Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
Своевременность принятых мер вскоре подтвердилась. 27 августа немецкие самолеты совершили налет на астраханский морской рейд. Несколько бомб упали рядом с танкером «Азербайджан», которому лишь благодаря быстрому маневрированию удалось избежать прямых попаданий. Дальше медлить было нельзя, и уже на следующий день буксировщики с баржами один за другим стали отправляться в трудный путь. В море их ждали сильный ветер и штормы, поэтому для предупреждения аварийных ситуаций корпуса некоторых судов были укреплены, нефтебаржи для лучшей балансировки загрузили топливом наполовину. Трюмы сухогрузов также на одну треть были заполнены эвакуированным оборудованием. Всего в гурьевский порт были эвакуированы 94 судна, в т.ч. 32 буксира, 6 пассажирских кораблей, 42 нефтеналивных и 14 сухогрузных барж. На местную нефтебазу были доставлены почти 100 тыс. т нефтепродуктов.
Эти дни конца августа вообще стали по-настоящему катастрофическими, как для Южного Поволжья, так и для страны в целом. В Сталинграде бои шли в полутора километрах от тракторного завода, в Астрахани, в связи с приближением противника к г. Утта, было принято решение о частичной эвакуации населения города в Казахстан, на кавказском направлении 25 августа части Вермахта заняли г. Моздок, вплотную приблизившись к нефтяным месторождениям в Чечне.
Немцы систематически бомбили переправы, забрасывали на парашютах диверсантов, которые подрывали баржи, буксиры, ночью подавали сигналы своим самолетам. В это время, помимо Сталинграда, германская бомбардировочная авиация сосредоточила свои усилия на железных дорогах, ведущих к городу с севера. В течение 25—28 августа Не-111 из KG55 «Грайф» совместно с бомбардировщиками других эскадр также атаковали магистраль Урбах – Астрахань, проходящую с севера на юг вдоль восточного берега Волги. Эта транспортная артерия имела огромное стратегическое значение. По ней на север шли эшелоны с кавказской нефтью, а также составы с американской и английской техникой, поставляемой по программе ленд-лиза через Иран.
В ночь на 26 августа немцы совершили налет на станцию Верхний Баскунчак. В поселке возник огромный пожар, были повреждены железнодорожные пути, стоявшие на них вагоны и депо. При этом героический поступок совершил начальник депо Паринов. Бомба SC250 пробила крышу здания, воткнулась в грунт и не взорвалась. Возникло опасение, что она снабжена взрывателем замедленного действия. Тогда Паринов зацепил бомбу петлей троса и паровозом отволок ее на безопасное расстояние.
В ходе налета железнодорожный узел получил большие повреждения и на сутки был полностью парализован. Из-за этого нарушился и без того напряженный график движения поездов на этой дороге, создались многокилометровые пробки. Здесь уже в середине августа скопилось излишнее количество подвижного состава, и обстановка продолжала ухудшаться с каждым днем. В Астрахани буквально некуда было девать порожние вагоны. Сначала их выводили на трамвайные пути, перегораживая улицы, скверы и площади, затем начали сталкивать на землю. Вскоре некоторые районы города стали самым настоящим кладбищем вагонов.
Машинисты, кондуктора, вагонные мастера неделями не сходили с паровозов, тормозных площадок. Раненые не покидали постов. Бессменно находились на своих местах путейцы, связисты, движенцы. В те дни родились т.н. боелетучки, состоявшие из трех – пяти вагонов и паровоза, доставлявшие боеприпасы к передовым рубежам обороны, дерзкие рейсы машинистов, прорывавшихся сквозь артиллерийский и минометный огонь противника, и одностороннее движение, пакетный график, живая сигнализация, оперативные группы и многое другое.
25 августа командующий 8-й воздушной армией генерал Хрюкин вынужден был пойти на экстраординарные меры. Он приказал отобрать двадцать лучших летчиков на самолетах Як-7б и Ла-5 и сформировать из них специальную «авиагруппу по уничтожению бомбардировщиков над центром города». Впрочем, и это мероприятие в условиях полного господства немцев в воздухе не могло принести ожидаемого эффекта.
Тем временем 28—29 августа воздушная армия получила пополнение в виде четырех истребительных и двух штурмовых авиаполков. На аэродром Солодники, в 60 км юго-восточнее Сталинграда, прибыл 126-й ИАП, имеющий на вооружении 18 истребителей Р-40 «Киттихаук». Уже на следующий день советские летчики на лендлизовских истребителях участвовали в воздушных боях, заявив о трех победах, в т.ч. об одной сбитой «раме» (FW-189), потеряв при этом один самолет. 30 августа в ходе интенсивных боев с немецкими истребителями и бомбардировщиками были потеряны еще три истребителя. На следующий день из боевых вылетов не вернулись два Р-40, еще два «Киттихаука» совершили вынужденные посадки на своей территории. Таким образом, за три дня боев полк безвозвратно потерял треть машин.
