Alexandr Lukianov - Чёрная Пешка

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чёрная Пешка"
Описание и краткое содержание "Чёрная Пешка" читать бесплатно онлайн.
«Чёрная пешка» — повесть в жанре научной фантастики|, описывающая устройство Островной империи планеты Саракш. Служит апокрифом к роману Стругацких «Обитаемый Остров», вариантом развития событий, предложенным взамен обещанного А. и Б. Стругацкими, но так и ненаписанного романа «Белый Ферзь».
Автор: А. Лукьянов.
Вместо привычного читателям Стругацких Максима Каммерера на сцену выходит новый (неизвестный по романам Стругацких) герой, «чёрный» прогрессор Всеслав Лунин, резко контрастирующий с «белым» (т.е. деструктивным, согласно символике повести) Каммерером. Имевший некоторый опыт работы на Саракше, но впоследствии отошедший
от дел, герой внезапно разрабатывает собственную программу внедрения в Островную империю и заставляет КОМКОН её принять. Лунин первоначально действует в паре со Львом Абалкиным (деятельность которого в Островной империи упоминается в повести Стругацких Жук в муравейнике), однако после натурализации на Архипелаге пути двух прогрессоров расходятся навсегда. Погружённый в изучение кастово-фашистского режима империи, герой выявляет его эффективность по сравнению с опустошённым войнами Материком. Выгодное впечатление на Лунина производит отсутствие в империи знакомого по фашистским режимам Земли расизма
(из-за антропологической однородности Саракша). Невзирая на очевидное нервное истощение и предостережения из КОМКОНа, Лунин упорно продолжает свои исследования и эксперименты на туземной цивилизации, постепенно превращаясь из агента Земли в гражданина Островной империи. В финале повести прогрессор передаёт в КОМКОН собранные материалы, возвращается на Архипелаг и пресекает попытки вмешательства Земли в его дальнейшую судьбу.
Повесть, снабжённая цифровыми иллюстрациями и претендующая на гипертекстовость, изобилует реминисценциями и цитатами из творчества Стругацких. Некоторые эпизоды представляют очевидные аллюзии и политическую сатиру по поводу постсоветской действительности, параллелью к которому изображается распад «страны Отцов» на Саракше. В дополнительных материалах к повести содержится "Энциклопедия Саракша" - попытка описания реалий планеты, оставленных "за бортом" произведений Стругацких.
Над энциклопедией также работали В. Баканов, Ю. Долотов, П. Дронов, Р. Ибатуллин, С. Казаков, С. Осокин, В. Стоякин, Т. Усеинов и др.
Внимание - это всего лишь текстовая основа электронной книги. Разумеется, она проигрывает полному варианту - с видео- и аудиовставками и иллюстрациями. Кроме того, DVD -версия снабжена электронной "Энциклопедией Саракша", не уступающей по объёму "Пешке". Заинтересовавшимся можно обращаться: http://www.univer.omsk.su/foreign/lukianov/3/3.html и [email protected]
Есть своеобразный индикатор, эдакая «лакмусовая бумажка», позволяющая сразу заподозрить в индивиде креативные задатки. Главной чертой креатора является его невнушаемость и неманипулируемость. Чья-либо попытка подчинить себе сознание «черного» вызывает с его стороны яростное раздражение, болезненно-озлобленное сопротивление. Особенно ярко это прослеживается, когда мы наблюдаем креатора, отторгающего телевизионную рекламу. (Оттого, кстати, никакой рекламы в телепередачах Черного Пояса нет в помине!). Кстати, подозреваю, что все те, кого в блаженной памяти Государстве Неизвестных Отцов называли «выродками» (психиатр Аллу Зеф, сами Отцы) здесь, в Островной Империи, входят в категорию «черных».
Вообще креаторы, в ряде случаев блестяще организуя других, демонстрируют крайне слабую способность к самоорганизации. Попытки организовать их извне также редко дают ощутимые результаты. Размещение их по ступеням административной иерархии, присвоение чинов и званий, пожалования орденов и эполетов «чёрные» встречают с глубоким равнодушием. Отношения подчиненности и субординации терпят как необходимое зло при работе, когда без этого нельзя.
