» » » » Борис Ляпустин - Древняя Греция


Авторские права

Борис Ляпустин - Древняя Греция

Здесь можно купить и скачать "Борис Ляпустин - Древняя Греция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Ляпустин - Древняя Греция
Рейтинг:
Название:
Древняя Греция
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-358-01187-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древняя Греция"

Описание и краткое содержание "Древняя Греция" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в курсе «История Древнего мира».

Цивилизационный подход к освещению развития древнегреческого мира позволяет по-новому рассказать о многих исторических феноменах, о различных сторонах жизни древнегреческого общества.

Изложение материала и датировка событий опираются на новейшие научные разработки. В каждой главе приведены основные источниковедческие и историографические сведения, указана литература по теме.






К концу эпохи ранней бронзы на Крите отмечается быстрый рост населения и начало его социального расслоения. Все чаще между общинами возникают конфликты. Для защиты от соседей поселения не только обносят стенами, но и располагают на защищенных самой природой местах – холмах или небольших плато с обрывистыми склонами. Такие укрепленные общинные центры археологи назвали «преддворцовыми цитаделями». В критском обществе, где еще господствуют родо-племенные отношения, высокого развития достигли земледелие, скотоводство, мореплавание и торговля. Изменяется система религиозных верований: появляются основные образы божеств и важнейшие культовые символы, в частности статуэтки Матери богов.

Таким образом, критское общество, достигнув прогресса во всех сферах жизни и деятельности, подошло к эпохе цивилизации.

ЭПОХА «СТАРЫХ ДВОРЦОВ». ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

К 1900 г. до н. э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые старые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро и просуществовали приблизительно до 1700 г. до н. э. Они стали очагами зарождающейся государственности на Крите. Власть в таком дворце была в руках царя, а сам дворец выступал центром, объединявшим несколько десятков близлежащих поселений с их населением и всеми материальными ресурсами.

Несмотря на скудность археологических находок, можно утверждать, что планировка «старых» дворцов уже имела черты, характерные для минойской архитектуры. Лучше всего исследованы остатки «старого» дворца в Фесте. Это единый архитектурный ансамбль: вокруг центрального двора расположены залы, жилые комнаты, сакральные помещения, складские сооружения и хранилища, ремесленные мастерские. Помещения находились на разных уровнях и соединялись лестницами и переходами. При раскопках были найдены парадная посуда и керамические сосуды для хранения сельскохозяйственной продукции, относящиеся к данной эпохе.

Все дворцовые комплексы отличает высокий уровень строительного искусства. Дороги к воротам дворцов, внутренние дворы и проходы были тщательно вымощены, под плитами обнаружены следы дренажной системы. По сравнению с жилищами эпохи ранней бронзы эти сооружения демонстрируют новый уровень социальной структуры общества, его политической организации и новых экономических отношений. О высоком уровне социально-экономического развития минойского общества свидетельствуют печати, несколько сотен глиняных слепков с печатей, закупоривавших сосуды с вином и благовониями, а также таблички, надписи на которых сделаны линейным письмом А в его древнейшей форме. Археологические находки прямо указывают, что дворцы превратились в административные и экономические центры, управлявшиеся царями.

Фестский диск

Одной из важнейших функций царя была организация управления обширным дворцовым хозяйством с многочисленными мастерскими, обслуживавшими запросы обитателей дворца. В этих мастерских между 2000 и 1700 гг. до н. э. была создана полихромная (т. е. многоцветная) керамика стиля камарес (названная так по пещере у селения Камарес, где были впервые обнаружены вазы этого стиля). Сосуды стиля камарес отличаютются большим разноооразнем форм и украшены многоцветным динамичным орнаментом, основу которого составляют пальметты, спирали и переплетающиеся полосы. В дворцовых мастерских изготавливались также сосуды и утварь из камня и фаянса, перстни-печати из драгоценных и полудрагоценных камней, разнообразные предметы вооружения и орудий труда, украшения из золота и серебра, изящные произведения мелкой пластики.

Искусные изделия минойских ремесленников не только продавались на острове, но и вывозились в соседние страны. Растущее производство требовало все больше сырья (медь, слоновая кость, драгоценные камни и т. п.), которое приходилось ввозить из других областей. Находки сосудов стиля камарес и критских ювелирных изделий в различных регионах Средиземноморья показывают, что критские суда в поисках сырья посещали порты Египта, Библа, Угарита, Кипра. Оттуда изделия критских ремесленников расходились по всему Восточному Средиземноморью. Даже в царстве Мари на Евфрате в списках царского имущества упоминаются каптару – критские мечи.