Военный совет Юго-Восточного фронта 30 августа вынес постановление «Об организации перевозок через р. Волга в Сталинграде». Оно обязывало командующего Волжской военной флотилией контр-адмирала Д. Д. Рогачева подготовить принятые от Наркомата речного флота катера – водные трамваи и газоходы – для перевозок людей. Генерал-майору В. Ф. Шестакову, контр-адмиралу Д. Д. Рогачеву и уполномоченному Наркомречфлота Ф. Г. Каченину предлагалось в суточный срок рассмотреть и доложить Военному совету фронта конкретный план расстановки транспортных средств по перевозкам. Во исполнение этого постановления для обеспечения перевозки людей из Сталинграда на левый берег Волги был разработан план переправ в Краснооктябрьском районе и в районе Красноармейска. Нижневолжское речное пароходство выделило для работы на этих переправах одиннадцать судов.
Тем временем флот продолжал нести тяжелые потери. 31 августа 1942 г. на магнитной мине подорвался буксирный пароход-плотовод «Казанка», капитаном которого был Иван Шумилов. На нем взорвался паровой котел, и судно моментально затонуло. Из 30 человек команды и членов их семей в живых остались лишь пятеро: лоцман, два штурвальных, масленщик и жена помощника капитана. В эти же дни от немецких бомб и мин погибли грузовой пароход «Черкесия», пассажирский теплоход «Нижневолгострой» вместе со всей командой и капитаном Ф. В. Трубановым, буксирный пароход «Союзный ЦИК», пассажирский теплоход «Ильич», пароход «Эривань» и многие другие.
Август в ГорькомВ северных районах Поволжья жители с тревогой следили за мрачными сводками Совинформбюро. Услышав сообщение об оставлении Красной Армией очередного города, люди, тяжело вздыхая, шли на работу, где в мрачных цехах с заколоченными окнами ковалось оружие для фронта. Несмотря на скупость официальной информации, было ясно, что враг, полностью поглотив Донбасс, ворвался в хлебные житницы Кубани, нацеливался на Кавказ и приближался к Волге. Многим казалось, что немцев, несмотря на все усилия, уже не остановить.
В Горьковской области о войне по-прежнему напоминали регулярные пролеты самолетов-разведчиков. Между тем успех Петра Шавурина, сбившего в конце июля Ju-88D, вдохновил на подвиги остальных летчиков 142-й ИАД. Обломки «Юнкерса» по-прежнему красовались на площади у стен нижегородского Кремля, летчик был награжден орденом и превратился в местного героя. Получить эти лавры хотелось и другим. Пилоты томились на аэродромах, с нетерпением ожидая сообщений ВНОС.
И вот наконец 4 августа представилась реальная возможность отличиться. Над Горьковской областью вновь появился одиночный самолет-разведчик. На его перехват с аэродрома Правдинск-Истомине взлетела дежурная пара летчиков 786-го ИАП Бурова и Фарфурина на истребителях И-16. Одновременно в воздух поднялся МиГ-3 лейтенанта Трубачева из 722-го ИАП. Последнему вскоре удалось обнаружить Ju-88D, который в тот момент находился над окрестностями Горького. Догнав врага, летчик, преисполненный решимости повторить подвиг Шавурина, сразу бросился в атаку. Однако выпущенные им на скорую руку очереди прошли мимо, зато бортстрелок «Юнкерса» хладнокровно поразил истребитель из заднего пулемета. В итоге МиГ-3 был сбит, и Трубачеву пришлось выпрыгнуть из горящей машины на парашюте. Это была уже вторая неудачная попытка летчика сбить самолет-разведчик в течение двух недель.
Однако для немцев приключения на этом не закончились. Через некоторое время этот же Ju-88 удалось обнаружить Бурову и Фарфурину, причем они ошибочно опознали его как Не-111. Несмотря на почтенный возраст своих «перехватчиков», летчики сумели не только догнать, но и атаковать противника. Зайдя «Юнкерсу» в хвост, Буров и Фарфурин открыли шквальный огонь по кабине заднего стрелка, и вскоре его пулемет замолчал. Теперь для советских летчиков настал решающий момент. Однако, переполняемые желанием завалить разведчика, они вели огонь слишком беспорядочно, в то время как немецкий пилот начал активно маневрировать, бросая машину то вправо, то влево. В итоге за короткое время был расстрелян весь боезапас, и оставалось одно – идти на таран. Но и здесь двух «шавуринцев» постигла неудача. «Юнкере» сумел несколько раз уклониться от пытавшихся ударить его «ишачков», после чего резко набрал скорость и постепенно ушел от преследователей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.