Дэвид Ирвинг - Разгром конвоя PQ-17

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разгром конвоя PQ-17"
Описание и краткое содержание "Разгром конвоя PQ-17" читать бесплатно онлайн.
В историческом очерке анализируются события, связанные с гибелью большей части судов конвоя, который летом 1942 года направлялся из Англии в северные порты СССР. Автор разоблачает неблаговидную политику руководителей английского адмиралтейства, пытавшихся дезорганизовать доставку военных материалов из Англии в Советский Союз.
Карле попросил разрешения приступить к проведению операции сразу же, как только будет выведен из строя «линейный корабль» противника.
Адмирал Редер, связанный строгим приказом фюрера — сначала нужно найти и обезвредить авианосец, — такое разрешение дать отказался. Карлсу сообщили об этом вскоре после 09.00. Однако к этому времени положение изменилось еще более радикально. Немецкая воздушная разведка донесла, что в 06.55 английский линейный флот отходил на юго-запад.[29] Вместе с ним находился и тот самый авианосец, который немцы так настойчиво искали, — приблизительно в 200 милях на вест-норд-вест от острова Медвежий, на расстоянии более 400 миль от немецких линейных кораблей в Альтеи-фьорде и на расстоянии 800 миль от того района, в котором они планировали атаковать конвой.
Немецкий штаб руководства войной на море правильно заключил из этих донесений, что английское адмиралтейство далеко от того, чтобы подставить тяжелые союзные корабли и авианосец под удары немецкой торпедоносной и; бомбардировочной авиации, базирующейся на Норвегию, и что оно поэтому удерживает их на вполне безопасном расстоянии от мыса Нордкап. К тому же немцы знали, что флот союзников находится в море по крайней мере с 1 июля — его видели в этот день в районе Исландии, — поэтому вполне вероятно, что он будет вынужден или отказаться от дальнейших действий из-за недостатка топлива,[30] или пойти в соответствующий район Арктики для пополнения запаса топлива с эскадренных танкеров. Штаб руководства войной на море заключил, что «вероятность опасных действий авианосной группы противника ничтожна». Вскоре после 10.00, приблизительно в то же время, когда был торпедирован «Карлтон», командование ВВС на Лофотенских островах подтвердило, что в районе между меридианами 14° в. д. и 26° в. д. до самой кромки паковых льдов не обнаружено никаких сил противника. Это донесение, несомненно, подкрепило уверенность в Берлине.
В 09.00 командующий ВМС группы «Север» уже привел линейный флот в четырехчасовую готовность к выходу в море. В 10.52 кораблям приказали находиться в немедленной готовности к выходу, и Альтен-фьорд сразу же заполнился шумом выбираемых якорь-цепей. Обнаружение эскадры Гамильтона и флота Тови на отходе в западном направлении положило конец последним сомнениям в возможности приступить к проведению операции «Найтс мув». Генерал-адмирал Карле сначала позвонил из Киля в оперативное управление штаба флота, а затем и самому Редеру и повторил свое предложение использовать линейный флот для атаки, не считаясь с какой бы то ни было опасностью со стороны авианосной авиации противника. На этот раз Редер не мог не согласиться с Карлсом, Представителя Редера в ставке фюрера попросили доложить Гитлеру об изменившейся обстановке и попросить его разрешения на проведение операции.
Около 11.30 вице-адмирал Кранке сообщил в Берлин по телефону, что он «успешно выполнил порученное ему дело». Через десять минут оперативное управление штаба передало эту хорошую новость командующему ВМС группы «Север» в Киле, добавив при этом, что ранее указанные условия проведения операции остаются в силе, если не поступит дальнейших благоприятных донесений о движении авианосца противника или если немецкий линейный флот подвергнется опасности удара в результате преждевременного обнаружения его воздушной разведкой противника. Одной минутой позднее, более чем за час до намеченного крайнего срока, генерал-адмирал Карле распорядился передать условный сигнал о начале проведения операции.
Перспективы победы представлялись теперь немецкому командованию вполне благоприятными. В действительности обладающий довольно сильным характером командующий немецким флотом на Севере адмирал Шнивинд уже вторично не стал ждать условного сигнала. Чтобы выиграть время, он вышел из Альтен-фьорда вскоре после 11.00 и в момент получения приказа, разрешающего сняться с якоря, уже шел шхерным фарватером. Вопреки переданному ему приказу командующего ВМС группы «Север», в котором кораблям предписывалось «выйти из шхер в районе мыса Нордкин», то есть как можно восточнее, Шнивинд придерживался своего плана и намеревался выйти из шхер через фарватер западнее острова Рольвсё, так как считал, что риск встретиться с подводными лодками противника здесь был меньшим.
Карле принял на себя командование подводными лодками на время проведения операции надводными силами и направил Шмундту следующее указание: «Атака конвоя нашими тяжелыми кораблями планируется на полдень 6 июля. Время будет сообщено под условным наименованием „конкорд“. Обнаружение линейных кораблей, авианосцев и самолетов противника доносить немедленно».
