Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны горного Крыма"
Описание и краткое содержание "Тайны горного Крыма" читать бесплатно онлайн.
Пещерные крепости и монастыри юго-западной горной Таврики словно вобрали в себя тайны богатейшей истории полуострова, в средние века ставшего реальным перекрестком культур Византии, Руси и Востока. Несмотря на археологические находки, приоткрывающие все новые детали их бытования, над ними по-прежнему витает ореол неразгаданности. Словно магнит притягивают они своих почитателей, и неудивительно — ведь каждый такой горный останец — памятник не только истории, но и природы, где она сосредоточила самые удивительные контрасты — головокружительные обрывы скал, переходящие в склоны, покрытые лесами и огромными глыбами камня.
Все три улицы сходятся на небольшой площади, где видны остатки мечети, построенной в 1346 г. Сохранились четыре круглые неглубокие ямы, высеченные в каменном основании для колонн, подпиравших кровлю здания. В разное время в разных местах города были найдены обломки византийских капителей VI–VII вв., принадлежавших христианскому храму и хранящихся в музее Бахчисарая. Высказывались предположения о перестройке первоначального храма в мечеть, но они не подтвердились.
Гробница Джанике-ханым
Сразу же за площадью, ближе к обрыву, стоит почти полностью сохранившийся мавзолей XV в. — прекрасный образец малоазийской, так называемой «сельджукской», архитектуры. Это монументальное восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное по ребрам граней резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении — надгробие с арабской надписью "Это гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года" (1437 г.). Вехи жизни исторической Джанике прослежены нами выше; однако, как водится, имя ее и мавзолей окружены легендами. По одной из них, Джаннке-ханым жила на Чуфут-кале во дворце, рядом с казармами на тысячу воинов и была предводительницей этого гарнизона. Она погибла, отважно защищая город во время осады, и хан Тохтамыш, ее отец, приказал на месте ее гибели воздвигнуть мазволей. Легенда эта интересна тем, что в ней явно видна местная основа — образ отважной воительницы, обычный для крымских легенд, но явно не соответствующий положению мусульманской женщины.
За мавзолеем тропа ведет вдоль северного обрыва; отсюда открывается впечатляющий вид на долину Ашлама-дере, сеть прочерчивающих ее дорог, на Главную гряду Крымских гор. На склонах противоположной скалы Орта-кая раскопаны остатки раннетаврского поселения VIII–VII вв. до н. э.
Средняя стена
В нескольких шагах от мавзолея проходит Средняя, самая ранняя оборонительная стена с воротами, пересекавшая плато от одного края обрыва до другого. После возведения Восточной оборонительной стены Средняя стена утратила свое военное значение и подверглась многочисленным переделкам. Раскопки 1956–1959 гг. под руководством Е. В. Веймарна помогли выявить первоначальную конструкцию этого участка обороны. Сама стена имела толщину до пяти, а высоту до восьми метров. В 10–15 м от нее проходил большой крепостной ров длиной 65 м, шириной 4 м, глубиной 2 м, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале. Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась вылазная калитка, перед которой вырубили два малых 12-метровых рва. У северного и южного края стену фланкировали башни. У самого края северного обрыва — лестница, ведущая вниз, в две большие пещеры, по-видимому, хозяйственного назначения, над которыми в XVII в. был построен дом. В центре первой оставлен подпорный столб для укрепления потолка. Оконные проемы, выходящие на обрыв, сохранили следы вставлявшихся когда-то железных решеток. Это огромное и мрачное пещерное сооружение, известное под именем Чауш-кобасы, долгое время считалось тюрьмой. Однако на основе археологических исследований А. В. Веймарн пришел к выводу, что Чауш-кобасы — подвальное помещение богатой караимской усадьбы, построенной не ранее XVII в.
Однако тюрьма в городе имелась, в ней ханы содержали самых важных своих пленников.
Она поразила даже немало повидавшего Эвлию Челеби: "В этой крепости есть тюрьма для пленников хана. Другого такого ада нет на всем свете… Выбраться из этой тюрьмы в Чуфут-калеси никоим образом нельзя, разве что человека в гробу оттуда вынесут". По предположениям А. Герцена, таким местом скорее всего был пещерный комплекс в Новом городе на северном краю обрыва в 50 м от оборонительной стены. Он состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и двумя окнами, выходящими в обрыв. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение: сверху оно перекрывалось деревянным помостом, образуя своего рода каменный мешок.[98]
Интересны руины обширной усадьбы у Средней стены — видны законченные камин, вырубки для балок, поддерживавших крышу. С XIX в. за ней укрепилось название "монетный двор". Действительно, крымские ханы выпускали серебряные монеты — аспры, с надписью «Кырк-ор», но здесь ли именно, пока не установлено.
