Мовсес Хоренаци - История Армении
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Армении"
Описание и краткое содержание "История Армении" читать бесплатно онлайн.
Один из наиболее фундаментальных источников по истории Армении начала первого тысячелетия.
[349] Ашоцк – самая северная область центральной провинции древней Армении Айрарат, находившаяся северо-западнее горы Арагац.
[350] Григор Просветитель.
[351] Слоны; в персидском войске в древности применялись слоны в качестве ударной силы.
[352] Ктесифон – Тизбон (арм.), столица Парфии, затем – Сасанидского Ирана, расположенная на берегу Евфрата, близ развалин Вавилона.
[353] Никомедия – город на берегу Мраморного моря, столица Вифинии.
[354] Константин Великий – римский император (306-337 гг.), выдающийся государственный деятель, старавшийся стабилизировать развалившуюся политическую и экономическую систему Римской империи. Покровительствовал христианству и в конце жизни принял эту веру.
[355] В оригинале Костас – римский император Констанций Хлор (293-306 гг.), отец Константина Великого.
[356] Максимиан – римский император (286-305 гг.).
[357] Сигнум – в Древнем Риме военный знак (сигнум означает по-латыни «знак»), обычно в виде орла, который несли перед войском или его подразделениями.
[358] Ариольские колдуны, марсийские врачи; ариол – предсказатель-гадатель, марсы – одно из италийских племен.
[359] Олакан – крепость в области Тарой.
[360] Цопк – провинция древней Армении на юго-западе Армянского нагорья.
[361] Равнина гаргарейцев – в восточной части исторической Армении, в низовьях Аракса и Куры.
[362] Басилы – племена из приволжских степей, вторгавшиеся в Закавказье.
[363] Гунны – хон (арм.), конгломерат разноязычных племен – тюркских, финно-угорских и др. Во второй половине IV в. они из Средней Азии и прикаспийских степей двинулись на запад, завладели Паннонией и совершали набеги на Римскую империю. Потерпев поражение от римлян в 451 г., стали откатываться на восток в причерноморские и прикаспийские степи. Выдающимся их вождем был Аттила (434-453 гг.).
[364] Михран III (Мириан) – царь Иверии (Грузии), правивший в первой половине IV в.
[365] Нунэ – проповедница христианства, по преданию обратившая иверов (грузин) в христианскую веру в 30-х гг. IV в.
[366] Рипсимеевы сподвижницы. По преданию, женская христианская община, подвергшаяся гонениям в Римской империи, перешла в Армению в столицу Валаршапат и поселилась на окраине города. Сама Рипсиме, отвергнув домогательства царя Трдата, а затем и его предложение выйти за него замуж, была побита камнями вместе с подругами.
[367] Мцхита (Мцхета) – столица древней Грузии, находится у места слияния рек Арагви и Куры.
[368] Существует легенда о том, что царь Трдат за гонения на христиан превратился в вепря и обрел человеческий облик лишь приняв христианство.
[369] Григор Просветитель.
[370] Река Кура.
[371] Река Арагви.
[372] Кладжк – Аланские ворота, пределы мазкутов – т. е. вся полоса земель вдоль южных склонов Кавказского хребта, от Черного до Каспийского моря.
[373] Взырк Хакан – взурк – «великий» (перс.), хакан-«господин» (тюркск.)- титул вождей восточных кочевых племен.
[374] Камсар – у Мовсеса Хоренаци это имя толкуется как сочетание персидских слов кам – «мало» и сар – «голова», аналогично толкованию родового имени Димаксеан от димац-кес – «половина лица». См. прим. 215.
[375] Экбатана. См. прим. 246.
[376] Святой Константин – римский император Константин Великий (306- 337 гг.).
[377] Спасительное древо – деревянный крест, на котором был распят Иисус Христос.
[378] Амасия Понтийская – город в северной части центральной Малой Азии.
[379] Галлия – древнее название Франции.
[380] Византий – Константинополь. В 324-330 гг. римский император Константин Великий перестроил один из древних греческих городов – Византий, расположенный на европейском берегу Босфорского пролива, и перенес туда из Рима столицу Римской империи. Город был переименован в Константинополь («Город Константина», «Константинград») и впоследствии стал столицей Восточной римской империи, или Византии, получившей это название по древнему наименованию столицы. Рассмотрев все контексты употребления названия «Византий» у Мовсеса Хоренаци, мы пришли к убеждению, что оно всегда обозначает город Константинополь. В части контекстов это выражено совершенно ясно, а другая, менее определенная часть контекстов, не противоречит нашему выводу. Термин «Византия» по отношению ко всему государству у Мовсеса Хоренаци не встречается; государство обозначается у него как «Греция».
[381] Палладиум – культовое изображение древнегреческой богини Афины Паллады со щитом и копьем, которое устанавливалось в скрытом месте и оберегало город от бедствий. По преданию, герой Эней вывез его из Трои в Италию, где оно было установлено в храме богини Весты в Риме.
