Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.
На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.
Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.
С трудом вывалившись из кабины, советский пилот удачно приземлился на левом берегу Волги. Немецкий экипаж тоже успел покинуть самолет, и четыре человека опустились в разных местах, кто в реку, кто в прибрежные камыши. Первым повезло меньше: как только они выбрались на берег, то были сразу же задержаны подоспевшими патрулями. Двое других скрылись в прибрежных лесах. Обломки самолетов рухнули на поля колхозников в пяти километрах северо-восточнее.
В свой полк Амет-хан вернулся уже героем, а через несколько дней его пригласили в Ярославль. По пути в городской комитет обороны его привезли на центральную площадь, где для общего обозрения были выставлены остатки сбитого самолета. В горкомитете обороны Амет-хана встретили торжественно. Молодому летчику вручили грамоту «Почетный гражданин города Ярославля» и именные часы с надписью: «Лейтенанту Красной Армии т. Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет. ОтЯрославского городского комитета обороны. 31. V. 1942 г.»[88]. В пропагандистских целях «Юнкере», сбитый 31 мая, был объявлен «бомбардировщиком, летевшим бомбить Ярославль», в таком свете таран Амет-хана, «спасшего мирный город от бомбежки», выглядел более значимым и героическим.
Таким образом, в течение апреля – мая немцы потеряли над Ярославской областью уже два дальних самолета-разведчика, еще один был сбит в районе Сталинграда. Это был значительный успех ПВО, имевший большой моральный эффект, но никак, впрочем, не отразившийся на общей обстановке.
Помимо дальних разведчиков, над районами глубокого тыла регулярно совершали полеты и самолеты метеорологической разведки из эскадрилий Wekusta На их вооружении также в основном состояли «Юнкерсы» Ju-88D. Экипажи разведчиков погоды летели на большой высоте, избегая крупных городов, и потому практически не встречались с советскими истребителями ПВО.
Лейтенант Амет-хан СултанJu-88 D-4 «D7+LH» из Wekusta 1/Aufkl.Gr.Ob.d.L. после очередного вылета на разведку погодыГлава 6
Горьковский корпусной район ПВО
Находившаяся в относительно глубоком тылу Горьковская область играла все большую роль в снабжении армии техникой и вооружением. На «Красном Сормове» набирало обороты производство танков Т-34, с расположенного неподалеку артиллерийского завода им. Сталина на фронт шли все новые и новые эшелоны с 76-мм пушками, авиазавод № 21 начал осваивать новый истребитель Ла– 5. Однако поистине военным центром города стал автозавод. Помимо производства автомобилей, легких танков, бронемашин, минометов, снарядов и самых разных комплектующих деталей, все больший размах приобретала сборка американских автомобилей «форд», «студебеккер», «додж», «шевроле» и «виллис». Комплекты автомашин приходили во Владивостокский порт, затем по Транссибу эшелонами по 20 вагонов переправлялись на автомобильные заводы, в первую очередь в Горький. В 1942 г. сборка на ГАЗе достигла почти 1000 импортных автомобилей в месяц. Все это делало защиту Горького с воздуха все более актуальной.
В мае 1942 г. Горьковский бригадный район ПВО был преобразован в корпусной. При этом приказом М. С. Громадина его прежний командир полковник В. М. Добрянский был освобожден от занимаемой должности[89]. Командующим Горьковским районом ПВО был назначен 44-летний генерал-майор артиллерии Алексей Осипов. Тот самый Осипов, за месяц до этого уволенный с поста начальника Главного управления ПВО СССР за пьянство! Возможно, генерал Громадин предполагал, что дел в Горьком для скандального генерала будет больше, а доступ к водке меньше.
Не стоит думать, что Осипов был одинок в своих, так сказать, заблуждениях. Так, через три месяца после скандального приказа от 4 апреля с должности командующего 2-м корпусом ПВО за систематическое пьянство был снят генерал Ф. Я. Крюков, а командующий ВВС Западного фронта генерал Ф. Г. Мичугин за подобный же грех понижен в должности до командира дивизии. Видимо, руководство считало, что сильно пьющий генерал может покомандовать дивизией и в нетрезвом состоянии.
Трудно сказать, стал ли генерал-майор Осипов меньше пить на своей новой должности в Горьком. Скорее, он теперь имел меньше шансов попасться на глаза высокому начальству. Внешне же он продолжал производить положительное впечатление на окружающих. Так, командир 142-й ИАД ПВО полковник С. В. Слюсарев отзывался об Осипове как об очень обаятельном, культурном человеке и исключительно грамотном командире. Командный пункт управления корпусного района разместился в только что построенном бункере на Почтовом съезде[90]. Здесь же был оборудован и командный пункт МПВО. Отделы управления корпусного района ПВО разместились в школе № 40 Куйбышевского района.
