» » » » Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)


Авторские права

Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Воениздат, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)
Рейтинг:
Название:
На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)
Издательство:
Воениздат
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Описание и краткое содержание "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать бесплатно онлайн.



Издание: Горшков С. Г. На южном приморском фланге. — М.: Воениздат, 1989.

[1] Так помечены страницы, номер предшествует.

[1] Так помечены ссылки на примечания.

Аннотация издательства: Рассматриваются оперативно-тактические вопросы совместных действий Красной Армии и Военно-Морского Флота на театре Черного и Азовского морей, в сражениях за Одессу, Севастополь и Новороссийск в Великой Отечественной войне. Книга рассчитана на офицерский состав Вооруженных Сил СССР.






С 7 октября в связи со стремительным наступлением танковых частей противника на Мариуполь, Таганрог возникла необходимость поддерживать артиллерийским огнем фланг отходивших частей 9-й армии в районе кос Бердянская и Белосарайская, а затем у Мариуполя и Таганрога. Организация взаимодействия флотилии и сухопутных войск в силу быстро изменяющейся линии фронта становилась все более сложной. Из-за частой смены местоположения командного пункта армии связь с ним штаба флотилии была неустойчивой. В результате не только сложно было согласовать действия сил флотилии с действиями частей и соединений своих войск, но порой невозможно было определить, где находятся свои, а где противник. В этих условиях зачастую приходилось выяснять обстановку силами разведгрупп, высаживаемых с кораблей.

Не всегда своевременно поступали приказания и от штаба флота. Так, приказ о перебазировании всех плавсредств из пунктов северного побережья Азовского моря в Темрюк, Приморско-Ахтарскую и Керчь был отдан лишь 7 октября, когда противник уже вышел к Осипенко и устремился к Мариуполю, т. е. практически контролировал 2/3 побережья. В создавшейся обстановке выполнить полностью поставленную задачу было крайне трудно. Под натиском превосходящих сил противника части 9-й армии 8 октября оставили Мариуполь. Корабли флотилии выходили из порта в свою новую главную базу Приморско-Ахтарскую и в Ейск уже под огнем вражеской артиллерии. [95]

Несмотря на трудности и недостатки в организации взаимодействия армий приморских направлений и флотилии, следует отметить, что ее корабли своей артиллерией оказали существенную помощь сухопутным войскам в обороне в прибрежной полосе, в том числе и в отражении многочисленных налетов вражеской авиации на приазовские города и порты. Так, даже по неполным данным только 7 октября над портом и городом Мариуполь зенитным огнем кораблей и истребителями 87-й истребительной эскадрильи было сбито шесть самолетов противника.

Одной из важнейших задач, решаемых флотилией в этот период, стало обеспечение морских сообщений. Корабли и самолеты флотилии осуществляли конвоирование транспортов, вывозивших хлеб и другие важные народнохозяйственные грузы из портов северного побережья Азовского моря, главным образом из Таганрога, Осипенко и Мариуполя. О напряженности и ответственности данных операций свидетельствует тот факт, что только за период с 20 сентября по 10 октября 1941 г. из этих портов было вывезено более 250 тыс. т грузов, в том числе около 50 тыс. т зерна, более 100 тыс. т угля и руды, 30 тыс. т нефтепродуктов.[62]

После захвата Мариуполя противник продолжил наступление на Таганрог. В целях поддержки приморского фланга 9-й армии и прикрытия северо-восточного побережья Азовского моря командиру Отдельного Донского отряда было приказано развернуть несколько канонерских лодок в районе станицы Аксайская, две канонерские лодки и четыре речных сторожевых катера направить в порт Таганрог, а в восточной части Таганрогского залива выставить дозор из состава дивизиона сторожевых катеров и 14-го отряда водного заграждения. И это не замедлило дать результаты: с образованием 12 октября Таганрогского боевого участка огневое содействие оборонявшимся войскам стало более эффективным. Первоначально в нем участвовали канонерские лодки «Дон», № 4 и сторожевой корабль-тральщик «Перванш», а во время штурма немецкими войсками Таганрога 16–17 октября особенно эффективно действовали канолерские лодки «Ростов-Дон» и «Кренкель», находившиеся в порту. Ведя артиллерийский огонь по скоплениям живой силы и боевой техники врага по целеуказаниям армейского командования, корабли подверглись сильным ответным ударам. В [96] результате полученных повреждений канонерская лодка «Кренкель» затонула, а потерявшую ход канонерскую лодку «Ростов-Дон» удалось отбуксировать в Рсстов-на-Дону (ЦВМА, ф. 10, д. 18 503, л. 58, 92, 100; ф. 175, д. 23 470, л. 50–52).

При эвакуации корабли флотилии обеспечивали перевозку оборудования авиазавода и вывод гражданских судов в порты Ейск и Азов.

