Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
Поскольку этот «Юнкере» стал первым германским самолетом, сбитым истребителем ПВО в районе Саратова, к тому же сбитым женщиной, этот факт привлек к себе огромное внимание. Было заявлено, что «сбитый гитлеровский офицер Г. Маак руководил налетами на Саратов». Хомякова получила денежную премию в 2000 рублей, ей срочно присвоили звание старшего лейтенанта и назначили командиром третьей эскадрильи полка. Но все это не могло скрыть настоящих результатов – Саратовский диврайон ПВО оказался не в состоянии отразить налеты на важнейшие промышленные объекты. Командование Люфтваффе оценило рейды эскадры KG76 на Саратов как успешные, а германское радио официально объявило, что «немецкие летчики полностью разрушили крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод».
Сумма ущерба была впоследствии оценена государственной комиссией в 25,5 млн рублей. 25 сентября Саратовский городской комитет обороны принял специальное постановление «О ликвидации разрушений на заводе имени С. М. Кирова». Несмотря на героические усилия коллектива завода, личного состава формирований МПВО, солдат Саратовского гарнизона, восстановить предприятие не удалось до конца 1942 г. Хотя формально считалось, что завод «мог работать» уже с 1 октября, неповрежденных емкостей для нефтепродуктов практически не осталось, что делало нефтеперегонку невозможной. В итоге продукция с крекинг-завода не поступала ни в октябре, ни в ноябре. Часть заказов пришлось в срочном порядке разместить на других предприятиях Поволжья. Так, нефтеперегонный завод № 2 «Нефтегаз» в Горьком получил задание выработать до конца года 10 000 т дизельного топлива и ЮООтмазута.
Немцы увязают24 сентября немецкие самолеты атаковали различные цели в Южном Поволжье. Одиночный бомбардировщик сбросил 1000-кг бомбу на железнодорожную станцию Астрахань-2. В результате были разрушены несколько зданий, повреждены пути и опрокинут паровоз. Погибли и получили ранения восемь человек. В 12.15 стоящий во Владимировском затоне в Ахтубинске, между пристанью и нефтебазой, пароход «Сократ» с пикирования атаковали сразу четыре Ju-87. Сброшенные ими бомбы взорвались по правому борту. Капитан Кривцов сразу отдал приказ поднять якорь и идти на открытую воду. После этого пароход атаковали еще несколько бомбардировщиков, но опять не добились прямых попаданий. В 17.00, взяв на буксир три баржи, «Сократ» отправился в рейс к Сталинграду. На следующий день в 13.15 в районе поселка Цаца одиночный Не-111 на бреющем полете обстрелял караван из пулеметов. Впоследствии зенитчики с «Сократа» утверждали, что подбили «Хейнкель» и тот, задымив, ушел в сторону берега.
28 сентября налету подверглись предприятия Микояновского района г. Астрахани. Были разрушены четыре жилых дома, убиты и ранены 15 человек. При этом сильно пострадал судостроительный завод. После чего Астраханским горкомитетом обороны было принято решение об эвакуации его рабочего и инженерно-технического персонала в город Пржевальск, на озере Иссык-Куль, с тем чтобы строить бронекатера уже там.
В тот же день Люфтваффе нанесли серию ударов по сталинградскому берегу, удерживаемому советскими войсками, заводам «Красный Октябрь» и «Баррикады», а также по переправам через Волгу. При этом были тяжело повреждены пять из шести резервных кораблей, использовавшихся для доставки продовольствия и боеприпасов. 29 сентября «Штуки» совершили несколько налетов на тракторный завод. В итоге в девятнадцати цехах возникли новые пожары, некоторые здания были полностью уничтожены.
2 октября немецкая авиация совершила новый налет на Сталинград, сбросив тяжелые зажигательные бомбы на остатки нефтехранилища около завода «Красный Октябрь». После огненного смерча 23 августа в уцелевших баках каким-то чудом остался мазут, и там вновь вспыхнул сильный пожар. Пылающие нефтепродукты огненной рекой устремились в овраг и далее на берег Волги, охватывая медпункты, узел связи и блиндажи. Черный дым заволок штаб 62-й армии, где едва не погиб генерал Чуйков. Погибли десятки раненых, не способных самостоятельно передвигаться. Одновременно с этим «Хейнкели» из 1-й эскадрильи KG100 «Викинг» сбросили на тракторный завод и прилегающие развалины бомбы SC1000.
5 октября Вермахт возобновил атаки на северную промзону города, и вновь на полуразрушенные корпуса обрушились удары с воздуха. Только за один день 6 октября на позиции 37-й стрелковой дивизии, оборонявшейся в тракторном заводе, были сброшены около 600 бомб всех калибров, включая мощные мины ВМЮОО, однако ее бойцы не отступили и продолжали удерживать подступы к берегу Волги.
