Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны горного Крыма"
Описание и краткое содержание "Тайны горного Крыма" читать бесплатно онлайн.
Пещерные крепости и монастыри юго-западной горной Таврики словно вобрали в себя тайны богатейшей истории полуострова, в средние века ставшего реальным перекрестком культур Византии, Руси и Востока. Несмотря на археологические находки, приоткрывающие все новые детали их бытования, над ними по-прежнему витает ореол неразгаданности. Словно магнит притягивают они своих почитателей, и неудивительно — ведь каждый такой горный останец — памятник не только истории, но и природы, где она сосредоточила самые удивительные контрасты — головокружительные обрывы скал, переходящие в склоны, покрытые лесами и огромными глыбами камня.
Наконец, монастырь пользовался почитанием не только у греков-христиан, но и у татар и даже у самих бахчисарайских ханов. По сообщению Лызлова, "некогда хан крымский Ачи-Гирей (Хаджи-Гирей — Г. Ф.) воююще против супостатов своих, просил помощи от Пресвятые Богородицы (в Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздати и творяще тако: егда бо откуда с корыстию и победою возвращаеся, тогда избрав коня или двух елико наилучших, продавше и накупивши воску и свеч сделавши и поставляше тамо через целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху".[95]
Успенский монастырь возможно гораздо древнее. Возможно основание его связано с наплывом иконопочитателей в конце VIII в. Если в окрестных долинах христианское население, как о том свидетельствуют могильники, существовало с VI в., то вполне естественно появление в это время церквей и монастырей. Тем более это относится к такому издревле почитаемому месту как Успенская скала с ее животворным источником. В прошлом веке неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем в Сумеле: он был основан в 386 г. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме находилась икона Богоматери, которая чудесным образом была перенесена на Успенскую скалу близ Бахчисарая.
Известный отечественный археолог н историк Н. И. Репников, имевший возможность видеть икону, отмечал ее древность и относил ее написание к VIII–IX вв. В то время (до 1918 г.) она находилась в Успенском храме близ Мариуполя, в Приазовье, куда ее вывезли православные греки во время переселения 1778 г. Далее следы ее теряются.
Однако оставшиеся в Крыму христиане не допустили упразднения Успенского храма: с 1781 по 1800 гг. там служил греческий священник Константин Спиранди. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии, была помещена в храме икона Успения Богоматери — дар Бахчисарайского коменданта полковника Тотовича (серба по происхождению). От этой иконы продолжали совершаться чудотворения, и почитание этого святого места среди местных жителей выражалось в том, что 15 августа, в день Успения Богоматери, к Успенской скале собиралось множество богомольцев; среди них бывали и государи российские и члены царского дома.
Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря энергии и стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением о восстановлении древних святых мест в Крыму.
Пещерные церкви и монастыри ассоциировались с древней Фиваидой, они живо напоминали присутствующим места собраний первых христиан, спасавшихся среди пустынь и ущелий. Более всего это напоминало Афон, "святую гору", и эта преемственность была особо подчеркнута присутствием митрополита греческого Агафангела, представителя древнего Афона при освящении нового. Архиепископ Иннокентий в словах, исполненных силы и высокой библейской поэзии, так выразил значение "Успенской скалы": в течение многих столетий к ней привлекала "живая вера в Господа" и "любовь к Пречистой Матери Его", которая "в дивной иконе своей от лет древних избрала гору сию в жилище себе".[96]
Постепенно монастырь украсился новыми зданиями и храмами. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус со службами, две гостиницы; в среднем были возведены легкая ажурная Иннокентиевская церковь, дом настоятеля, фонтан в виде часовни, три пещерных кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, церкви евангелиста Марка и св. Константина и Елены, колокольня и тринадцать пещерных келий. Сюда поднимались по вырубленным в скале лестницам, благоговейно совершая восхождение в убежище первых христиан, пережившее века гонений. Это живое переживание не нуждалось в археологических свидетельствах и доказательствах. Попутно скажем, что отсутствуют они и сегодня, однако "фантастическое впечатление", производимое на северных жителей Успенским монастырем, близко напоминающим древние палестинские и греческие горные обители, сохраняется и сегодня.
Следуя от церкви вдоль скал направо, можно увидеть длинный скальный навес со следами прежних наружных пристроек — келий монахов. Тропа приводит к лестнице из 84 ступенек, вырубленной в отвесной скале и ведущей вверх, на плато, где когда-то были монастырские угодья. Лестница, огражденная сбоку каменным парапетом, отлично сохранилась и по ней, как и прежде, можно подняться на плато.
