вать православную догматику в контексте католических или проте- стантских идей. Так, патриарх Кирилл Лукарис в 1629 году издал исповедание веры, явно отмеченное кальвинистскими рассужде- ниями, например, в отношении предопределения и Таинств. Однако его исповедание веры было отвергнуто несколькими право- славными поместными соборами в XVII веке. Большим признанием пользовалось исповедание веры, написанное Киевским митрополитом Петром Могилой и утвержденное на Ясском Соборе 1642 года, а также вероисповедание Патриарха Иерусалимского Досифея. Последнее было принято на Иерусалимском Соборе 1672 года. Оба эти вероисповедания связаны с влиянием католичества, что особенно ясно проявилось при рассмотрении некоторых ранее неизвестных в православной традиции аспектов вероучения, таких как учение о пресуществлении и о чистилище. Вслед за сильным влиянием западной теологии, характерным для периода от переговоров 1570-х годов до вероисповедания До- сифея, в XVIII-XIX веках происходит консолидация и дальнейшее развитие подлинно православного богословия. Примером этого служит возрождение исихазма в XVIII веке, которое среди прочего проявилось в изданной двумя греческими богословами, Макарием Коринфским и Никодимом Афонским анто- 362 логии «Добротолюбие» (Philokalia, 1782 г.), во многом основанной на богословии Григория Паламы. В России, где в XVII-XVIII веках существовала сильная зави- симость от западной традиции, в XIX столетии появляется само- стоятельное богословие. Большой вклад в формирование право- славного понятия Церкви, обобщенно выраженного русским термином «соборность», одновременно означающим «кафо-личность» и «сообщество», внес богослов- мирянин Хомяков (1804-1860). Митрополит Московский Филарет (1782-1867) заложил новые основы богословского образования и научной православной теологии. Прежде всего он обращается к отцам Церкви и подчеркивает фундаментальное значение литургии для богословия. В XX веке своеобразие православного богословия в первую очередь отразилось в творчестве ряда выдающихся богословов- эмигрантов. Их богословский вклад не ограничивался рамками своей церкви, но приобрел известность и влияние также и на другие конфессии. Среди них следует упомянуть Владимира Лосского (1903-1958) и Георгия Флоровского (род. 1893),208 которые строят свою догматику на наследии отцов Церкви («неопатри-стический синтез»). Из более молодого поколения упоминания заслуживают Иоанн Мейендорф (род. 1926),209 автор классического труда о богословии Григория Паламы, и Александр Шмеман (род. 1921),210 разработавший литургическое богословие. Современное православное богословие приобрело жизненно важное значение в экуменическом движении, благодаря своим отправным точкам и оценкам, отличающимся от подхода западной теологии. 208 Ум. 1979. - Прим. перев. ш Ум. 1992. - Прим. перев. 210 Ум. 1983. - Прим. перев. 363
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История теологии"
Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"
Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.