» » » » Владимир Егоров - Философия открытого мира


Авторские права

Владимир Егоров - Философия открытого мира

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Егоров - Философия открытого мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия открытого мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия открытого мира"

Описание и краткое содержание "Философия открытого мира" читать бесплатно онлайн.








118

1. Человек как миропроявление и миропонимание

1.1. Миропроявление - активность природы

Миропроявление наиболее полно воплощено в человеке, ибо лишь в нем идеальное начало природы выступает в виде познания, сознания, самосознания, самопознания. С этим связано принципиально новое качество, характеризующее человека, - миропонимание и относительная самостоятельность субъективности и субъективного. Миропонимание никогда в полной мере не может соответствовать миропроявлению, поскольку им принципиально не может быть схвачено все богатство и неисчерпаемость последнего. Однако, поскольку в миропонимании выражается и реализуется идеальное начало природы, можно говорить о самосознании природы посредством человека. Природа в этом случае рассматривается как исходное начало, а человеческий уровень оказывается производным.

Это позволяет исходить из природы в ее объективном смысле, а не из человека в его субъективном качестве.

Только в конце XX века созрели условия для принципиально нового философского, мировоззренческого подхода, исходящего из открытости мира, миропроявления. С миропроявлением связано понятие активности природы.

Она из инертного, косного объекта превращается в активное первоначало. Активность природы нельзя понимать упрощенно, как деятельную активность по аналогии с активностью человека. Эта активность связана с заложенными в основании природы сущностями, в малой мере известными, в большей неизвестными. На уровне сегодняшних научных представлений можно утверждать, что активность природы выражает исходное единство ее материального и идеального начал. Активность природы на мегауровне наблюдаема во взрывах старых и рождении новых галактик, в аннигиляции многомиллиардотонных масс звездной материи в черных дырах и т.д. На макроуровне активность природы проявляется в деятельности человека, в предметной и познавательной сторонах которой реализуются ее материальное и идеальное начала. На микроуровне природная активность - это превращение вещества и энергии. Однако на этом уровне она все больше ускользает от наблюдателя во многом благодаря неплодотворности поиска первичного кирпичика вселенной в материальном или идеальном обличий.

119

Открытость мира, миропроявление, активность природы - однопорядковые явления, ставящие во главу угла природу как единство материального и идеального начал, а не противопоставляющее их и не выводящее одно из другого.

Мировоззренчески миропроявление представляет собой процесс, включающий материальное и идеальное начала на исходном уровне и различные формы реализации этого единства. Человек - одна из таких форм, которой впервые свойственно миропонимание. В дочеловеческих природных формах материальное и идеальное начала реализуются в других формах.

Человек представляет собой природное существо, специфика которого заключается в миропонимании. Поэтому физическая организация человека подчинена его духовности, разумности как качеству, определяющему специфику вида.

1.2. Человек как миропроявление

Сегодня есть все основания для вывода о космическом измерении человека, информационной трактовки его природы. Если признать справедливой попытку генетически трактовать познавательную потребность и соответствующую способность человека (а об этом говорит наличие в геноме человека, так называемых "умных" генов, а также обособление физиологической основы логико-вербального, левополушарного мышления), то это вносит существенную корректировку в понимание человека, выводя его на уровень самопознания природы. Это не "отменяет" понимания природы человека как единства телесности и духовности, но придает этому пониманию принципиально новый смысл, поскольку человек рассматривается как миропроявление, а не как равноположенная с природой самодостаточная сущность.

Поскольку человек появился в ходе эволюции биосферы, а последняя испытывает непосредственное влияние Космоса, личность приставляет собой космопланетарный феномен.

120

До конца XIX в. была общепринятой концепция самозарождения жизни из неживой материи. Л. Пастер высказал предположение о вечности жизни во вселенной (что не относится, однако, непосредственно к планете Земля). В. И. Вернадский сформулировал гипотезу о вечности космической жизни. Современная наука дает основание для вывода о том, что жизнь представляет собой результат естественной эволюции вселенной, что все живое неразрывно связано с космосом.

