БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)" читать бесплатно онлайн.
Реальная гимназия
Реа'льная гимна'зия в России, среднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и вместо классических (греческий и латынь) изучались живые иностранные языки. Как тип среднего учебного заведения сложилась в середине 19 в. Р. г. (7-классная) учреждена Уставом 1864 наряду с классической гимназией. Выпускники Р. г. допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но в университет не принимались. В 1872 вместо Р. г. созданы реальные училища. См. также Реальное образование.
Реальная заработная плата
Реа'льная за'работная пла'та, заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах; показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может фактически купить на свою заработную плату. Р. з. п. зависит от номинального (денежного) размера заработной платы, уровня цен на предметы потребления и услуги, размера взимаемых налогов. Динамика Р. з. п. рассчитывается за какой-либо период времени как индекс, равный частному от деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен товаров и услуг.
В условиях капитализма цены на товары и услуги, а также налоги постоянно растут. И хотя номинальная заработная плата под влиянием классовой борьбы пролетариата повышается, однако обычно в меньшей мере, чем рост цен и налогов. Следствием этого является тенденция к понижению Р. з. п., которая усиливается в условиях хронической инфляции, свойственной периоду общего кризиса капитализма. Буржуазная статистика, стремясь завуалировать истинное положение трудящихся, при исчислении Р. з. п. занижает индекс цен, исключает из расчёта армию безработных, зато включает в «среднюю величину» заработной платы рабочих оклады высокооплачиваемых служащих, управляющих, директоров компаний и пр.
В социалистических странах общей закономерностью является непрерывный рост Р. з. п., опирающийся на повышение производительности труда в народном хозяйстве и рост эффективности общественного производства. Увеличение Р. з. п. является одним из важнейших источников повышения благосостояния народа. Рост Р. з. п. при социализме обусловлен не только увеличением номинальной заработной платы, но и уменьшением налогов, стабилизацией цен на товары и услуги. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в целом по народному хозяйству СССР в 1974 составила 140,7 руб. против 122 руб. в 1970 и 80,6 руб. в 1960. В период 1971—74 только за счёт проведения централизованных мероприятий увеличен размер заработной платы 47 млн. чел., или каждому второму рабочему и служащему. Наряду с этим в 9-й пятилетке (1971—75) отменяются налоги с заработков рабочих и служащих до 70 руб. в месяц и более чем на 1/3 уменьшаются ставки налогов с заработной платы до 90 руб. в месяц. Индекс государственных розничных цен в 1965—72 составлял к среднегодовым ценам 1950 75%, в том числе по продовольственным товарам (без алкогольных) — 71%, по непродовольственным — 76% в 1965 и 74% в 1972.
В. Ф. Пархоменко.
Реальное образование
Реа'льное образова'ние, система среднего общего образования, в которой, в отличие от классического образования, отсутствует преподавание древних классических языков и главное внимание уделяется изучению основ естественных, физико-математических наук, новым языкам. Р. о. возникло в 18 в. в связи с развитием капитализма. Ещё в 16—17 вв. представители зарождавшейся буржуазии (У. Петти, Дж. Мильтон в Англии, Ф. Рабле во Франции и др.) выдвигали требование такого образования, которое готовило бы детей к практической жизни и включало бы знание основ физико-математических и естественных наук. Идею Р. о. поддерживали Я. А. Коменский и в особенности французские материалисты 18 в. Одними из первых государственных реальных учебных заведений в Европе были Школа математических и навигацких наук (1701, Москва) и Математическая и механическая реальная школа в Галле (Германия, 1706—08). В 18 — начале 19 вв. реальные учебные заведения в Западной Европе и в России давали прикладное образование. В 60-х гг. 19 в. в России обострилась борьба между сторонниками реального и классического образования. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский выступали за всестороннее образование, включающее как гуманитарные, так и реальные знания. По Уставу 1864 наряду с классическими были учреждены реальные гимназии, с 1872 вместо них — реальные училища, которые с 1888 давали общее образование и право выпускникам поступать на физико-математические и медицинские факультеты университетов.