Ваза стиля камарес из Феста (ок. 1800 г. до н. э.)

Наиболее полно социальная роль дворца как организующего центра проявилась в сфере религии и культа. Расположенный в глубине дворцового комплекса мощеный двор был предназначен для сакральных действий, религиозных церемоний и обрядовых танцев. В эпоху становления государственности религиозные ритуалы выполняли важную функцию обеспечения контактов между зарождавшейся аристократической элитой и рядовым населением. Помимо дворцов, культовые центры и святилища на Крите располагались на вершинах гор и холмов, где археологами обнаружены многочисленные посвятительные дары. Постепенно главным культом становится поклонение женскому божеству. Повсеместное распространение получают сакральные символы – священные рога и лабрис (двойная секира).

В критском обществе складывается иерархическая структура: аристократическая элита, свободные общинники, ремесленники, мореходы и в самом низу – принуждаемые к труду рабы. На острове создаются благоприятные условия для возникновения новых общественных групп и социальных связей. Однако степень социальной дифференциации минойского общества того времени не стоит преувеличивать. Вплоть до конца эпохи «старых дворцов» в обществе ведущую роль продолжали играть различные формы гентильных объединений (от племени до большой семьи), а критская культура сохраняла еще архаичный облик.

Около 1700 г. до н. э. страшное землетрясение превратило в руины дворцы Кносса, Феста, Маллии и Като-Закро, а также многочисленные поселения Крита. Но эта катастрофа, подведя итог эпохи «старых дворцов», лишь ненадолго приостановила развитие минойской цивилизации.

РАСЦВЕТ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭПОХУ«НОВЫХ ДВОРЦОВ»

На месте разрушенных землетрясением 1700 г. до н. э. «старых» дворцов очень скоро возводятся новые, еще более громадные, монументальные и роскошные. Эпоха «новых дворцов (1700—1450 до н. э.) – это период расцвета минойской цивилизации, намного опередившей уровень развития остальных районов Эгеиды.

План Кносского дворца: 1 – двор; 2 – святилище; —Тронный зал; 4 – хозяйственные помещения; 5 – жилой комплекс

Дворец становится центром всех сфер жизни критского общества: социальной, экономической, политической, культурной и религиозной. В эпоху «новых дворцов» на Крите возникает единое государство. Цари Кносса, установив власть на острове, поставив под свой контроль других династов, стали единодержавными правителями Крита (об этом свидетельствуют данные археологии).

В этот период остров покрывается обширной сетью мощеных дорог, связывавших Кносский дворец со всеми районами острова. Дворец верховного правителя, кносского царя, превосходил резиденции остальных династов своими размерами и роскошью, по праву олицетворяя собой расцвет минойской цивилизации. Это был сооруженный на общей платформе грандиозный комплекс зданий площадью 16 тысяч квадратных метров, достигавший в центральной части высоты в три этажа. В нем было около 300 помещений самого различного назначения. Такие грандиозные размеры дворца были вызваны тем, что комплекс одновременно выполнял несколько функций. Прежде всего дворец был официальной резиденцией царя и жилищем для его семьи. Одновременно он был сакральным центром государства, местом пребывания жрецов и проведения важнейших религиозных церемоний. Кроме того, это и административный центр, где пребывали придворная знать и царская администрация. И наконец, это был крупный экономический и хозяйственный центр. Здесь трудились ремесленники различных специальностей и хранилась самая разнообразная продукция: оружие, орудия труда, различные ремесленные изделия и собранный урожай. Здесь же зачастую совершались меновые и торговые операции. Все это и предопределило архитектурное своеобразие дворцов на Крите, не похожих ни на один дворец в соседних странах. «Новые» дворцы в Фесте, Маллии и Като-Закро хотя и уступали Кносскому дворцу в размерах, но по основным архитектурным элементам были ему идентичны.

Кносс. Руины дворца. Фотография

Тавромахия. Рисунок с изображения на печати

Центральный двор был не только структурным ядром дворцового ансамбля, но и вместе с примыкающими комнатами выполнял одну из главных функций дворцового комплекса. Это было место для религиозных празднеств, посвященных богам, от расположения которых зависело благополучие общества. Именно здесь разыгрывались мистические сцены и устраивались танцы в честь Великой богини, сил плодородия и грозных хтонических божеств[2] и, конечно же, проводились знаменитые игры с быком (тавромахия), являвшиеся обязательной частью обрядовых действ минойского культа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древняя Греция"

Книги похожие на "Древняя Греция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Ляпустин

Борис Ляпустин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Ляпустин - Древняя Греция"

Отзывы читателей о книге "Древняя Греция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.