Илья Смирнов - Либерастия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Либерастия"
Описание и краткое содержание "Либерастия" читать бесплатно онлайн.
Подвести черту нам помогут замечательные в своей откровенности высказывания банкира Андрея Рапопорта - в "своей" аудитории (журнал "Искусство кино") он мог не заботится о дипломатичных формулировках.
"Мы здесь не только строим новые экономические отношения, мы - в какой-то степени еще и миссионеры, живущие среди народа, не знавшего цивилизации... Может быть, я сейчас скажу очень циничную вещь, но сами по себе люди никого не интересуют. Всех интересуют, как сказал еще Маркс, потребительские свойства. Мне по большому счету наплевать, какой клиент ко мне пришел - с наколками или без... Я просто убежден, что наши проблемы возникают только от нашей сложности. Упростить бы ее. Что на практике, кстати, блестяще сделал Мавроди: он упростил процедуру, и она стала понятна всем."[26]
Если не считать Маркса, который приплетен ни к селу, ни к городу, здесь каждое предложение насыщено информацией. Четко обозначен тот исторический альянс, которому мы посвятили 6 главу. Мессианские претензии сочетаются с демонстративным аморализмом.
И когда приверженцы этой идеологии бросаются защищать "права и свободы человека" (которого глубоко презирают) от злого государства, олицетворяемого то врачом, то школьным учителем, то честным полицейским, который посмел явиться к Мавроди с обыском не после того, как наворованное вывезено в "оффшоры", а до - такую борьбу за свободу волей-неволей приходится рассматривать как разновидность МММ.
"Упрощение процедуры" - это вовсе не то, о чем написано в рекламной афише. Не освобождение человеческой личности от внешнего регулирования и принуждения, а замена привычных, контролируемых, в хорошем смысле либеральных управленческих технологий на новые, более изощренные и циничные, к которым у общества не выработано иммунитета.
Конечно, хорошо, когда управление людьми не связано с прямым насилием. Можно считать это прогрессивным явлением (хотя и в древности трудно отыскать такой режим, который держался бы исключительно на насилии: оно всегда сочетается с "промыванием мозгов").
И если сравнивать стадо в хаки, марширующее под портретом Вождя- Отца, и стадо в цветастых маечках, которое по команде из телевизора то взвизгивает от восторга, то морщится от омерзения, не забывая в едином ритме похрустывать чипсами из миллиона одинаковых пакетиков - то второе, вроде бы, безопаснее. "Вроде бы" - приходится уточнять в свете некоторых последних событий, поколебавших уверенность в добродушной травоядности этого контингента. Может быть, он травояден ровно до тех пор, пока "ящик" не объяснил, что кровь врага - "лучшее средство утолить голод". Но в любом случае ни первое, ни второе стадо не ассоциируется с понятием "хомо сапиенс".
А как определить сознательную деятельность по превращению нормальных людей - от рождения ничем не хуже тех, кто объявил себя "элитой" - в тупые стада, пассивный объект чужих манипуляций? Неужели это называется демократией?
1. Евангелие от Марка. 10, 43 - 44.
2. Латышева М. Жизнь или права человека? - Сегодня, 2.03.2000
3. Книга тысячи и одной ночи. М, Изд. худ. литературы, 1959, т. 5, с. 7.
4. Дунаев В. Пэтрик Бьюкенен: скандальный стратег. - НГ, 26.10.1999.
5. НТВ. Глас народа. 25.11.1999.
6. Березовский Б. - Время МН, 12.07.1999.
7. Он же. НТВ, Итоги, 11.04.1999.
8. Он же. НТВ, Сегодня, 16 ч., 4.06.1999.
9. Корнилов Л. Польское понятие о справедливости. Изв, 26.09.1996
10. Аристотель. Политика, кн. VII, IV, 7 - Сочинения, т. 4, М, Мысль, 1983, с. 598.
11. См. Смирнов И. Двор порядка. - Культура, 4.11.1995.
12. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М, Владос, 1997, с. 44. Там же см. с. 97.
13. Россинская А. Нельзя толстого звать толстым. - Сегодня, 7.10.1995.
14. Истомина Н. Еще раз про любовь. - Лит. Газета, 1999, № 39.
15. "Позвольте нам быть..." - Солидарность, 2000, № 6.
16. Арнольд В. "Важно больше интересоваться наукой, чем своими успехами в ней..." Интервью О. Макаровой. - Школьное обозрение, 2000, № 1, с. 25.
17. Умственно отсталые в социально передовых - Время новостей, 18.04.2000
18. Шарыгин И. Что плохого в тестах? - Школьное образование. 2000, № 1, с. 30.
19. Адамский А. 12-летку придется отложить. - Сегодня, 26.04.2000.