Одновременно с кадровыми перестановками произошла и некоторая реорганизация частей ПВО. На базе 90-го запасного зенитного артполка был сформирован 379-й ОЗАД, орудия которого встали на защиту Казани от возможных налетов противника. В конце апреля в Горьком был также сформирован 784-й ЗенАП, в полном составе предназначенный для ПВО автозавода им. Молотова. Теперь ГАЗ, как об этом и мечтал его директор Лоскутов, прикрывал целый полк, а также три отдельных артдивизиона, имевшие на вооружении 78 зенитных орудий, в т.ч. 60 среднего калибра. Вокруг завода расположились 44 прожектора для освещения и сопровождения воздушных целей. Имелось также пять пулеметов для стрельбы по низколетящим самолетам.
Первый (Сормовский) боевой сектор, в котором располагались такие крупные заводы, как «Красное Сормово», артиллерийский № 92 им. Сталина и авиационный № 21, был защищен еще лучше. В составе 196-го ЗенАП и 90-го ЗенАП имелись 88 орудий, в т.ч. 76 среднего калибра. Часть зениток находилась на бронепоезде ПВО. Для обороны мостов, судов и пристаней был выделен 3-й отряд катеров Волжской военной флотилии. В оперативном отношении эта «эскадра» подчинялась командиру 742-го ЗенАП, прикрывавшего нагорную часть города. Вместе с артдивизионом Горьковского зенитного училища в этом секторе насчитывались 46 зениток и восемь пулеметов. Таким образом, в общей сложности противовоздушная оборона Горького к началу лета 1942г. имела212зенитных орудий, 16 пулеметов, 112 прожекторов и 14 аэростатов заграждения.
ПВО важнейшего центра химической промышленности – Дзержинска – осуществляли 583-й ЗенАП, два отдельных дивизиона и одна рота прожектористов. На защите Балахны, в которой находился основной стратегический объект региона – ГоГРЭС, по-прежнему стоял лишь 279-й ОЗАД, в то время как гораздо менее важный Ковров оборонялся двумя артдивизионами и батареей МЗА. В Муроме находился 236-й ОЗАД, Арзамас прикрывался всего одной батареей 742-го ЗенАП. Еще один отдельный артдивизион оборонял железнодорожный мост через Волгу в Зеленодольске. Более мелкие подразделения «прикрывали» мосты через р. Клязьму у Гороховца и Галицы, через р. Ветлугу около железнодорожной станции Ветлужская и через р. Вятку у Котельнича. При этом многие из них по-прежнему имели на вооружении устаревшую материальную часть, часть пушек находилась в неисправном состоянии.
В состав 142-й ИАД ПВО к этому моменту входили четыре истребительных полка (423-й, 632-й, 722-й и 786-й ИАП), базировавшихся на пяти аэродромах, разбросанных на большой территории. В них насчитывалось около 100 самолетов разных типов, из которых в исправном состоянии находились примерно 70%. Личный состав состоял из 130 летчиков. Однако боевая подготовка все еще оставляла желать лучшего. Только 33 пилота были обучены полетам в ночных условиях, но и те могли реально действовать только в режиме «свободной охоты». Взаимодействие с другими родами войск, в частности с прожектористами, отработано не было.
В мае на вооружение корпусного района наконец-то поступила первая РЛС РУС-2, способная сделать наблюдение за небом значительно эффективнее. До этого все данные о приближении воздушных целей и их количестве поступали только с НП постов ВНОС. Вскоре ожидалось и прибытие первой станции орудийной наводки СОН-2. Однако все это оборудование еще надо было освоить и проверить в боевых условиях. Из всего этого видно, что во второе военное лето Горьковский корпусной район ПВО вступил плохо подготовленным для отражения возможных массированных налетов, как в количественном, таки в качественном отношении. Однако для борьбы с самолетами-разведчиками и отражения беспокоящих налетов мелких групп бомбардировщиков сил было предостаточно.
Одновременно продолжалось и укрепление противовоздушной обороны других городов Поволжья. 14 мая на аэродром Анисовка, около Саратова, прибыл 586-й женский ИАП, который сразу же вошел в подчинение 144-й ИАД ПВО. Помимо него, на тот момент в составе дивизии был только 753-й ИАП. Началась учебные полеты ночью и на большой высоте. Причем командование требовало определять высоту патрулирования в 5000—6000 м, т.к. предполагалось, что вражеские бомбардировщики будут производить бомбометание именно с нее. Между тем на самолете Як-1 не было гермокабины, что требовало от летчиков и летчиц большой выносливости и грамотного использования кислородного прибора. Кроме того, на истребителях стояли только радиоприемники и не было радиопередатчиков, что значительно усложняло их использование в системе ПВО.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"
Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.