Дом Фирковича и его хозяин
За воротами Средней стены начинается Главная улица, в каменную поверхность которой глубоко врезались колеи; для пешеходов служили узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа, за невысокой стеной — два жилых дома XVIII в. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786–1874). Дом поставлен на самом краю обрыва и виден издалека. Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений сохранился камин, а в другом — заново воссозданный реставраторами в 60-е годы нашего века деревянный наборный потолок. Его рисунок напоминает позолоченный узор потолка одной из комнат ханского дворца в Бахчисарае. Во дворе — хозяйственные пристойки, у южного обрыва — колодец, закрытый железной решеткой. Он вырублен в скале в виде круглой шахты глубиной 10 м и диаметром 1,4 м. Он выходит в открытую пещеру: видимо, ранее она была закрытой и на дне из карстовой трещины собиралась вода. Воду доставали ведром, отсюда его татарское название «Копка-кую», т. е. «ведро-колодец». Таким образом, на случай осады город был обеспечен водой. Однако Челеби отмечал, что соду обычно доставляли на вьючных животных снизу из источника Газы-Мансур. Кроме того, дождевую воду собирали в вырубленные в скале бассейны и цистерны.
Город замыкает Восточная оборонительная стена, построенная караимами в XIV–XV вв. Длина ее 128 метров, у южного и северного обрывов она имеет угловые башни, а в середине — надвратную башню. С внешней стороны над воротами вделана мраморная плита с изображениями рогатины и щита. Это тамги, родовые знаки, высеченные как своеобразное напоминание жителям крепости об их подчинении определенным татарским родам. Снаружи перед крепостной стеной высечен большой бассейн для сбора талой и дождевой воды. На площади перед воротами располагался рынок.
Иосафатова долина
Из Восточных ворот можно спуститься в Иосафатову долину — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима, где, согласно пророчеству, состоится Страшный суд. В густых зарослях видна арка ворот кладбища, развалины сторожки. За аркой — настоящий город мертвых: разбросанное среди зарослей, кажущееся необозримым море надгробий, покрытых надписями, иногда в сочетании с орнаментом. БОльшую часть составляют старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняковых плит. К более позднему времени относятся мраморные надгробия, украшенные богатым орнаментом в восточном вкусе, с повторением основных символов смерти — стилизованный кипарис, и воскресения — розетка, роза. Иосафатова долина была для караимов самым древним и почитаемым местом погребений, куда, случалось, привозили покойников и из других городов. Среди могил росли священные дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-тиймез», то есть "топор не касается". Сегодня в конце кладбища еще можно видеть пять-шесть древних дубов, почти вытесненных густой порослью молодого леса. Значительная часть надгробных надписей собрана и издана Фирковичем. Правда, последовавшая за этими публикациями полемика вызвала немало разногласий относительно датировки захоронений. Ряд ученых считает, что самое древнее погребение на караимском кладбище относится к 1249 — 1250 гг. В целом караимские надгробия, пока еще ждущие более детальных исследований, образуют своего рода летопись караимских обитателей города. Эпитафии выполнены на древнееврейском языке; крайне редко — не караимском, но древнееврейскими буквами. Надгробия конца прошлого — начала нынешнего века обычно имеют двуязычные надписи — на русском и иврите. Среди них в самом начале кладбища — надгробие А. С. Фирковича.
В тенистом уединении Иосафатовой долины, когда солнечные лучи, проникая сквозь листву, ложатся ажурным узором на бесчисленные резные камни надгробий, оставленных самой немногочисленной и малоизученной из крымских народностей, невольно приходишь к мысли о том, что жившие здесь бок о бок народы и общины — греческие и армянские христиане, мусульмане-татары, библеисты-караимы — черпали из одного и того же художественного наследия. Ранневизантийские, а по существу малоазийские формы орнамента и символики, уже распространенные в Крыму, получили своеобразное продолжение в сельджукском искусстве, во многом переработавшем те же мотивы. Вероятно именно поэтому резные "плетеные орнаменты", ранневизантийские и армянские "процветшие кресты" (или просто с расширенными концами), розетки, «сельджукские» звезды, варьирующие число лучей от 5 до 15 (берущие начало в пифагорейской, а затем в арабской цифровой символике), встречаются на сооружениях народов самых разных вер и происхождении. Здесь, в суровом царстве каменных стен и высеченных пещер, этих деталей немного, но именно они придают тот неуловимый аромат смешения восточных и западных культурных элементов, который составлял особенность византийского искусства. И каждый внимательный исследователь Крыма рано или поздно обнаружит, как когда-то поэт М. А. Волошин:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны горного Крыма"
Книги похожие на "Тайны горного Крыма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма"
Отзывы читателей о книге "Тайны горного Крыма", комментарии и мнения людей о произведении.