Кристоф Виланд - История абдеритов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История абдеритов"
Описание и краткое содержание "История абдеритов" читать бесплатно онлайн.
Древнегреческий город Абдера, расположенный во Фракии, прославился в истории человечества глупостью своих жителей, так же как немецкий город Шильда или швейцарский город Лаленбург. Единственный здравомыслящий человек в Абдере – философ Демокрит. Абдериты обвиняют заезжего Еврипида в том, что он на себя много берет, критикуя постановку своей же пьесы, судятся из-за тени осла, испытывают лягушачьими языками своих жен на верность и разводят квакающих «священных животных» до тех пор, пока из-за расплодившихся лягушек всем жителям приходится перебраться в другое место.
«Все человеческие расы изменяются от переселения, и две различные расы, смешиваясь, создают третью. Но в абдеритах, куда бы их ни переселяли и как бы они ни смешивались с другими народами, не заметно было ни малейшей существенной перемены. Они повсюду все те же самые дураки, какими были и две тысячи лет тому назад в Абдере».
301
Виланд сближает легенду о «золотом руне» с библейским образом «золотого тельца» – символом богатства, подчиняющего себе людей.
302
Борьба бюргерства против феодализма за демократические права велась в Германии робко и непоследовательно – это и вызвало иронические замечания Виланда о кажущихся и реальных властителях Абдеры.
303
Намек на христианский обряд причащения.
304
Оноскиамахия (греч.) – война из-за тени осла.
305
Действие комедии Аристофана «Лягушки» происходит в царстве мертвых, на берегах Стикса.
306
Фей! Элелелелей! – возгласы скорби в древнегреческой трагедии.
307
Палладиум (латинская форма греческого слова «палладион») – первоначально: священная статуя Афины Паллады, впоследствии – всякий предмет, символизирующий божество; такому предмету приписывалась охраняющая сила.
308
Гинекей – женская половина в древнегреческом доме.
309
Виланд разделял свойственные многим просветителям опасения, что восстание народа может привести к анархии.
310
Комический вид стражи навеян сценами из комедии Шекспира «Много шуму из ничего» (1598–1599).
311
Фурмон Мишель (1660–1746) и Севен Франсуа (см. прим. 7 к II, 7) – французские филологи, разыскивавшие в Греции и Турции античные документы.
312
Намек на показное меценатство европейских монархов XVIII в. Поскольку в этом месте романа Виланд касается судьбы древней Фракии, можно предположить, что здесь задета Екатерина II и ее внешняя политика: в 1774 г., во время русско-турецкой войны, русские войска вступили в Болгарию и нанесли туркам ряд поражений, однако эти успехи не были тогда закреплены.
313
Мусагет (греч. миф.) – один из эпитетов Аполлона; здесь – в переносном значении: «жрец науки».
314
Оссиан – легендарный кельтский певец, живший якобы в III в.; шотландский поэт Дж. Макферсон издал в 60-х годах XVIII в. под именем Оссиана эпические песни, в которых воспользовался образами подлинного кельтского фольклора. Песни Оссиана оказали значительное влияние на европейские литературы преромантической эпохи.
315
Имеется в виду сикофант
316
Горгий (483–375 гг. до н. э·) – философ-софист, учитель ораторского искусства.
317
Диалектик – здесь в первоначальном значении «спорщик».
318
Даже сомнительные права (лат.).
319
Гиперборейская пустыня – страна, находившаяся, по представлениям древних, далеко на севере.
320
Т. е. от солнечных лучей (Аполлон считался божеством солнечного света).
321
В трагедии Эсхила «Эвмениды» (458 г. до н. э·) рассказывалось, что Афина учредила суд из лучших граждан своего города (ареопаг); этот высший суд был вправе решать споры даже между богами.
322
По преданию, осел Силена, спутника Диониса, своим криком обратил в бегство титанов, собиравшихся напасть на жилище богов; Виланд соединил это предание с легендой о гусях, которые гоготанием предупредили защитников римского Капитолия о приближении врагов.
323
Я высказался (лат.).
324
Соответствующие шаги (лат.).
325
Состояние спорного вопроса (лат).
