Павел Козлов - Конструктор
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конструктор"
Описание и краткое содержание "Конструктор" читать бесплатно онлайн.
Эта книга об увлекательной, но и нелегкой профессии конструктора. В ней на конкретных примерах создания нескольких уникальных летательных аппаратов показаны различные стороны творческого труда большой группы конструкторов во главе с генеральным авиаконструктором В.М. Мясищевым. Автор книги много лет работал в авиационных конструкторских бюро, и книга его живо передает сложность и притягательность инженерного труда. Для широкого круга читателей.
А жизнь продолжалась, и в январе 1979 года главным конструктором последнего мясищевского ОКБ был назначен его верный соратник Валентин Александрович Федотов.
— По единодушному настоянию коллектива нашей организации, — рассказывает Валентин Александрович, — ей было присвоено наименование: — "Завод имени В.М. Мясищева". А названия изделий, создаваемых здесь, начинаются с буквы «М». И это не просто дань уважения и любви к Владимиру Михайловичу. Это закономерное следствие того, что в основе изделий, над которыми работает завод, лежат идеи и мечты В.М. Мясищева. Продолжая разрабатывать научно-техническое наследие выдающегося авиаконструктора В.М. Мясищева, мы не перестаем удивляться глубине его прозорливости и восхищаться ею. Осуществив некоторые из проектов Владимира Михайловича, мы получили признание и горды этим.
— В личном плане, — взволнованно продолжает Валентин Александрович, — я горжусь тем, что именно под руководством В.М. Мясищева я стал не только руководителем конструкторского коллектива, но и конструктором-творцом нового, нужного нашей стране.
К тому времени — концу семидесятых годов — жизнь выдвинула в число неотложных задачу транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов нового ракетно-космического комплекса. Габариты и вес этих агрегатов были столь велики, а расстояния так значительны, что ни один из имевшихся видов транспорта задачу решить не мог.
Тогда В.М. Мясищев предложил транспортировать этот необычный груз на… «спине» стратегического бомбардировщика 201М. Фантастика? Да, поначалу это так и воспринималось теми, кто не знал конструктора Мясищева, предложения которого всегда были научно обоснованы.
— Конечно, задача была повышенной сложности, — вспоминает В.А. Федотов. — И решать ее нам пришлось уже без Владимира Михайловича…
На основании результатов лабораторно-стендовых исследований и расчетов два экземпляра самолета 201М были подвергнуты значительным доработкам. Изменился не только внешний облик машины, но и конструкция некоторых ее агрегатов. По существу, на базе 201М был создан новый самолет, первый полет которого состоялся в январе 1982 года.
За прошедшие семь лет транспортировщики ВМ-Т совершили тридцать рейсов на Байконур, доставляя туда блоки ракеты-носителя «Энергия» и корабли "Буран".
Заметную часть среди конструкторов ОКБ-23 составляли специалисты со среднетехническим образованием, и это было не случайно. Думается, что ветераны могут вспомнить то время — нелегкие 30-е годы, — когда на авиазаводах и в КБ счет не только инженерам, но и техникам с авиационным образованием велся буквально на единицы. И каждый из этих техников получал такую нагрузку, какую в нынешние времена трудно себе представить даже опытному инженеру.
Например, автор этих записок, прибыв весной 1934 года на авиазавод № 18 в Воронеж после окончания Московского авиационного техникума (ныне имени Годовикова), был тут же назначен руководителем группы крыла в СКО (серийный конструкторский отдел). Большую часть этой группы, численностью около тридцати человек, составляли студенты 3 и 4-го курсов Воронежского авиационного техникума. Завод — первенец 1-й пятилетки — еще продолжал строиться, но в его технических отделах уже начиналась работа по подготовке производства самолета типа "Максим Горький". Будущие техники-конструкторы первую половину рабочего дня трудились на заводе, а после обеда возвращались к себе в техникум на учебу. При этом автор этих строк следовал вместе с ними, так как он одновременно преподавал в техникуме курсы аэродинамики и расчета самолетов на прочность…
Получив хорошую подготовку в средней школе и техникуме, пройдя нелегкие производственные «университеты» и систематически занимаясь самообразованием, некоторые из этой категории увлеченных авиацией техников успешно трудились в различных подразделениях ОКБ, по праву занимая ведущие конструкторские посты. Вероятно, первым в списке таких сотрудников ОКБ-23 — следует назвать подлинного самородка-конструктора Леонида Леонидовича Селякова, бессменно руководившего проектным отделом ОКБ. Безусловно, в числе первых в этой плеяде специалистов-конструкторов должны быть названы и Игорь Павлович Золотарев (руководитель отдела систем управления), и упоминавшийся в начале повести руководитель отдела электрооборудования Владимир Павлович Краснушкин.
