Валентин Томберг - Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма"
Описание и краткое содержание "Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма" читать бесплатно онлайн.
Отличие `Медитаций на Таро` от общеизвестных трудов по герметизму и оккультным наукам, прежде всего в принципиальной новизне исполнения: это - классика именно современной эзотерической мысли. Предпринятая автором попытка переосмысления в контексте современности самих основ герметизма - Великих Арканов Таро - увенчалась ошеломляющим успехом. Необычайность этих `писем неизвестному другу` - т.е. читателю-единомышленнику - в которых показана глубинная связь запечатленных в Библии, Упанишадах и Каббале эзотерических знаний, в том, что их автор использовал в качестве опорной точки `эзотерическое христианство`, а именно, в его понимании, учение Церкви как заведомый итог и ключ к пониманию всего пути человечества, к решению всей суммы его проблем и стоящих перед ним задач.
Трехцветный венок, окружающий центральную фигуру, символизирует мысль о том, что вся пассивность (синий цвет), вся активность (красный цвет) и вся нейтральность (желтый цвет) имманентны миру-в-движении - миру импульсов, исходящих от четырех духов стихий. Эти цвета означают три главных ипостаси энергии - пассивность (латентность), активность (развертывание) и нейтральность (гармония равновесия) - которые описаны в Бхагавад-Гите (4: XVIII, 23-28; с. 158) и обозначены как три качества, или гуны: тамас, раджас и саттва, являющиеся проявлениями четырех элементов.
"Должное действие, лишенное привязанности, совершенное бесстрастно,
Без отвращенья, без желания плодов, называют саттвичным.
Действие, выполняемое ради осуществления желаний,
Себялюбиво, с большим напряжением, считается страстным [раджас].
Дело, предпринятое по заблужденью, без учета последствий,
Ради гибели, нанесенья вреда, грубое, называется темным [тамас].
Делатель, свободный от связей, настойчивый, решительный, без себялюбья,
Неизменный при неудаче, успехе, называется саттвичным.
Возбудимый, вожделеющий плодов действий, завистливый, себялюбивый, нечистый,
Подверженный радости, горю, - такой деятель называется страстным.
Непреданный, грубый, упрямый, лживый, коварный,
Тупой, малодушный, медлительный деятель называется темным"
Проявления трех качеств (гун) во всех сферах бытия можно наблюдать бесконечно. Так, мир неорганический пребывает в состоянии тамас, мир животных - в состоянии раджас, а мир растений - в состоянии саттва. Мудрец (брамин) пребывает в состоянии саттва, воин (кшатрий) - в состоянии раджас, а слуга (шудра) - в состоянии тамас. Солнце олицетворяет саттву, молния - раджас, а луна - тамас и т. д. Во всех проявлениях четырех элементов речь идет о равновесии (саттва), активности (раджас) и пассивности (тамас).
Итак, трехцветный венок есть поле проявления четырех элементов, действующих у истоков жизненных феноменов в виде жизненной силы, присущей течению жизни. О ней сказано: "Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки". (Быт. 2: 10). Древние греки называли реку, разделявшуюся на четыре рукава, "эфиром", который, в свою очередь, разделяется на четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Индуистское учение приводит и пятый элемент, лежащий в основе этих четырех, - это акаша, понятие, которое обычно переводится словом "эфир". Средневековая алхимия придавала огромное значение квинтэссенции ("quinta essentia", или "пятая сущность"), которая лежит в основе всех четырех элементов. Так, в сочинении "Hermetis Trismegisti Tractatus vere Aureus. De Lapidis philosophici secreto, cum Scholiis Dominici Gnosti" (Лейпциг, 1610) мы читаем:
"Divide lapidem tuum in quatuor elementa... et conjunge in unuvn et totum habebis magisterium" ("Раздели свой камень на четыре элемента... и соедини их воедино, и тогда ты обретешь полный magisterium").
То есть "magisterium", или "технология" "Великого Делания", состоит в том, чтобы выделить четыре элемента из "prima materia" ("первичной субстанции"), а затем осуществить их соединение в "quinta essentia" (или "эфире" древних; см. Аристотель, "De coelo" I, 3).
Это вполне согласуется с контекстом карты Аркана "Мир", в углах которой изображены четыре фигуры, а в центре - танцовщица. Окружающий ее трехцветный венок символизирует промежуточную стадию анализа 1-3-4 или синтеза 4-3-1 (т. е. переход четырех элементов в три качества, или гуны, и переход трех качеств в единство квинэссенции). Эти три качества соответствуют трем "regimina"{140} алхимии, посредством которых четыре элемента преобразуются, а затем синтезируются в квинтэссенцию. Так, первый "regimen" превращает землю в воду; второй - воду в воздух; третий - воздух в огонь. Таким образом, Аркан "Мир" является Арканом анализа и синтеза. Он учит искусству различения иллюзорного и реального (волшебная палочка и пузырек в руках танцовщицы) во всей совокупности опыта движения, затем искусству различения трех "цветов" движения ( трех гун, или "regimina") и, наконец, четырех элементов или импульсов, присущих всему, что движется. Он также учит искусству "восприятия" (алхимического постижения) изначального единства четырех элементов, трех цветов и двух проявлений, т. е. квинтэссенции. Или, пользуясь терминами каббалистики, этот Аркан есть Аркан "развертывания" священного Имени Бога и его последующего "переразвертывания" - оба эти процесса аналогичны процессам творения и спасения. (Тому, кто пожелает глубже разобраться в деталях этого положения, рекомендую блестящее сочинение профессора Фридриха Вайнреба "De Bijbel als schepping", Гаага, 1963, где рассматривается описывамый в Библии Божественный замысел творения).