Об окружающих креаторы склонны судить не по внешности, чинам и богатству, а по делам. Других людей они рассматривают одновременно и как цель своей деятельности, и как средство для достижения цели. Запрячь одних людей в телегу для того, чтобы другие не шли пешком? Да запросто (Наполеон, де Голль)!
У «черных» складываются неровные отношения с другими креаторами, терпеливые - с аккумуляторами, осторожно-избегательные - с деструкторами.
Разумеется, как и всем живым существам, креаторам неприятно осознание собственной смертности. Но они, скорее не хотят умирать, нежели боятся исчезновения. К предстоящему уходу из жизни «черный» относится, в общем, спокойно, его лишь может раздражать осознание того, что далеко не все намеченное осуществлено («Ах, как не вовремя!»). Идея загробной жизни и бессмертия души креаторов не привлекает, их отношение к религии, как правило, насмешливо-ироничное, хотя не каждый является воинствующим атеистом. Обычно «черных» привлекают те верования, над которыми не надстраивается формальная церковная организация с раздражающими креатора уставами, обрядами, догмами и назиданиями.
Близость не проникает глубоко в сущность креативной личности, семья для большинства «черных» представляет осознанную, рациональную ценность. Креаторы на первое место ставят смысл брака, а вот церемониям регистраций и венчаний придают мало значения. Сильные эмоции нимало не запретны для «черных», но не обязательны. Под любовью креаторы понимают прежде всего взаимопонимание и духовную близость, умение поставить себя на место супруга. Хотя «черные» отнюдь не отвращены от плотских утех... У некоторых может возникнуть осознание собственной «несемейности". Возможен уход в работу с головой, например, «анахорета от науки», но при этом отшельник теоретически полностью одобряет семейные ценности, признаваемые прочими: «Следую своим путем, не осуждая чужие!». В Черном Поясе всячески поощряется деторождение и расширенное воспроизводство населения, но, как правило, креаторы качество предпочитают количеству и на семью в Поясе приходится меньше двух детей. Понятно, что численность населения здесь восстанавливается за счет притока выпускников школ из Желтого Пояса.
Креаторы, как и все люди, нуждаются в отдыхе, но не всегда умеют отдыхать. У этой части социума нет эталона общепринятого отдыха. Кто-то восстанавливает силы, валяясь на диване с юмористической книжкой, кто-то проводит время в театре и на выставках, кто-то ныряет с аквалангом в море – в любом случае выбор места и формы досуга обусловлен только личными вкусами. Но! Никогда и никто не сможет заставить креативную личность полюбить себя всей душой. Престиж, высокое социальное положение, деньги, власть, прочие мирские соблазны вызывают у «жёлтого» искреннее недоумение. Как потребитель «черный» не представляет особого интереса для производителей благ и услуг. Он просто не понимает - на кой черт нужны мраморный дворец и персональный автомобиль?! Далеко не все креаторы - трезвенники, однако спиртное они рассматривают по большей части как стимулятор творчества («хемингуэевские запои»). От возможности при случае вкусно поесть креатор не откажется, но превращать еду в самоцель никогда не будет. Функциональность, удобство и чистоту одежды он предпочитает красоте и уж совсем равнодушен к престижности костюма и к моде: «Голова важнее шапки». «Черный» с любопытством читает и смотрит то, что ему лично нравится, даже если это никому более не приходится по вкусу. В художественном произведении креатор прежде всего ищет мысль, волнующую его, близкую ему. Креативной частью социума полностью создаётся и почти исключительно ею воспринимается так называемое элитарное искусство, хотя, впрочем, креаторы отнюдь не чураются здоровой части народной культуры.
«Черным» чужд профессиональный спорт, но к физкультуре они могут относиться с одобрением, видя в ней средство поддержать свое здоровье, нужное для работы. Бороться же за медали и рекорды или тратить драгоценное время на посещение футбольных матчей – не для них. Это объясняет, кстати, отчего в городах Черного Пояса масса открытых тренировочных площадок и ни одного стадиона с трибунами на тысячи мест. Ученые, специализирующиеся на спортивной медицине в институтах здоровья того же острова Бацузы, конечно, имеются, но работают они со спортсменами-профессионалами Белого Пояса.
