» » » » Борис Ляпустин - Древняя Греция


Авторские права

Борис Ляпустин - Древняя Греция

Здесь можно купить и скачать "Борис Ляпустин - Древняя Греция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Ляпустин - Древняя Греция
Рейтинг:
Название:
Древняя Греция
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-358-01187-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древняя Греция"

Описание и краткое содержание "Древняя Греция" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в курсе «История Древнего мира».

Цивилизационный подход к освещению развития древнегреческого мира позволяет по-новому рассказать о многих исторических феноменах, о различных сторонах жизни древнегреческого общества.

Изложение материала и датировка событий опираются на новейшие научные разработки. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические сведения, указана литература по теме.






Кносс. Руины дворца. Фотография

Тавромахия. Рисунок с изображения на печати

Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств[2] и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.

Другой важной частью дворца являлись анфилады залов для приемов, парадных церемоний, пиршеств и жилые помещения для правителя и придворной знати. Фасады зданий имели величественные живописные портики. Залы были украшены великолепными фресками с изображениями окружающей природы и подводного мира. Во дворце функционировала система водоснабжения и канализации, были оборудованы ванные комнаты. Все помещения соединялись между собой многочисленными переходами и лестницами, были снабжены вентиляционными и световыми колодцами.

Кносс. Одна из западных кладовых. Фотография

Сосуды с двойными секирами (лабрисами) из Кносса (ок. 1400 г. до н. э.)

Большую часть цокольного этажа занимал хозяйственный комплекс. Здесь в узких кладовых стояли длинные ряды огромных пифосов (глиняных сосудов), в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно. Рядом находились изделия местных ремесленников и товары, привезенные из заморских стран. В дальних уголках дворцового комплекса располагались помещения для переработки сельскохозяйственной продукции, а также мастерские ювелиров, кузнецов, гончаров и вазописцев.

Именно в хозяйственных помещениях дворца были найдены многочисленные глиняные таблички дворцового архива с текстами хозяйственной отчетности, написанными линейным письмом А, которое в эпоху «старых дворцов» существовало на Крите и ряде островов Эгейского моря. Эти письмена, обнаруженные на многочисленных глиняных табличках, печатях и т. п., до сих пор не расшифрованы, хотя определено, что данная система письменности была слоговой и никак не может быть связана с греческим языком.

Огромное дворцовое сооружение со сложной и запутанной планировкой производило на каждого человека неизгладимое впечатление. Не случайно именно Кносский дворец стал для древних греков основой мифа о Лабиринте и обитавшем в нем кровожадном чудовище с головой быка – Минотавре, которому приносили человеческие жертвы до тех пор, пока людоеда не убил афинский герой Тесей.

ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ НА МИНОЙСКОМ КРИТЕ

В эпоху «новых дворцов» в минойском обществе установилась единодержавная монархия с наследственной царской властью. Ее создателем античная традиция считает легендарного царя Миноса. Однако вероятно, что Миносу приписаны деяния нескольких членов кносской династии. Образование критской державы происходило  путем объединения ряда независимых центров под властью одной династии. Тем не менее главенство Кносса не означало полного подавления правителей в других дворцах. Во главе критского общества стоял царь, считавшийся сыном верховного бодествлял с Зевсом. Супруга царя признавалась дочерью другого бога – Гелиоса. К божественному началу выводится родословная самых знаменитых представителей критской царской династии – братьев Миноса, Радаманта и Сарпедона, рожденных Европой. Наследование царской власти осуществлялось по мужской линии: трон переходил к старшему в роде, от брата к брату.


Развитие критской письменности


Критские таблички: – линейное письмо А; 2 – линейное письмо Б. Рисунок

Правители минойской державы утверждали, что свою власть они получили по воле богов и боги выполняют все просьбы, с которыми к ним обращаются критские цари. Важное значение в политической жизни минойского общества имели религиозные обряды, совершаемые самим царем, выступавшим в роли жреца. Согласно Гомеру, царь Минос советовался с Зевсом раз в девять лет. Общение происходило в пещере горного святилища. После возвращения Миноса во дворец воля божества воплощалась в царские распоряжения и указы. Недаром считалось, что законы Миноса, по которым жило критское общество, пришли из священной пещеры Зевса. Регулярно повторяющиеся церемонии общения владыки с верховным божеством являлись не только подтверждением авторитета царской власти, но и одновременно обрядами религиозного испытания верховного правителя. Такой обряд был распространен практически у всех народов на ранних этапах развития цивилизации, когда благополучие всего общества напрямую связывалось с личными качествами правителя: его физической силой, выносливостью, искусством владения оружием и т. п.

