Сергей Голубев - Русь между Югом, Востоком и Западом

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русь между Югом, Востоком и Западом"
Описание и краткое содержание "Русь между Югом, Востоком и Западом" читать бесплатно онлайн.
Данная книга продолжает уникальную серию «История русской и мировой культуры».
В книге В.Б. Миронова и С.А. Голубева «Русь между Югом, Востоком и Западом» рассматривается формирование Древнерусского государства, являвшегося плодом многовековых усилий множества народов, населявших огромный евразийский массив. История выработала удивительную жизнестойкость и приспособляемость типа, утвердившегося на территории Древнерусского государства, сделала его чрезвычайно восприимчивым к различным культурам, и в то же время несгибаемым и непобедимым. Находясь на перекрестке путей, соединивших Запад и Восток, России судьбой суждено было стать координатором мировой цивилизации.
Царица Тамарис с головой Кира
В середине X в. (незадолго перед Крещением Руси) русы высаживают десант на северном побережье Малой Азии. Что же мы видим? Они распинают пленных, расстреливают их из луков, пьют кровь неприятеля, выделывают одежды из их кожи, вбивают кости в черепа, жгут монастыри и церкви. После них, увы, остаются горы трупов. Византийский историк Лев Диакон описал битву у Доростола в 971 г. меж Святославом и войском императора Цимисхия. Битва была кровавой и жестокой. Славяне потерпели поражение. Когда же наступила ночь, они подобрали мертвецов, сожгли трупы на кострах, а затем по обычаю предков закололи пленных мужчин и женщин. Как выглядели славяне? В их облике такие детали: белокурые волосы, светло-синие глаза, суровые черты лица. Одним словом, этакая «белокурая бестия». Или другой пример, характеризующий тогдашние их нравы: при закладке Новгорода в основание крепости они замуровали живого младенца. Так народу указали жрецы, требуя принесения богам жертвы. Столь же диким был обычай на погребальный костер возводить своих жен. Кстати говоря, в Индии он сохранялся вплоть до самого недавнего времени. Такой случай описал путешественник Ибн Фадлан (992 г.). «Законы» русов позволяли умертвить даже собственную новорожденную дочь, если ее рождение покажется родителям чем-то обременительным или излишним. И эта практика имела место в Индии. Но и дети получали право убивать переживших их век престарелых родителей. И все эти ужасы и дикости имели место у нас всего-то тысячу лет тому назад! Вправе ли мы обращать упреки исключительно к ру-сам, если и «цивилизованные» христианские нации Европы вели себя так, причем тогда, когда мы уже отказались от подобных ужасов. Казнь на костре была распространена в древнем обществе. Императоры Рима казнили христиан самыми ужаснейшими способами. В Византийской империи сжигали огнепоклонников, последователей Заратустры. Верона издала указ о сжигании на костре в качестве наказания за ересь (1184 г.). Указ был подтвержден четвертым советом Латеран в 1215 г., синодом Тулузы в 1229 г. и духовными и светскими властями до XVII века. В Англии традиционным наказанием за измену было сжигание на костре женщин, мужчин – четвертовали. Казнили провинившихся по двум статьям: за измену верховной власти (королю), за измену женщин законному господину, включая убийство женой мужа. Впрочем, были и светлые стороны. В славянах историки отмечали некоторые привлекательные черты. Ибн Фадлан, встречавшийся с русскими купцами на реке Итиль (на Волге), следующим образом описывает их: «Они были подобно пальмам – румяны и красивы». Особо отмечали такие качества русов, как мужество, храбрость и доблесть, а также «нестяжательство», широта натуры. Если римляне, греки, персы, иудеи, гунны грабили всех и вся, стаскивая богатства в столицы и жилища, скифы вели себя странно по меркам тогдашнего общества. Однако любовь к злату заразит и их.
Г. Семирадский. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 г.
Не хотелось бы относить наше прошлое в слишком туманные дали, о которых нет документальных подтверждений. Но отнесение начал истории Руси к IX в. выглядит столь нелепо, что вызывает усмешку у знающих людей. Отсутствие же письменных данных о прошлом – не аргумент в пользу того, что его якобы не было вовсе.