Продолжая путь но дороге, над которой кроны деревьев местами смыкаются, образуя тоннель, минуем заброшенный фонтан Газы-Мансур, остатки стен и лестниц, когда-то приводивших к небольшой молельне дервишей и мусульманскому кладбищу XIV–XV вв.
Городище Чуфут-кале
За поворотом тропы останавливаемся перед незабываемым зрелищем: на фоне неба, на отвесной неприступной скале, четко рисуются строения "воздушного города" (по выражению путешественника прошлого века).
Обычно в "мертвый город" поднимаются по древней, вымощенной камнем (частично уцелевшим на двух последних маршах) дороге, которая ведет в город через Малые или Южные ворота: их называет еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Ворота построены, вероятно, в XV в. на месте более древних: массивные дубовые створки обиты железом, а верхняя часть стены перестроена и снабжена бойницами для стрельбы из ружей. Ворота эти были настоящей ловушкой: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, вдоль которой идет последний марш дороги: противник приближался к воротам, будучи обращен к стене правым, незащищенным боком, поскольку щит держали в левой руке. Прорвавшись внутрь крепости, он оказывался в узком, вырубленном в скале коридоре, когда-то имевшем перекрытие, на котором размещались защитники города. В целях обороны могли использоваться и пещеры в конце коридора, расположенные в четыре яруса.
В настоящее время в пределах городища выявлено 167 высеченных пещер. Возможно, еще немалое число их скрыто под руинами усадеб. Примерно две трети из них сосредоточены в Старом городе и, вероятно, подверглись переделкам. Они в основном связаны с оборонительными сооружениями и имеют между собой много общего. Это прежде всего округленная форма пещер; косые борозды от ударов киркой, идущие в одном направлении, параллельно, под небольшим углом к полу (30–50°); во многих вырублены в скале скамьи и арочные ниши.
Перед стеной с Южными воротами имеется 10 пещер в 3 яруса. За воротами пещеры расположены по обе стороны дороги, поднимающейся на городище: они расположены в 3–4 яруса. Все они схожи между собой и соединялись лестницами, следы которых еще различимы в скале. Кое-где стена пересекает эти лестницы, «разъединяя» пещерный комплекс. По выводу А. Герцена и Ю. Могаричева, "пещеры появились здесь ранее существующей ныне оборонительной стены и составляли первоначально единый комплекс, имеющий наибольшее сходство с пещерными монастырями Горной Таврики.[97] На стенах пещер обнаружены процарапанные кресты. Вероятно, он опустел после захвата крепости татарами и перестройки системы обороны: пещеры стали использоваться отчасти как оборонительные. Что касается монахов, то скорее всего, они обрели приют в Успенском монастыре, в соседстве с христианскими поселенцами в Марьям-дере.
Кенассы
Каменистая тропинка поднимается налево, где за развалинами нескольких жилых домов находится стена, отделявшая от города незастроенную часть плоской вершины скалы — пустырь Бурунчак. Туда ведет улица Бурунчакская, проходящая по северному краю плато; видимо по ней двигались арбы и телеги, въезжавшие в город через Восточные ворота, на рынок, располагавшийся ранее на пустыре. В случае военной опасности здесь могли укрывать свой скот и имущество жители окрестностей. Посредине города проходит Средняя улица, непроезжая, доступная лишь пешеходам и вьючным животным. По южному краю плато проходила Кенасская улица, на которой находятся караимские молитвенные дома — кенассы. Расположенные в небольшом дворике за высокой оградой два прямоугольных здания с двускатными черепичными крышами окружены аркадами. Большая Соборная кенасса возведена в XIV в.: 10 колонн ее аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными и камне розетками. В ней устраивались торжественные праздничные службы. Вторая, Малая кенасса (ее называли "дом собрания") появилась в конце XVIII в., когда караимская община Мангупа перебралась в Чуфут-кале, захватив с собой материалы и оборудование для его постройки. Она предназначалась для обычных служб и для собраний, где решались различные дела караимской общины. Внутреннее убранство кенасс было одинаково: они убирались коврами, с потолочных дубовых балок свисали хрустальные и медные люстры, в украшенных резьбой шкафах хранилась религиозная утварь, свитки Торы. В небольшом помещении ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, могли сидеть во время богослужения старики. Над этой частью храма нависает балкон с остатками частой деревянной решетки — здесь размещались женщины. Перед большой кенассой находится каменный резервуар для ритуальных омовений. Неподалеку от кенасс находилась первая караимская типография, основанная в 1731 г. В библиотеке Бахчисарайского музея хранятся книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в этой типографии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны горного Крыма"
Книги похожие на "Тайны горного Крыма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Фадеева - Тайны горного Крыма"
Отзывы читателей о книге "Тайны горного Крыма", комментарии и мнения людей о произведении.