Выдвинут ряд концепций происхождения земной жизни: нефизического происхождения жизни на основе законов, отличных от законов физики и химии; классической панспермии, направленной панспермии, творческой роли Высшего Разума и т.д.

Существует ряд современных гипотез о происхождении человека в результате взрыва сверхновой звезды, что могло вызвать мутации в клетках мозга некоторых животных или рост самого мозга, что привело к формированию разумных мутантов; в результате естественного отбора среди гоминоидов в условиях экстремального теплового стресса и т.д.

Все эти теории и гипотезы страдают одним существенным недостатком: жизнь и человек в них возникают неэволюционным путем, в готовом, так сказать, виде, больше того, не предполагается и их дальнейшее развитие. Например, нобелевский лауреат Ф. Крик, расшифровавший вместе с Д. Уотсоном код ДНК, считает, что "мыслящее существо (homo sapiens) служит только орудием, упаковкой, неким космобусом для распространяющегося Истинного разума, скрывающегося в разумной и победоносной крупинке рибонуклеиновой кислоты. Это ДНК творит цивилизацию. Наше тело и разум вместе с их физическими и духовными "усилителями" - это только орудия того... зародыша, который имеет задачу овладеть нашей Галактикой или нашей частью Вселенной. А в дальнейшем будущем - встреча с теми, которые его занесли на нашу Землю". Ф. Крик признает, что это фантастическая гипотеза. Тем не менее то, что человек с таким именем в науке позволил себе ее обнародовать, говорит о многом.

Мировоззренческий подход, предполагающий возникновение жизни неэволюционным путем, человека в готовом виде, представляет собой типичный мировоззренческий субъективизм, тождественный философии рационализма. Его несостоятельность заключается в несоответствии объективному природному процессу и его информационному выражению.

121

Субъективное представление о природе как объекте познания предполагает ее как метасистему в развитии, а ее проявления - жизнь и разум в готовом виде, то есть вне развития. Этим отрицаются очевидные факты становления природной основы человека, которые свидетельствуют об их постоянном развитии: смена поколений, а не бессмертие человека, которое вытекает из представления о его "готовости" на уровне происхождения; развитие познавательной способности человека, которое сопровождает весь его исторический путь, что задано на генетическом уровне наличием у человека познавательной потребности. Обучение и воспитание являются средством "образования" каждого приходящего в этот мир нового человека на основе накопленного человечеством опыта путем развития субъективности и коммуникативности. "Образованный" таким образом человек является продуктом всего предшествующего развития человечества, а не готовым homo sapiens.

Наконец, в условиях единой основы жизни и разума земная жизнь и человек как разумное существо представляют уникальное явление во вселенной, что не отрицает возможности внеземных цивилизаций и других проявлений космического Разума (по утвердившейся терминологии), а более точно - идеального начала природы. "Через человека природа познает самое себя" [1].

Об этом свидетельствует и космологический принцип Маха. "Принцип Маха, - пишет И. А. Акчурин, - один из немногих действительно фундаментальных принципов Западного естествознания, которые указывают конкретные пути реализации точными экспериментальными науками нашего времени глубоких, диалектических идей философии Востока о всеобъемлющей мировой гармонии, о совершенно новых принципах детерминации локальных процессов и явлений всей мировой тотальностью, всей космической целостностью" [2].

1 Герасимова И. А. Природа живого и чувственный опыт // Вопросы философии. - 1997. - № 8. - С. 123-124.

2 Акчурин И. А. Концептуальные основания новой - топологической физики. Философия физики элементарных частиц. - М., 1995. - С. 17.

Проблема Всемирного Разума тесно связана с проблемой внеземных цивилизаций. Отсутствие их очевидных проявлений, с чем связывается само наличие вездесущего сознания, ничего не доказывает. Согласно С. Лему, мы можем не замечать присутствия Разума не потому, что его нет, а потому, что "он ведет себя не так, как мы ожидаем".

122

Однако отождествление идеального с сознанием, разумом, смыслом не позволяет выйти на убедительное решение проблемы морфогенеза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия открытого мира"

Книги похожие на "Философия открытого мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Егоров

Владимир Егоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Егоров - Философия открытого мира"

Отзывы читателей о книге "Философия открытого мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.