» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (РЕ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)" читать бесплатно онлайн.








Реализм (философ.)

Реали'зм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский Р. 20 в.).

  Р. в средневековой философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).

  В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии существующими не независимо от вещей, и умеренный Р., полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Так же как и номинализм, Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистических тенденций (см. Пантеизм) вошёл в конфликт с церковью, поэтому в средние века господствовал умеренный Р.

  Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях — «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: платоновское — как крайний Р., аристотелевское — как умеренный.

  Платоновский Р., переработанный в 3—4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), переходит в средневековую философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.

  Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христианской теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме — как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номиналистом У. Оккамом, продолжает существовать и в 14в.; последняя значительная доктрина умеренного Р. появляется в 16 в. у Ф. Суареса. Средневековый Р. (как и унаследовавший его установки классический рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.

  В современной буржуазной философии Р. в основном выступает как идеалистическая гносеологическая концепция, разделяющаяся на школы непосредственного Р. (см. Неореализм) и опосредованного Р. (см. Критический реализм). В буржуазной истории философии Р. часто неправомерно противопоставляется идеализму (см. ст. Материализм).

  Лит.: Штёкль А., История средневековой философии, М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв., М., 1963; Богомолов А. С., Философский реализм в XX веке, «Вестник МГУ. философия», 1971, № 4—6; Taylor Н. О., The mediaeval mind, 4 ed., v. 1—2, Camb., 1959; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Meibode, Bd 1—2, В., 1957; Carré М. Н., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Copleston F., A history of philosophy, v. 2—3, N. Y., 1962—63; Stegmuller W., Clauben, Wissen und Erkennen, 2 Aufl., Darmstadt, 1967.

  См. также лит. при статьях Неореализм и Критический реализм.

  А. Л. Доброхотов.

Реализованная продукция

Реализо'ванная проду'кция, см. в ст. Реализация продукции.

Реалистическая школа права

Реалисти'ческая шко'ла пра'ва, одно из основных направлений правоведения в США, сложившееся в 20-х гг. 20 в. и оказавшее существенное влияние на последующее развитие американской правовой мысли. Крупнейшие представители: Д. Грей, О. Холме, Д. Франк, К. Ллевеллин, Е. Паттерсон и др. Представители Р. ш. п., правильно констатировав консерватизм, негибкость, обращенный в прошлое традиционализм правовой системы США, требуя её модификации и приспособления к изменяющимся условиям, пришли к ошибочному отрицанию принципа стабильности права и подчинения судьи закону. С точки зрения Р. ш. п. норма права — это всего лишь мнение законодателя о праве, которое судья может принять или не принять во внимание. Всякая правовая норма, выражена ли она в законе или прецеденте, по мнению «реалистов», неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни. Право же должно изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если правотворческой силой будет суд. По мнению представителей Р. ш. п., право — это то, что решает суд. Отвечая на вопрос, чем руководствуется суд, вынося решение, сторонники этого течения делились на две группы; одна из них обращалась к бихевиоризму (воздействие внешних факторов на поведение судьи), вторая — к фрейдизму (поиски воздействия факторов в глубинной психологии). В обоих случаях основой поведения судьи, а следовательно, и творимого им права, выступали исключительно психологические факторы. Р. ш. п., т. о., пришла к вульгарному пониманию права, а её нигилистическое отношение к стабильным нормам права и требование неограниченной свободы судебного усмотрения, по существу, сводили на нет принцип законности.

  Лит.: Иваненко О. Ф., Правовая идеология американской буржуазии, [Казань], 1966; Старченко А. А., Философия права и принципы правосудия в США, М., 1969; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология, К критике учений о праве, М., 1971.

Реальгар

Реальга'р (франц. réalgar, от араб. рахдж аль гхар, буквально — пыль пещеры, рудника), минерал, по химическому составу моносульфид мышьяка AsS. Содержит 70,1% As. Кристаллическая структура сложная; построена из отдельных молекул As4S4; ионы серы образуют квадрат, а мышьяка — тетраэдр; центры квадрата и тетраэдра совпадают. Кристаллизуется в моноклинной системе, образуя призматические кристаллы яркого оранжево-красного цвета. Наиболее часто встречается в виде сплошных зернистых масс или порошкообразных землистых скоплений. Хрупок, твердость по минералогической шкале 1,5—2; плотность 3560—3590 кг/м3 Р. обычно находится вместе с аурипигментом, антимонитом, свинцовыми, серебряными и золотыми рудами гидротермального происхождения. Встречается также как продукт возгонки при вулканических извержениях и в виде отложений из горячих источников. Под действием солнечного света Р. разлагается и переходит в жёлтый аурипигмент As2S3. Р. — важная руда для извлечения мышьяка. В СССР месторождения Р. имеются в Закавказье; за рубежом — в Чехословакии, Румынии, Греции, США, Японии и др. странах.

Реальная гимназия

Реа'льная гимна'зия в России, среднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и вместо классических (греческий и латынь) изучались живые иностранные языки. Как тип среднего учебного заведения сложилась в середине 19 в. Р. г. (7-классная) учреждена Уставом 1864 наряду с классической гимназией. Выпускники Р. г. допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но в университет не принимались. В 1872 вместо Р. г. созданы реальные училища. См. также Реальное образование.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (РЕ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (РЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.