После Октябрьской революции 1917 в СССР создана единая общеобразовательная школа. См. статьи Народное образование, Средняя общеобразовательная школа.
Реальные средние учебные заведения или реальные отделения при средних школах существуют в современных системах народного образования ряда стран (Австрия, Италия, Франция, ФРГ, Япония, скандинавские страны и др.).
Реальное училище
Реа'льное учи'лище, неполное среднее или среднее учебное заведение, в учебном плане которого основное место отведено предметам естественно-математического цикла. Первые Р. у. появились в Германии в середине 18 в. как полупрофессиональные учебные заведения. В России Р. у. с 6—7-летним сроком обучения созданы в 1872 вместо реальных гимназий. В старших классах Р. у. преподавались прикладные предметы (механико-химико-технологические, коммерческие). Выпускники Р. у. поступали в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но в университет не принимались. В 1888 Р. у. преобразованы в общеобразовательные учебные заведения, которые давали право поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 в России было 276 Р. у. (около 17 тыс. учащихся, 1/3 всех учащихся мужских средних учебных заведений). После победы Октябрьской революции 1917 Р. у. как тип учебного заведения ликвидированы. Р. у. существуют в современных системах народного образования ряда стран. См. ст. Реальное образование.
Реальность
Реа'льность (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в действительности. В диалектическом материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т. е. материя в совокупности различных её видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т. е. явлениям сознания; 2) всё существующее, т. е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты .
В диалектическом материализме критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т.д. является общественная, в том числе научно-экспериментальная и техническая, практика человечества.
Реальные доходы населения
Реа'льные дохо'ды населе'ния, часть национального дохода, используемая населением для потребления или накопления. В отличие от номинальных доходов, Р. д. н. характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учётом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также др. обязательных платежей. Для определения их величины из общей суммы всех денежных и натуральных доходов населения вычитаются платежи в бюджет, взносы в общественные и кооперативные организации, прирост денежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату услуг, превышающая стоимость их материального содержания. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных населением материальных благ, образует фонд конечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамика Р. д. н. определяется путём сопоставления конечных доходов за различные периоды, выраженных в одних и тех же сопоставимых ценах.
Р. д. н. — обобщающий показатель уровня жизни народа. Для капитализма характерен неустойчивый и неравномерный рост Р. д. н., а в отдельные периоды — прямое снижение их размеров. Реальная покупательная способность трудящихся снижается в связи с постоянным ростом цен, инфляцией. В социалистическом обществе обеспечивается планомерный рост реальных доходов всех слоев населения. В целях сближения уровня жизни рабочих и крестьян реальные доходы колхозников повышаются более высокими темпами по сравнению с доходами рабочих. В 1974 по сравнению с 1940 реальные доходы в расчёте на душу населения в СССР повысились в 4,7 раза. При этом реальные доходы рабочих и служащих в расчёте на одного работающего возросли в 3,4 раза, а крестьян в 5,6 раза. В 1974 доходы семей колхозников в расчёте на одного человека составили более 9/10 доходов семей рабочих и служащих совхозов и около 9/10 доходов семей рабочих и служащих народного хозяйства. Социализм устраняет чрезмерную дифференциацию доходов, характерную для капитализма и связанную с эксплуатацией труда, и обеспечивает постепенное сокращение различий в уровне жизни социальных групп населения (см. Дифференциация доходов населения). Главной формой доходов населения и источником повышения их жизненного уровня является оплата по труду. В 9-й пятилетке (1971—75) на её долю приходится около 3/4 общего прироста Р. д. н. Всё большую роль играют общественные фонды потребления, которые растут более высокими темпами по сравнению с фондом оплаты по труду. Устойчивый рост доходов трудящихся обеспечивается стабильностью и снижением розничных цен на товары народного потребления. Р. д. н. повышаются также благодаря отмене налогов с населения (см. в ст. Реальная заработная плата).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.