[382] Арий Александрийский – основатель арианства, течения в христианстве, основные положения которого сформулированы в тексте Мовсеса Хоренаци. Арий предложил свое учение в 318 г., умер в 336 г. Хотя собор и отверг его положения, но Константин Великий продолжал покровительствовать арианству.
[383] Сын – Иисус Христос, Отец – Бог-отец.
[384] Никейский собор – первый вселенский собор отцов христианской церкви, собрался в городе Никее, в Вифинии, в 325 г. Осудил арианскую ересь. Собор выработал т.н. «Символ веры» – краткое изложение христианских догматов.
[385] Витон – возможно, искаженное Виктор.
[386] В гл. 83 кн. II речь идет о подвигах царя Трдата до его уверования, а в гл. 89 – он уже христианин, которого приглашают на Никейский собор. В промежуточных главах повествуется об обращении в христианство императора Константина Великого, об обращении грузин и их царя, но ни слова не говорится об обращении самого Трдата или вообще армян, если не считать нескольких слов, сказанных в связи с обращением грузинского царя Михрана: «Тут до него (до Михрана) дошла и весть о чудесах, случившихся в Армении с царем и с нахарарами, и о подругах блаженной Нунэ» и далее – «он (Михран) вспомнил услышанное о Трдате, как тот, пустившись в дорогу с намерением поохотиться, был поражен Господом» (кн. II, гл. 86). Несомненно, правы те исследователи, кои не допускают предположения о возможности отсутствия описания обращения армян и самого Трдата в «Истории Армении», тем более что автор ее был прекрасно осведомлен об этом через посредство Агафангела. Эта часть труда Мовсеса Хоренаци каким-то образом выпала из первоначального текста. По мнению Ст. Малхасяна, она была заменена главой об обращении Константина Великого (кн. II, гл. 83).
[387] Нерсех и Ормизд – будущие цари Ирана, правили соответственно в 299-302 и 302-309 гг.
[388] Текст оригинала не очень ясен; возможен также перевод, предложенный Н. Эмином: «Да и святой Григорий, видя, с каким сильным желанием и с какой великой поспешностью призывают его, не согласился идти туда, боясь получить от собора слишком большие почести за имя исповедника».
[389] Аристакес – младший сын Григора Просветителя.
[390] Леонтий Великий – епископ Кесарийский.
[391] Яков из Мцбнна (Нисибинский) – умер в 338 г. Сирийский епископ, деятель также армянской церкви. Проповедовал в южных областях Армении, основал там монастыри. Предание приписывает ему участие в Никейском соборе.
[392] Драсханакерт – Ширак. Поселение Драсханакерт находилось, возможно, в области Ширак, принадлежавшей провинции Айрарат и расположенной восточнее горы Арагац.
[393] Аршаруник – Ерасхадзор – долина верхнего течения Аракса.
[394] Гарни – крепость, упоминаемая Тацитом в связи с событиями в Армении еще в первой половине I в. н. э. Была перестроена армянским царем Трдатом I (54-88 гг.) в 76 г., о чем свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке. Об этой надписи и рассказывает Мовсес Хоренаци, приписывая ее, как и перестройку крепости, Трдату III Великому (286-330 гг.). Гарни известен своим великолепным языческим храмом I в. н. э., представляющим собой изящный периптер эллинистическо-римского типа.
[395] Даранали – область древней Армении, расположенная в районе истоков Евфрата.
[396] Четвертая Армения, см. прим. 120 Книги первой.
[397] Моисей – имеется в виду библейский персонаж.
[398] Перевод сделан на основе текста рукописей группы А.
[399] Знаменитый греческий философ Сократ (V в. до н. э.) был осужден на смерть своими согражданами (афинянами) и умерщвлен посредством яда цикуты.
[400] Павел – апостол Павел.
[История] | [Мовсес Хоренаци – История Армении, Оглавление] | [Библиотека «Вехи»]
МОВСЕС ХОРЕНАЦИ
«История Армении»
В ТРЕХ ЧАСТЯХ
РАССКАЗАННАЯ МОВСЕСОМ ХОРЕНАЦИ
ПО ПРОСЬБЕ
САХАКА БАГРАТУНИ
__
КНИГА ТРЕТЬЯ
Оглавление Третьей книги[1]
1. Завершение истории Великой Армении.
2. Какие события произошли с Вртанесом Великим и тремя нахарарствами после смерти Трдата.
3. Кончина святого Григориса от рук варваров.
4. Отпадение бдеашха Бакура от единства армян и намерение нахараров возвести на трон Хосрова.
5. Копия письма армян.
6. Прибытие Антиоха и его действия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Армении"
Книги похожие на "История Армении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мовсес Хоренаци - История Армении"
Отзывы читателей о книге "История Армении", комментарии и мнения людей о произведении.