С оставлением нашими войсками Таганрога возникла непосредственная угроза Ростову-на-Дону — крупнейшему административно-промышленному центру Приазовья, а следовательно, возросла опасность проникновения вражеских войск на Кубань и Северный Кавказ. Было совершенно очевидно, что в связи с этим следует ожидать активных попыток противника форсировать Керченский пролив и взять в клещи наши войска, оборонявшиеся в нижнем течении Дона и на Таманском полуострове, а также дислоцировавшиеся на Северном Кавказе.

Исходя из этих соображений оборона Ростова-на-Дону и всего нижнего течения Дона становилась задачей чрезвычайной важности.

Командующий 56-й армией генерал-лейтенант Ф. Н. Ремизов, войска которого входили в Приморскую оперативную группу, понимая, какую эффективную поддержку оборонявшимся войскам могут оказать корабли и части морской пехоты флотилии, особенно в плавнях устья Дона, установил с командованием флотилии тесный контакт. Были разработаны конкретные планы взаимодействия. Особое внимание уделялось усилению Отдельного Донского отряда АВФ за счет бронекатеров и вооруженных катеров-глиссеров, успешно действовавших в мелководных ериках устья Дона и пресекавших попытки мелких групп противника просочиться в этих местах.

21 ноября, не сдержав наступательного напора танковых армий Клейста, наши войска были вынуждены оставить Ростов-на-Дону. Кораблям флотилии, перешедшим в Азов, была поставлена задача оборонять устье Дона и не допустить, чтобы противник переправился на его левый берег. Одновременно часть сил флотилии продолжала укреплять систему обороны всего юго-восточного побережья Азовского моря, для чего от Ачуева до Азова в конце октября в составе флотилии был образован Укрепленный сектор береговой обороны. В него вошли береговые [97] батареи № 131, 133 и 134, имевшие 100–130-мм орудия.

Таким образом, в предельно напряженной обстановке сложившейся в ноябре 1941 г., флотилии предстояло действовать ограниченными силами одновременно на двух операционных направлениях — керченском и ростовском.

Группа кораблей флотилии, и среди них канонерские лодки «Буг», «Днестр», «Дон», «Рион», монитор «Железняков» (придан от Дунайской военной флотилии), катер МО «ПК-129», взаимодействовала с частями 51-й Отдельной армии, систематически оказывая артиллерийскую поддержку ее правому флангу, а затем прикрывая эвакуацию войск на Таманский полуостров. Остро ощущалось отсутствие авиационного прикрытия, из-за чего корабли постоянно подвергались воздушным атакам. Это сковывало их действия и приводило к неизбежным потерям. Так, 13 ноября получила серьезные повреждения канонерская лодка «Буг», а на следующий день погибла канонерская лодка «Рион».

Дивизион канонерских лодок и отряд бронекатеров, прибывшие 31 октября в состав Отдельного Донского отряда, оказывали поддержку частям 56-й Отдельной армии в низовьях Дона.

Однако противник в этот раз недолго хозяйничал в Ростове-на-Дону. 29 ноября войска 56-й Отдельной и 9-й армий, а также народные ополченцы освободили город. В освобождении территории в низовьях Дона и северовосточного побережья Таганрогского залива принимали участие и моряки Отдельного Донского отряда. Они очистили от захватчиков населенные пункты Недвиговка, Синявка и Морской Чулек, участвовали в боях за Варе-новку.[63]

Несмотря на относительную стабилизацию положения на южном фланге советско-германского фронта в начале декабря 1941 г., обстановка на Азовском море продолжала оставаться напряженной. После оставления в ноябре нашими войсками Керченского полуострова над флотилией нависла угроза быть отрезанной от основных сил Черноморского флота. Выйти из Азовского моря можно было только по весьма стесненным фарватерам, заминированным противником, блокированным его авиацией, действовавшей с близлежащих аэродромов. Некоторые участки фарватеров находились в зоне обстрела не только дальнобойных [97] орудий, но и полевых пушек среднего и малого калибров.

С выходом к Керченскому проливу у немецко-фашистских войск появилась реальная возможность, совершив бросок на Таманский полуостров, кратчайшим путем вторгнуться на Кавказ. В связи с этим 19 ноября Ставка издала директиву, в которой поставила перед 51-й Отдельной армией задачу не допустить форсирования противником Керченского пролива и высадки им десантов на всем побережье от Приморско-Ахтарской на Азовском море до Адлера на Черном море. Азовская военная флотилия была передана в оперативное подчинение командованию 51-й армии.[64]

Этой же директивой перед 56-й армией была поставлена задача не допустить форсирования противником Таганрогского залива и устья Дона. Однако, как показали последующие события, значительная доля ответственности за выполнение этих задач, а порой и вся тяжесть их выполнения легла на Азовскую флотилию, а вскоре на нее была возложена ответственность и за оборону Таманского полуострова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Книги похожие на "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Горшков

Сергей Горшков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Горшков - На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)"

Отзывы читателей о книге "На южном приморском фланге (осень 1941 г. — весна 1944 г.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.