» » » » Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО


Авторские права

Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, АСТ Москва, Хранитель, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО
Рейтинг:
Название:
Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО
Издательство:
АСТ, АСТ Москва, Хранитель
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
5-17-041913-9, 5-9713-4525-7, 5-9762-2434-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Описание и краткое содержание "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время Великой Отечественной войны.

На основе многочисленных, ранее недоступных исследователям архивных материалов, воспоминаний очевидцев и других документальных источников авторы воссоздают обширную панораму событий, происходивших в этом регионе с 1941 по 1944 год.

Предназначается как для специалистов, так и для любителей военной истории.






13 апреля начальник Дзержинского горотдела НКВД старший лейтенант госбезопасности Поляков писал секретарю Дзержинского горкома Шестакову: «На заводе № 96 в цехе № 4 имело место три случая аварий в 1941 г.: взрывхайтер-компрессорного отделения, взрыв 34 ванн, затем еще 9 ванн. На заводе „Ява“ конторой Союзхимпрома был смонтирован цех №2, который в течение шести месяцев не работал. Причем в феврале месяце цех окончательно вышел из строя, а 3.4.42 г. взорван. Цех смонтирован с грубыми отступлениями от проектов, вентиляция неработоспособна. Канализация не работает, оборудование поставлено то, которое не предусмотрено проектом, и, наоборот, предусмотренное проектом не поставлено, техдокументация не оформлена и т.д.». В секретной переписке между НКВД и горкомом партии также отмечалась плохая охрана объектов, в частности, на Игумновскую ТЭЦ имели место неоднократные проходы людей без пропусков, по чужим пропускам, нарушения трудовой дисциплины охранниками и вахтерами, пьянки на посту и т.п.

Глава 3

Первая военная весна

Наступала первая военная весна. Линия фронта постепенно стабилизировалась, и всем, даже простым жителям страны, получавшим информацию из сводок Совинформбюро, становилось ясно, что выпавшие на их долю испытания продлятся еще очень долго. Хотя каждый день сообщалось о каких-то занятых деревнях, о неком количестве трофеев и пленных, большинство людей понимали главное – несмотря на успехи зимнего контрнаступления, Вермахт по-прежнему стоит под Москвой, Ленинград и Севастополь остаются в блокаде, а Харьков – в руках противника.

Об изменении обстановки говорит и тот факт, что в ночь на 5 марта после двухмесячного перерыва возобновились налеты на столицу. На центральные кварталы города были сброшены 16 фугасных и 80 зажигательных бомб, разрушившие два жилых дома и ситценабивную фабрику. Были убиты и ранены 88 москвичей. Следовательно, и для городов Поволжья угроза оказаться в зоне боевых действий сохранялась. Оставалась актуальной и опасность воздушных налетов. К апрелю ближе всех от линии фронта были Ярославль и Рыбинск – 350 км, Сталинград отделяли от войны 420 км, Горький и Саратов – 650 км, а Астрахань и Куйбышев – свыше 700 км. Все они находились в радиусе действия бомбардировочной авиации Люфтваффе, чьи передовые аэродромы находились в Сещинской, Брянске, Курске, Харькове и Сталино (Донецке). Лишь Казань и Ульяновск оставались глубоким поволжским тылом. Между тем начавшаяся весна создавала большие проблемы в организации ПВО. Полевые аэродромы утопали в грязи, а иногда и вовсе оказывались отрезанными от остального мира. В городах вырытые с такими большими усилиями щели постепенно заливались водой, размывались и в конечном итоге делались совершенно непригодными для использования. Со временем утрачивалась и техническая маскировка объектов.

Днем 19 марта начальник штаба МПВО Горьковского авиазавода № 21 А. Соляров отправился на заводской аэродром к поджидавшему его самолету У-2. Цель полета – проверить техническую маскировку предприятия. Старый биплан, натужно ревя мотором, разогнался по грязной взлетной полосе и поднялся в небо. Пилот набрал высоту 2000 м и стал описывать круги над заводом. Соляров обнаружил, что, несмотря на начавшееся таяние снега, город сверху по-прежнему в основном выглядит белым. Заводские корпуса благодаря выполненной на их крышах маскировке имели вид поселка. Фюзеляжи истребителей ЛаГГ-3, находящихся на улице, казались бесформенными грязными пятнами. Около предприятия не было каких-либо четких ориентиров, выдававших его местонахождение, кроме разве что узкой полоски Московского шоссе, и это значительно облегчало маскировку. Довольный увиденным, Соляров приказал пилоту возвращаться на аэродром. Но зимний камуфляж доживал последние дни, и следовало подумать о весенней, а потом и о летней маскировке.

Однако все эти мероприятия имели лишь относительную эффективность. Дело в том, что расположение крупных промышленных объектов, таких как Ярославский шинный завод, ГАЗ, СТЗ, было хорошо известно противнику еще до войны, и осенью 1941 г. в ходе разведывательных полетов немцы сделали многочисленные фотографии. Весной 1942 г. немецкие самолеты-разведчики регулярно появлялись над городами Поволжья, и техническая маскировка попросту не успевала приводить заводские корпуса в вид, соответствующий окружающему ландшафту, и при сопоставлении фотоснимков, сделанных в разное время, было нетрудно определить точное расположение и очертания объектов.