Особенно хотелось бы отметить черту, характерную для названных и подобных им людей, безусловно способных и талантливых. Это их безупречно добросовестное отношение к делу. Их репутация надежных исполнителей и руководителей была непоколебима. Ныне, наконец, возродившийся лозунг: "рабочее время — работе", практически повсеместно действовавший в ОКБ Мясищева, применительно к людям типа Золотарева имел и еще одну особенность. Они болезненно переживали свою «неполноценность» в отношении образования. Но, видя, как кое-кто из студентов-заочников выполняет учебные задания в рабочее время, они не могли позволить себе такую вольность. По этому поводу им не раз приходилось выслушивать советы, рекомендации и даже упреки, но решиться на совмещение работы с «официальной» учебой, а точнее — на учебу во время работы, за счет работы они не могли — не позволяла совесть. А так как "верховные жрецы" высшей школы в нашей стране однозначно ликвидировали такую форму фиксирования достижений самообразования людей, как экстернат, то техники типа Золотарева и Краснушкина так формально и оставались техниками, несмотря на то, что практически они были полноценными инженерами.
Особо следует подчеркнуть, что и сам В.М. Мясищев и большая часть руководителей ОКБ-23 не позволяли себе не только упрекнуть кого-либо из упомянутых техников, но и хотя бы намекнуть им на нехватку образования. В делах ОКБ эти люди с успехом выполняли те работы, на которые были способны, занимали достойные их места. И автор берет на себя смелость высказать от имени еще живых и уже ушедших техников ОКБ-23 благодарность руководителям этой действительно творческой конструкторской организации за проявленную ими чуткость к людям, преданным делу.
Наша беседа с Николаем Матвеевичем Гловацким началась с вопроса: нужна ли ОКБ собственная производственно-экспериментальная база? Оказалось, что этот вопрос, на первый взгляд кажущийся риторическим, становится особенно острым в том случае, когда ОКБ размещается на крупном серийном заводе того же профиля. Так это было, например, с ОКБ-23 В.М. Мясищева. Необходимость быстрого создания опытно-экспериментальной базы для этого ОКБ понималась тогда далеко не всеми руководителями, от которых зависело решение этого вопроса. А так как соображения, высказанные в нашей беседе, имеют непосредственное отношение к теме данной повести, мы позволим себе коротко изложить их здесь.
Несколько выше, рассматривая существо и содержание труда конструктора, перечисляя его многочисленные обязанности, мы упомянули о его активном участии в отработке созданных им конструкций на экспериментальных образцах. Так вот, опытное производство и экспериментальная база как раз и нужны для того, чтобы ОКБ могло, конечно, в кооперации с головным серийным заводом и смежниками создавать, испытывать и отрабатывать образцы, опытные экземпляры тех изделий, над которыми оно работает. Создавать оперативно, быстро, образно говоря — следом за карандашом конструктора, а иногда и с его "голоса".
Только наличие специализированного производства и экспериментальной базы как составных частей, структурных единиц ОКБ, может дать и дает конструктору возможность своевременно оценить правильность его решений, вовремя увидеть их слабые места и принять меры по устранению недостатков конструкции. Можно сказать, что конструкцию нового изделия следует считать состоявшейся только после того, как ее опытный образец успешно пройдет положенные ему испытания и доводки. Короче говоря, опытно-экспериментальная база ОКБ призвана обеспечить выполнение очень непростой задачи материализации идей конструктора, достижения того наивысшего качества образцов новой техники, которое нами было названо главной целью, основным смыслом деятельности конструктора.
… В характеристике члена КПСС с 1944 года Николая Матвеевича Гловацкого, написанной по случаю представления его к персональной пенсии и подписанной «треугольником» предприятия во главе с В.М. Мясищевым, говорится: "Основным направлением всей трудовой деятельности т. Гловацкого Н.М. была организация опытного производства, экспериментальных работ, чем он внес весомый вклад в дело развития отечественной авиационной техники."
Обратите, пожалуйста, внимание на глубокий смысл, заключенный в этой сухой формулировке. Ведь кроме оценки завидного постоянства рода занятий, выбранного человеком раз и на всю жизнь, в этих словах — признание высокой степени соучастия Н.М. Гловацкого и руководимых им опытно-экспериментальных баз в создании многих образцов отечественной авиационной техники. Эта характеристика великолепно иллюстрирует большую значимость такого существенного раздела конструкторской деятельности, как опытно-экспериментальные работы…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конструктор"
Книги похожие на "Конструктор" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Козлов - Конструктор"
Отзывы читателей о книге "Конструктор", комментарии и мнения людей о произведении.