Казнь с помощью топора
Целиком и полностью согласны с Ю.И. Венелиным (1802–1839), утверждавшим, что огромный русский народ «не мог вдруг в 862 г. размножиться и разлететься подобно саранче», а «русские города не могли вырасти в один год подобно грибам после дождя». Горячие споры идут и о том, в родстве с кем мы находимся. При этом одни называют скифов, другие – финнов и шведов, третьи – этрусков; «русинов» отделяют от «русских» и т. п. Порой даже германцев считают братьями славян, указывая, что на землях средневековой Германии жили племена славян. «Итак, Русь или россы заморские, живущие посреди варягов, суть настоящие россияне, туда переселившиеся, следственно, члены того великого народа, держащего одною рукою Понт, а другою Балт, которого отечество с незапамятных времен, и во времена Нестора, и ныне называется Русью».
Смерть неверной жены (за измену)
Острота дискуссий объяснима и идеологическими причинами. Одни хотят нас всеми правдами и неправдами «повенчать» с Европой, другие тянут в Азию, третьи гонят, словно стадо мамонтов, на Крайний Север, четвертые– в Израиль. Многие на Западе заинтересованы в «варваризации» и «иуди-зации» России в прошлом и настоящем. Называют разные сроки, так сказать, деторождения русской цивилизации. Иные возникновение прарусской родины относят к VII в. до н. э., другие ранее. Геродот писал о «сколотах», родственных скифам.
Древние скифы
Подтверждение их существования – наличие огромных царских курганов на Ки-евщине. А.Г. Кузьмин писал: «Своеобразный биологический взрыв и бурное расселение славян в VI–VII вв. чуть ли не по всему европейскому континенту – факт, также заслуживающий особого осмысления: славян вроде бы не видно в «битвах народов» IV–V вв., но расселяются они, в основном, с той территории, на которой всего за несколько поколений исчезали целые народы. Видимо, первостепенную роль в том и другом случае играла специфика социальной организации». До VII в. все племена славян говорили на одном, общем языке.
Что же касается социальной организации многочисленных племен славян и тех, кого традиция относит к их роду-племени (склавины, анты, венеды, сарматы, скифы и др.), то интересные упоминания о них находим в «Истории войн» Проко-пия Кесарийского (VI в.), чьи этнографические сведения обладают высокой степенью достоверности. Говоря о скла-винах и антах, их нравах и порядках, он пишет:». племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. они считают, что один из богов – создатель молнии – есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение. почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя, насколько можно часто, место поселения. Вступая же в битву, большинство идут на врага пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамные части, так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и у других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, – впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. Да и имя встарь у склавинов и антов было одно». Их поддержки искали многие. Византийский император Юстиниан, направив послов к ним, предлагал им расселиться на землях своей империи (в районе г. Туррис).
А. Клименко. Предводитель антов
У славян всюду преобладала территориальная община, которая предполагала равенство всех ее членов, в том числе даже недавних военнопленных – рабов. Эта особенность устоев и порядков славян и облегчала ассимиляцию славянами ряда других племен и народов. Да и сама ассимиляция также что-то привносила из опыта и культуры в общий межплеменной котел, создавая некую массу, общий этнический компонент. Вряд ли есть смысл закреплять за народностями фиксированные места рождения и обитания. Ведь племена пребывали в миграционной диффузии. Так, иные полагают, что с середины II тыс. до н. э. славянская или понятная славянам речь преобладала на больших пространствах, от Альп до Днепра. Не исключено, что в VII–VIII вв. славяне могли появиться на земле Греции, о чем говорят исторические, топонимические и лингвистические данные и последствия военных вторжений. При раскопках Коринфа найдены следы пожарищ и разрушений, а «варваризация» материальной культуры и быта, как и многочисленные клады монет VI–VII вв., указывает на желание местного населения поглубже спрятать свои сбережения от чужеземцев. Все говорит о немирном характере вторжения и ассимиляции. Среднее Поднепровье стало тем главным районом, где и формируются в течение веков специфические черты, отличавшие затем древнерусскую культуру и государственность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русь между Югом, Востоком и Западом"
Книги похожие на "Русь между Югом, Востоком и Западом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Голубев - Русь между Югом, Востоком и Западом"
Отзывы читателей о книге "Русь между Югом, Востоком и Западом", комментарии и мнения людей о произведении.