В 12.45 из Киля адмиралу Шнивинду была передана радиограмма с окончательной оценкой действий противника: эскадра крейсеров союзников «отходит полным ходом на запад»; авианосное соединение отходит с меньшей скоростью в том же направлении и находится по меньшей мере в 400 милях северо-западнее Альтен-фьорда; никаких других тяжелых кораблей не обнаружено до самой кромки льдов на расстоянии сотен миль в том и другом направлениях; конвой, охраняемый только легкими эскортными силами, разделился на две неустойчивые группы со следующими за ними далеко позади отдельными поврежденными судами. Нахождение немецкого флота в Альтен-фьорде противником, по-видимому, не обнаружено. На пути немецких кораблей нет ни одной немецкой подводной лодки. До полудня 6 июля немецкие корабли совершают обычный переход, после чего намечено атаковать суда конвоя.
Но даже в такой обстановке на карту были поставлены самые мощные и ценные немецкие корабли, и никто не сознавал этого лучше, чем гросс-адмирал Редер.
Утром 5 июля он еще раз позвонил по телефону Карлсу и выразил ему свое беспокойство, несмотря на то, что решение было уже принято. В свете опасений Редера Карле направил на «Тирпиц», выходивший к этому времени из шхер, необычную просьбу — действовать как можно осмотрительнее и осторожнее, которая должна была привести Шнивинда в отчаяние:
«Кратковременные быстротечные действия с частичным успехом важнее, чем тотальная победа, достигнутая в течение длительного времени. Немедленно донесите, если корабли будут обнаружены авиацией противника. Если обстановка сомнительна — без колебаний прекращайте операцию. Ни в коем случае не допускайте успеха противника в действиях против наших кораблей».
Но на немецких тяжелых кораблях не было ни одного человека, который не считал бы теперь, что над ними взошла заря надежды. В 15.00 5 июля «Тирпиц», «Хиппер», «Шеер», семь эсминцев и два торпедных катера наконец вышли из шхер в открытое море.
Тем временем 5-я воздушная армия немецких ВВС полностью использовала свои возможности ведения воздушной разведки и атаки судов. Были проведены необходимые приготовления к тому, чтобы, как только позволит погода, перевести 3-ю эскадрилью «Юнкерсов-88» 30-й бомбардировочной эскадры из Бардуфосса в Банак, где она должна была присоединиться к 26-й бомбардировочной эскадре с целью проведения комбинированных воздушных атак конвоя бомбардировщиками и торпедоносцами. Однако выяснилось, что конвой к этому времени широко рассредоточился и быстроходные суда на полном ходу расходятся в районы, где видимость плохая. Во второй половине дня 5 июля, как только норвежские аэродромы очистились от тумана, немцы впервые начали проводить массированные воздушные атаки. В 14.30 штаб Шмундта в Нарвике уведомили о том, что по конвою наносятся довольно частые воздушные удары бомбардировочной и торпедоносной авиацией. В нанесении воздушных ударов активно участвовала авиация северо-восточного командования ВВС и командования ВВС на Лофотенских островах; в течение всей второй половины дня 5 июля над Баренцевым морем в поисках отдельных судов конвоя непрерывно летали эскадрильи 30-й бомбардировочной эскадры, а также несколько торпедоносцев.
Последствия приказов адмиралтейства о рассредоточении конвоя были прискорбными.
Лейтенант Грэдуэлл, присоединивший к своему маленькому траулеру три судна и скрывшийся с ними в паковых льдах, был единственным офицером, истолковавшим приказ таким образом. В то время как эфир заполнялся сигналами бедствия беспомощных жертв, другие суда искали себе защиту где только могли. Сторожевые корабли шли с «Паломаресом» и «Позарикой», взявшими курсы на восток. Эти корабли ПВО вскоре обнаружили, что траулеры «Лорд Мидлтон» и «Лорд Остин», помимо того что они сильно дымят, идут очень медленно. Траулеры запросили, какова их максимальная скорость хода, и получили ответ — одиннадцать узлов. Больше никаких сигналов передано не было, но траулеры вскоре обнаружили, что они отстают от других кораблей.
«Позарика», на борту которой находился Годфри Уинн — корреспондент газет Бивербрука, присоединила к себе сторожевые корабли «Ла-Малоне» и «Лотос» и шла в Восточном направлении, придерживаясь кромки льда. Немного позади них, стараясь не отстать, шли спасательное судно «Рэтлин» и сторожевой корабль «Поппи».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разгром конвоя PQ-17"
Книги похожие на "Разгром конвоя PQ-17" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дэвид Ирвинг - Разгром конвоя PQ-17"
Отзывы читателей о книге "Разгром конвоя PQ-17", комментарии и мнения людей о произведении.