Еще одной важной религиозной церемонией с участием царя был ритуальный брак, когда священный обряд соединял плодотворящие начала – мужское и женское. Царь выступал в образе божественного быка, а его супруга – коровы. Этот ритуал, отраженный в сакральном мифе, должен был преумножить плодоносящие силы природы, от которых зависел богатый урожай, приплод скота и в конечном итоге процветание и благополучие державы. Важное значение этого сакрального действа в жизни Древнего мира подтверждается тем, что и после гибели минойской державы в течение многих веков обряд священного брака сохранялся на Крите и в ряде регионов Эгеиды.

Таким образом, царская власть носила ярко выраженный сакральный характер, а вера в сверхъестественные способности правителя являлась гарантией процветания страны. Недаром Гомер называл Миноса «охранителем Крита». Форма царской власти, которая сложилась на Крите, получила название теократия. Это такая форма монархии, при которой светская и духовная власть в государстве принадлежит одному лицу.


Кносс. Вход в Южную царскую сокровищницу (XVI в. до н. э.). Фотография


Государство, существовавшее на Крите, требовало юридического регулирования отношений между подданными царя. Античная традиция приписывает царю Миносу создание первого законодательства, поэтому в античном мире он получил славу справедливого и мудрого судьи. Свод законов был записан на медных досках и выставлен для всеобщего обозрения. Правда, некоторые древние авторы считали, что законодателем был Радамант или что он, по крайней мере, следил за соблюдением законов, установленных Миносом. Сохранившееся в народной памяти представление о справедливости царских законов нашло отражение у Гомера: его Одиссей видел в подземном царстве Аида мудрого Миноса, творившего справедливый суд среди теней умерших. «Законодательство Миноса – Радаманта» продолжало применяться в юридической практике Крита и тысячу лет спустя, и многие его положения использовал для устройства организации жизни спартанского общества знаменитый законодатель Ликург.

Источники

Долгое время основным источником по эпохе минойского Крита выступали только археологические памятники (письменность – линейное письмо А– не расшифрована). Однако успехи ученых в археологическом изучении Средиземноморья позволили с большим доверием отнестись к легендарно-мифологической традиции, зафиксированной в трудах греческих и римских авторов. Сведения о древнейшей эпохе, сохранившиеся у Гомера, Гесиода, Фукидида, Аполлодора, Плутарха и др., проверенные и подкрепленные археологическим материалом, позволяют получить информацию о многих сторонах жизни древнейшего общества, особенно о явлениях духовной культуры и особенностях политического устройства. То, что миф о державе Миноса так или иначе отражает реальную историческую ситуацию на Крите, признается всеми современными историками. Сомнения вызывает только степень минойской экспансии в Средиземноморье.

Комбинированное использование археологических источников и мифо-легендарной традиции нанесло удар по господствовавшему в начале XX в. гиперкритицизму в оценке достоверности античной традиции.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МИНОЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Эпоха «старых дворцов» – это время расцвета экономики и оформления социальной структуры минойского общества. В этот период на острове Крит были освоены и интенсивно возделывались все плодородные земли. Основную роль здесь сыграли рядовые свободные общинники, и статус свободного члена минойского общества значительно повысился.

Успехи в экономике способствовали росту населения и появлению различных типов поселений. Значительно увеличилось количество небольших сельских поселений, в которых жили рядовые общинники. Развитие сельского хозяйства вызвало обогащение земледельческой знати, что отразилось в появлении богатых усадеб. Их владельцы возводили двухэтажные виллы (в них насчитывалось до 30 помещений), к которым примыкали разнообразные хозяйственные постройки для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древняя Греция"

Книги похожие на "Древняя Греция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Ляпустин

Борис Ляпустин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Ляпустин - Древняя Греция"

Отзывы читателей о книге "Древняя Греция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.