20. "Позвольте нам быть..." Цит. соч.
21. Адамский А. Теория образования может родиться в школе. - Первое сентября, 2000, № 23.
22. Лосевская Е. Технология, опровергающая миф о среднем ученике. -Там же.
23. Кагарлицкий Б. Образование как подрывная сила - Школьное обозрение, 1999, № 2-3, с. 44.
24. Файбисович С. Художник и зритель. - ОГ, 1995, № 26.
25. Немирович - Данченко В.И. Московский общедоступный театр. - Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. М, ВТО, 1980, с. 211.
26. The thing или Смотрите, кто пришел. Подборка цитат из журнала "Искусство кино". - Солидарность, 1995, № 11.
Глава 12. Полимундия или "что воля, что неволя - все равно..."
Многие из них, прежде чем заключили договор с Хаосом, были людьми. Сейчас они стали уродами и в умственном, и в физическом отношении...
Майкл Муркок. Повелитель бурь.Идеология всегда находится с наукой в состоянии более или менее острого противоборства.
Один из краеугольных постулатов классического либерального учения: "существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией." (Глава "Либерализм" в политологическом словаре).[1] На этом принципе базировалась европейская наука, которая стала мощнейшей производительной силой, невероятно ускорила прогресс, способствуя победе либерализма и его распространению по планете. Благодарные наследники переосмыслили свое идейное наследие с точностью до наоборот.
Драматизм итоговой работы фон Хайека "Пагубная самонадеянность" - в жестком противопоставлении, с одной стороны, традиции ("привычка следовать правилам поведения", "принципы, институты и практики, обусловленные традиционной моралью и капитализмом") и, с другой стороны, "конструктивистского рационализма", из которого выводится ненавистный автору социализм.[2]
"Человек стал мыслящим существом благодаря усвоению традиций - т.е. того, что лежит между разумом и инстинктом. Эти традиции, в свою очередь, ведут происхождение не от способности рационально интерпретировать наблюдаемые факты, а от привычных способов реагирования... Следование традиционным практикам - тем, что создают рыночный порядок, - определенно не согласуются с рационалистическими требованиями... Мы сумеем яснее представить себе ситуацию..., допустив, что наши традиционные институты в самом деле не доступны пониманию..."
Знаменитый экономист не без внутренней борьбы, но все-таки решился на признание, которое я особенно рекомендую уважаемым оппонентам - всем тем, кто не согласен с интерпретацией неолиберализма как религиозного учения.
"В английском и даже немецком языках не существует вполне подходящего слова, которое могло бы точно отразить специфику расширенного порядка или то, как далек способ его функционирования от требований рационалистов. Единственно подходящим словом "трансцендентный" так злоупотребляли, что я не решаюсь использовать его. Буквально, однако, оно действительно означает то, что далеко выходит за пределы нашего понимания, желаний или намерений и нашего чувственного восприятия... Это особенно бросается в глаза при употреблении слова в религиозном значении, как видно из Молитвы Господней, где говорится: "Да будет воля твоя (т.е. не моя) на земле, как на небе", или из Евангелия, где встречается следующее утверждение: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы этот плод ваш пребывал" (Иоанн, 15:26)"[3] (выделено фон Хайеком).
С другой стороны, что есть "Пагубная самонадеянность"? "Влияние рационализма и вправду было настолько глубоким и всепроникающим, что в принципе, чем умнее образованный человек, тем более вероятно, что он (или она) разделяет не только рационалистические, но и социалистические взгляды... Люди интеллектуальных профессий по большей части бывают социалистами..."[4] Подчеркиваю: "социалист" - не обязательно сторонник Мао или Фиделя Кастро. "Социалистическую агитацию" фон Хайек находит у Альберта Эйнштейна и Гордона Чайлда, крупнейшего археолога ХХ столетия, который существенно изменил наши представления об эволюции человеческого общества именно с экономических позиций.[5]
Меньше всего хотелось бы, чтобы мои собственные комментарии к фон Хайеку звучали пренебрежительно. Никоим образом не пытаюсь приравнять к экспонатам либерального паноптикума (А. Адамский, Б.Парамонов и пр.) почтенного австрийского профессора, у которого, кроме идеологии, мы найдем довольно глубоких, обоснованных и, прошу прощения, рациональных умозаключений: например, о том, как соотносятся планомерное и спонтанное в деятельности людей; о конкуренции между человеческими сообществами, о "культурной эволюции" етс. Так что эпиграф из Муркока к нему не подходит. Но поскольку предмет настоящего исследования - все-таки идеология, нас интересует в первую очередь именно эта составляющая.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Либерастия"
Книги похожие на "Либерастия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Илья Смирнов - Либерастия"
Отзывы читателей о книге "Либерастия", комментарии и мнения людей о произведении.