Само собой разумеется, что анализ (а за ним и синтез) Аркана "Мир" можно продолжить дальше - гораздо дальше. Можно, например, установить, какова роль четырех элементов в четырех мирах (или планах) - т. е. в мире эманации, творения, формирования и действия (Atziluth, Briah, Yetzirah, Assiah) - согласно Дереву Сефирот, рассматривая все десять Сефирот на каждом плане и затем суммируя для каждого плана (посредством синтеза) полученные результаты.
Что бы мы получили в результате?
Мы получили бы систему Младших Арканов Таро, т. е. четыре раза по десять карт с номерами от 1 до 10 плюс четыре четверки фигур, синтезирующих учение о четырех элементах по отношению к четырем мирам. Таким образом, мы получим сорок числовых карт и шестнадцать фигурных, которые вместе образуют систему Младших Арканов Таро, т. е. десять числовых карт денариев (пантаклей), десять числовых карт мечей, десять числовых карт чаш и десять числовых карт жезлов, а также по четыре фигуры денариев (пантаклей), мечей, чаш и жезлов. Что до шестнадцати фигурных карт, то соотношение фигур с четырьмя мирами таково:паж (или "слуга", он же "валет") - мир действия; рыцарь - мир формирования; дама - мир творения; король - мир эманации. Четыре "масти" - денариев (пантаклей), мечей, чаш и жезлов - в точности совпадают со структурой священного Имени , а стало быть, и с четырьмя элементами-стихиям. Жезлы символизируют принцип эманации, т. е. в Имени Бога; чаши - принцип творения, т. е. первое в Имени Бога; мечи - принцип формирования, т. е. ; и, наконец, денарии (пантакли) символизируют принцип формы, т. е. второе в Имени Бога.
Таким образом, пятьдесят шесть Младших Арканов Таро представляют собой развитие последнего Старшего Аркана Таро - "Мир", разработанное с помощьюматематически строгих методов каббалистики, где систематизация доведена до такого уровня, что поневоле задаешься вопросом, не идет ли здесь речь о пустой игре рассудочного интеллекта. В самом деле, трудно с первого взгляда воспринимать Младшие Арканы Таро как арканы в духе Старших Арканов, которым были посвящены наши медитации. Ибо рациональность их построения настолько бросается в глаза, что возникает искушение считать их "безделушкой" и, следовательно, чем-то более низменным, нежели Старшие Арканы Таро. Тем неменее существовала школа (санкт-петербургская школа эзотеристов, возникшая в первой четверти нашего века и упоминавшаяся в письме двадцать первом), согласно учению которой так называемые "Младшие" Арканы Таро на самом деле являются Старшими Арканами в том смысле, что они несут в себе более высокий уровень знаний и опыта, чем так называемые "Старшие" Арканы Таро. В этой школе было принято считать, что Младшие Арканы так же относятся к Старшим, как система высшего образования к системе начального.
Так вот, после сорока пяти с лишним лет трудов и исследований должен сказать вам, дорогой неизвестный друг, что такое представление об Арканах Таро - как Старших, так и Младших -несправедливо. Ибо в таком переосмыслении Старшие Арканы в лучшем случае приобретают вид подготовительной школы для изучения Младших Арканов, в каковой роли и выступают благодаря применению, которое нашла им вышеупомянутая школа. Они использовались ею как структурная основа для энциклопедического учения, объединяющего в себе Каббалу, магию, астрологию и алхимию. Поскольку Старшие Арканы отлично подходят для роли структурной основы такого энциклопедического учения, они и были применены именно с этой целью. Таким образом, Старшие Арканы играли роль общей программы обучения в сфере традиционных оккультных наук, целью которой было дать общие представления об их сути и методах, тогда как Младшим Арканам отводилась роль пособия по психургической практике, т. е. по трансформации сознания, восходящего с одного плана на другой, и их черед приходил так же, как после начальной школы наступаег черед школы высшей. Однако Старшие Арканы в целом не являются учебной программой в сфере оккультных наук: они - школа медитации, направленной на пробуждение сознания к пониманию законов и сил - арканов, - действующих в качестве скрытых движущих причин и подлинных оснований в интеллектуальном, нравственном и феноменологическом измерениях жизненных явлений. Младшие же Арканы являются систематизированным обобщением опыта, обретенного в процессе медитации на Старших Арканах в виде расширения - с доведенным до совершенства анализом и синтезом - Старшего Аркана "Мир". Это, если угодно, детальная разработка Старшего Аркана "Мир", или его приложение в сфере различных планов сознания, постепенно восходящее от плана действия к плана эманации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма"
Книги похожие на "Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Томберг - Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма"
Отзывы читателей о книге "Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма", комментарии и мнения людей о произведении.