Еще одну проблему создавала непрерывная работа мартеновских печей, т.к. по ночам домны создавали характерное зарево, в ясную погоду видимое за десятки километров. Больше всего они «демаскировывали» металлургический завод им. Кагановича, расположенный в одноименном районе Горького, и завод «Красный Октябрь» в Сталинграде. Таким образом, скрыть местонахождение военных заводов было практически невозможно. Единственное, на что можно было реально рассчитывать, так это на то, что непосредственно во время бомбового удара штурманы немецких самолетов не смогут точно прицелиться и сбросят бомбы рядом с целью.

В Сталинграде же по решению горкомитета обороны началось сооружение ложных объектов. Суть проекта заключалась в том, чтобы построить на берегу Волги севернее города несколько макетов заводских корпусов для введения в заблуждение вражеских пилотов. Идея эта была не новой. В Горьком, например, уже были возведены ложные объекты рядом с артиллерийским заводом им. Сталина и в Сормовском парке недалеко от авиазавода № 21. Таким способом можно было несколько снизить количество бомб, упавших на настоящие промышленные объекты. Однако, учитывая высокую активность дальней разведки Люфтваффе, скрыть от врага постройку этих сооружений было почти невозможно. И все же подобное средство иногда приносило определенный эффект в случае, если в бомбардировщике сидел неопытный штурман, или при плохой видимости.

С весны 1942 г. в целях предотвращения пожаров от попаданий зажигательных бомб стало практиковаться еще одно нововведение – обмазка и пропитка деревянных поверхностей зданий огнезащитной обмазкой. Для ее приготовления был разработан следующий рецепт: тальк – 30%, молотый мел – 14%, жидкое стекло – 44% и вода – 12%. Подобное изобретение было отнюдь нелишним, обмазка могла по крайней мере замедлить возгорание деревянных поверхностей, а большинство жилого фонда тогдашних городов было именно деревянным. Многочисленные деревянные строения (склады, сараи, мастерские) имелись и на военных заводах. Недостатком этого средства был долгий процесс изготовления и большой расход времени на обмазку зданий.

Еще одним средством пассивной противовоздушной обороны являлись аэростаты заграждения. Весной 1942 г. они стали, помимо Ленинграда и Москвы, появляться и в Поволжье. Один из отрядов A3 был размещен и в Горьком, в районе автозавода им. Молотова. Но для регулярного подъема в воздух требовался газ. Командование диврайона ПВО договорилось о поставках водорода с жиркомбинатом им. Кирова, последний обязался давать ежедневно не менее 500 куб. м, но впоследствии оказалось, что у предприятия не хватало для этого производственных мощностей. В результате в середине марта из имеющихся 16 точек в отряде A3 действовали только восемь, причем неполучение необходимого объема газа вело к дальнейшему сокращению количества действующих аэростатов.

Тем не менее вскоре началось развертывание действующей части A3 в более крупную, на вооружение вводились т.н. мины воздушного заграждения. Суть этой технической новинки состояла в следующем. К тросам аэростата с помощью нехитрого приспособления подвешивалась 50-кг фугасная бомба. Были нередки случаи, когда бомбардировщики на большой высоте зацеплялись за трос, но тот, натягиваясь некоторое время, вскоре соскальзывал с крыла, нанеся лишь небольшие повреждения. В данном случае при контакте крыла с тросом бомба отцеплялась и, соскользнув вниз, падала на самолет. Недостатками системы были утяжеление аэростата и опасность в случае неравномерного подъема «уронить» бомбу на землю. В связи с этим пришлось организовать производство вентиляторов для равномерного подъема. Их изготовление было поручено ремесленному училищу при содействии Индустриального института и завода «Красное Сормово».

С наступлением весны и в преддверии традиционного паводка на Волге создалась еще одна неожиданная проблема в организации ПВО. Дело в том, что для создания полного периметра зенитного огня вокруг городов, расположенных на высоком западном берегу, часть орудий пришлось разместить в заречной части, т.е. в местах, полностью заливаемых водой в апреле. В Горьком, где пологий берег Волги со стороны г. Бор являлся вообще непроходимым, эта проблема была решена еще осенью 1941 г. путем установки зениток на баржи. Эти плавучие батареи прикрывали завод «Красное Сормово» и железнодорожный мост. Правда, обеспечение их боеприпасами и продовольствием, а главное, средствами связи долгое время оставалось весьма сложной задачей. В Сталинграде же с этим вопросом запоздали и уже в начале паводка начали спешное сооружение специальных площадок для размещения орудий, прожекторов и командных пунктов. Так в заречной зоне напротив города появились своего рода «зенитные острова», для связи с которыми использовались различные рации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Книги похожие на "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Зефиров

Михаил Зефиров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Зефиров - Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Отзывы читателей о книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.