326
Виланд, по-видимому, сознательно не делает различия между литературным жанром баллады и старой «уличной» песней, хотя к этому времени были уже написаны знаменитые баллады Г. А. Бюргера (1747–1794), превратившего этот жанр в один из ведущих жанров немецкой лирики. Литературная баллада возникла в кругу поэтов «бури и натиска», которые не пользовались симпатией автора романа.
327
О биографии Демокрита см. статью
328
Перечисляются центры античных культов: Афины с храмом покровительницы города; остров Самос, где особенно почиталась Юнона (Гера); малоазийский город Эфес, известный своим храмом Дианы (Артемиды); город Орхомен в Беотии, где, по рассказу Пиндара, герой Этеокл воздвиг храм, посвященный трем Грациям (Харитам).
329
Намек на католический культ «святых мощей».
330
Деисибатрахия (греч.) – «страх божий» перед лягушками.
331
Сова, символ мудрости, считалась атрибутом Афины; под «бараньими шкурами» подразумевается легендарное «золотое руно».
332
Хиосское вино – т. е. вино с острова Хиос, в древности высоко ценившееся.
333
Киат (лат. cyathus) – черпак, мера жидкости.
334
Коракс (греч.) – «ворон»; этот враг лягушек – олицетворение протестантского духовенства.
335
Академия – школа Платона, находившаяся в священной роще героя Академа близ Афин.
336
Филомелы – т. е. соловьи, по имени мифической фракийской царевны, превращенной в соловья.
337
Катадупа – древнее название порога на Ниле.
338
Виланд имеет в виду немцев.
339
Геркулеса (Геракла) чтили в Элладе как освободителя страны от бедствий; легендарный основатель афинского государства Тесей также считался защитником родной земли; Гармодий – афинский юноша, избавивший в 514 г. до н. э. город от тиранна Гиппарха.
340
Онокрадий (греч.) – «ослиное сердце».
341
Мейдий (греч.) – «насмешник».
342
Гипсибой (греч.) – т. е. Громоглас, имя лягушки из «Батрахомпомахии».
343
Выписку в надлежащей форме (лат.).
344
Мемфис, Персеполис – древние столицы Египта и Персидского царства.
345
Пеласги – древнейшие обитатели Греции.
346
Девкалионов потоп – в греческой мифологии всемирный потоп, после которого человеческий род был возобновлен царем Девкалионом.
347
Атлантида – легендарный остров, якобы находившийся в Атлантическом океане, а затем исчезнувший.
348
Делос – остров в Эгейском море, считавшийся в древности блуждающим; по преданию, место рождения Аполлона (Феба) и Дианы (Артемиды).
349
Батрахотрофы (греч.) – кормильцы лягушек.
350
Памфаг (греч) – «всеядный».
351
Буцефал (греч.) – «бычья голова».
352
Харакс (греч.) – «жердь».
353
Кисти Паррасия приписывались картины фривольного содержания.
354
Плаун – мелкое споровое растение.
355
Лелекс (греч.) – «пустомеля».
356
Аркесилай (ок. 300–241 гг. до н. э·) – философ школы Платона.
357
Виланд иронизирует по поводу метафизической теории Шарля Бонне (1720–1793), швейцарского философа и естествоиспытателя, допускавшего существование данной «свыше» и независимой от внешних условий наследственности.
358
В надежде на одобрение и благодарность (лат.).
359
Перевод латинского изречения «Ultra posse nemo obligatur».
360
Эти сюжеты античных мифов вошли в «Метаморфозы» Овидия.
361
Олягушатение – перевод комического неологизма Виланда Einfroschung.
362
Имеются в виду мифические основатели ассирийского государства.
363
Гомункул (лат.). – буквально: человечек; в контексте романа: человеческий зародыш. Термин появился в средневековой алхимии, в связи с идеей создания человеческого зародыша искусственным путем (идея высказана врачом и химиком Парацельсом). Позже тема гомункула получила развитие во II части «Фауста» Гете.
364
В древнем Саисе (Египет) находился храм богини Нейт, в котором имелась следующая надпись: «Я – все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной, – солнце». Европейская традиция осмысляла эту надпись как указание на вечные тайны природы и ограниченность человеческого знания (ср. стихотворение Шиллера «Саисское изваяние под покровом», 1795).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История абдеритов"
Книги похожие на "История абдеритов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кристоф Виланд - История абдеритов"
Отзывы читателей о книге "История абдеритов", комментарии и мнения людей о произведении.