Советская авиация как могла противодействовала атакам Люфтваффе, неся при этом большие потери. 1 октября командующий 8-й воздушной армией генерал Хрюкин вынужден был отправить на переформирование сразу 12 истребительных авиаполков. За месяц интенсивных боев только 220-я и 283-я ИАД потеряли 157 самолетов, при этом погибли 83 летчика. В 434-м ИАП, провоевавшем под Сталинградом всего две недели, к концу сентября осталось менее одной трети самолетов. В ходе 611 боевых вылетов погибли или были ранены 70 летчиков. Вследствие этого полк пришлось в очередной раз отправить на переформирование.
Таран над СызраньюСамолеты дальней разведки Люфтваффе стали все глубже проникать на территорию Советского Союза. Одиночные Ju-88D на большой высоте появлялись над Ульяновском, Куйбышевом и даже над Оренбургской областью, производя фотографирование военных объектов и мостов, следя за железнодорожными перевозками. Истребители 141-й ИАД ПВО много раз поднимались на перехват, но всякий раз безуспешно. Причины были те же, что и в соседней Горьковской области: плохая система оповещения, отсутствие наведения с земли, тактические ошибки.
Утром 4 октября над Сызраньским мостом в очередной раз показался немецкий разведчик. Это был Ju-88D-1 WNr.1635 «T5+EL» из 3-й эскадрильи Aufkl.Gr.Ob.d.L., которая находилась в оперативном подчинении авиационного командования «Ост», отвечавшего за центральный сектор Восточного фронта. Вероятно, задачей экипажа была аэрофотосъемка передвижения эшелонов через Сызраньский мост и прилегающий железнодорожный узел.
В 09.20 с аэродрома в Сызрани стартовали три истребителя из 802-го ИАП ПВО. Через 23 минуты они вступили в бой с противником. Однако бортстрелок «Юнкерса» открыл меткий ответный огонь, и два советских самолета вскоре были сбиты. Тогда третий истребитель, которым управлял сержант Николай Шутов, пошел на таран, нанося сзади удар по фюзеляжу у кабины стрелка. В результате оба самолета упали в районе деревни Баклуши Куйбышевской области[119]. Сержант Н. Ф. Шутов погиб[120], а немецкие пилот и бортстрелок противника были взяты в плен. Судьба остальных членов экипажа осталась неизвестной[121] . Впоследствии в пропагандистских целях и этот самолет-разведчик был объявлен «бомбардировщиком,летевшим бомбить Сызраньский мост или даже Куйбышев».
Всего с июля по декабрь 1942 г. посты ВНОС 54 раза фиксировали появление самолетов-разведчиков противника над Куйбышевским диврайоном ПВО, но лишь однажды советским летчикам удалось перехватить цель.
Перетасовка эскадрОсновную ударную мощь Люфтваффе в Южном Поволжье составляли бомбардировочные эскадры. Между тем два месяца непрерывных налетов на огромное количество целей неизбежно приводили к износу материальной части, усталости пилотов и потерям. Поэтому командование было вынуждено, несмотря на продолжающиеся упорные бои, выводить в тыл отдельные группы на переформирование и отдых.
Еще 28 сентября в Германию убыла III./KG51, 5 октября туда же отправилась и III./KG4, на следующий день – I./KG51. Взамен них на аэродром Морозовская были переброшены штабное звено, 1-я и 3-я группы эскадры KG1 «Гинденбург» майора Генриха Лау. Теперь на Сталинградском направлении действовали десять бомбардировочных групп: I. и III./KG1,1. и III./KG27, П. и III./KG55, KG76 в полном составе, а также I./KG100. Одна половина из них имела на вооружении Не-111, а другая половина – Ju-88. Они по-прежнему совершали налеты на Сталинград, атаковали переправы через Волгу, железную дорогу Урбах – Астрахань, речные суда и другие объекты.
Силы штурмовой авиации были представлены четырьмя группами (II./StGl, StG2), вооруженными самолетами Ju-87 «Штука», а также двумя группами непосредственной поддержки войск (I. и II./Sch.Gl), имевшими в своем составе одноместные Bf-109E-7, двухместные бипланы «Хеншель» Hs-123 и двухмоторные штурмовики Hs-129.
Глава 10
Осенний прилив диверсантов
Во время летне-осенней кампании 1942 г. Абвер и Главное управление имперской безопасности Третьего рейха (РСХА) активизировали заброску шпионов в Поволжье. К августу выброски немецких диверсионных и разведывательных групп были зафиксированы в районах Балашова, Саратова, Пензы, Куйбышева, Сызрани и др. волжских городов. К концу лета военная обстановка в районе Сталинграда осложнилась, и немцы для ее дальнейшей дестабилизации стали наращивать масштабы заброски агентуры. Аппараты местных управлений НКВД, наряду с задействованием для борьбы с десантами германских спецслужб оперативных работников, вынуждены были во все больших масштабах использовать бойцов истребительных батальонов и население. Особое внимание обращалось на создание специальных групп из числа бойцов истребительных батальонов в населенных пунктах, прилегавших к линиям железных дорог.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.