Признаки креативной личности — ее активность, созидательность, эстетичность, нонконформность, кажущаяся асоциальность, одиночество и аутизм. В обществе не дифференцированном на Пояса, подобно Островной империи, креативные личности нередко считаются угрозой стабильности, пороховой бочкой в гуще «нормальных» людей. Сплошь и рядом организованная резня креаторов и на Земле и на других планетах становились символами очищения национального духа, гордостью нации.
Переходим к аккумулятивной биосоциальной группе, к семидесяти процентам «жёлтых» жителей Островной Империи. При рассмотрении ее перед нами также предстанут люди разных профессий, разнотемпераментные индивиды с пестрыми характерами, недостатками и добродетелями, импульсивные склочные мусорщики и спокойные расчетливые директоры торговых центров, малоприспособленные к жизни романтичные девы и идеальные домохозяйки с несокрушимой практической хваткой. Если креаторы являются создателями новых элементов и структурных связей в социальной и культурной сфере, то аккумуляторы выполняют равнозначимую по важности задачу сохранения общества. «Желтые» являются компонентом социума, обеспечивающим само его физическое существование.
Аккумулятивная личность обладает великолепной приспособляемостью к самым разным условиям существования, какие только может создать социум. «Жёлтый» способен подстроиться под любую функционирующую систему, в том числе и социальную.
Основным пунктом мировоззрения аккумуляторов является проблема места, которое они занимают в мире. Это вызывает у них основной (часто – единственный) интерес. Для аккумулятивного биосоциального типа первичными являются задачи сохранения и повышения комфортности существования себя и общества. «Желтым» мир представляется квартирой, каковую следует снабдить максимальными удобствами.
Аккумулятивная личность может быть добросовестнейшим работником, безукоризненно выполняющим свои служебные обязанности «от звонка до звонка» и «от сих до сих». Это квалифицированный исполнитель[6]. Категорическое предупреждение: никоим образом не трактуйте это в обидном смысле, унижающем «желтых»: "Ну-у-у, тупые трудяги, масса мещанская, тягловый скот!» (К слову, за подобного рода высказывание любого островитянина, будь то сам император, ждет поездка в один конец на остров Казхук. Но никто из островитян никогда так не выскажется, причем не из страха перед наказанием, а по убеждению). Нет ничего оскорбительного в том, что для аккумулятивного биосоциального типа смыслом жизни является не трудовая деятельность, а ее косвенные результаты. Пример: технолог на заводе резиновых изделий, проработавший там всю жизнь, искренне желает процветания своему предприятию. Но причина этого кроется не в любви к своему делу, а в хорошем жаловании, неплохих условиях труда и уверенности в завтрашнем дне. Если завтра то же самое, но в чуть большем объеме предложит соседняя текстильная фабрика, технолог тут же сменит место работы. Но что, собственно, в этом достойно порицания? Проявление закона здоровой экономической конкуренции, всего-то!
Опять обратимся к книге «Похвала бегству» Анри Лабори. Итак, в трудной ситуации у индивида есть выбор: 1) бороться; 2) ничего не делать; 3) бежать. Ничего не делать, поступать по принципу «что ж, так уж сложилось, надо жить дальше» - наиболее распространенная среди «желтых» реакция. Это называют «торможением действия». И вроде бы надо по сюжету бороться, но, учитывая риск показать себя в неприглядном свете, получить по первое число в конфликте, пострадать материально, аккумулятор предпочитает пассивность. Но за этот, в общем-то, совсем недурной выбор «желтые» платят букетом психосоматических болезней: язва, невралгия, ревматизм...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чёрная Пешка"
Книги похожие на "Чёрная Пешка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Alexandr Lukianov - Чёрная Пешка"
Отзывы читателей о книге "Чёрная Пешка", комментарии и мнения людей о произведении.