Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях железнодорожников, показаны огромная работа железных дорог в обеспечении нужд фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие их в послевоенный период.
Железнодорожники поощрялись за быструю доставку оружия, боеприпасов на фронт, ускоренное продвижение эшелонов с войсками и транспортов с воинскими грузами, за бесперебойное удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках. На основе анализа деятельности дорог установили степень участия их в выполнении воинских и народнохозяйственных перевозок, разбили дороги на несколько групп и для каждой установили дифференцированный премиальный фонд поощрения наиболее отличившихся железнодорожников. С 1 октября 1942 года было введено новое Положение о премировании рабочих и инженерно-технических работников за экономное расходование топлива и теплоэнергии. Только в августе 1943 года паровозным бригадам 36 дорог выплатили премию за экономию топлива в сумме 10 миллионов 750 тысяч рублей.
В 1944 году общий фонд заработной платы рабочих и служащих составлял 16,42 миллиарда рублей, или более 50 процентов всех расходов железнодорожного транспорта СССР. За период с 1941 по 1945 год фонд заработной платы работников, тнягых на эксплуатации железных дорог, возрос на 79,5 процента, а средняя месячная заработная плата одного работника увеличилась на 48,2 процента.
Серьезной проблемой явилось улучшение жилищно-бытовых условий работников транспорта. До войны 6,5 миллиона квадратных метров жилья находилось в ведении железных дорог. К началу 1943 года сохранилось менее трех миллионов.
Несмотря на то что война поглощала основные ресурсы страны, правительство выделяло немалые средства на восстановление жилищного фонда, больниц, школ, детских учреждений на освобожденных от противника железных дорогах. Успешному возрождению разрушенного хозяйства способствовала братская бескорыстная помощь железнодорожников, работавших в тылу. Со всех концов страны — с Урала, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока направлялись на запад составы с оборудованием, строительными материалами, инструментом, необходимыми для восстановительных работ, специалисты.
До Великой Отечественной войны Белорусская дорога имела семь больниц на 760 коек, 10 поликлиник, 18 линейных амбулаторий, восемь фельдшерско-акушерских пунктов, три медпункта на вокзалах, семь санучастков. Немецко-фашистские оккупанты полностью разрушили медицинские учреждения, вывезли и уничтожили все медицинское оборудование. Около 90 процентов жилого фонда железнодорожников было сожжено. Тысячи семей после освобождения ютились в землянках и приспособленных под жилье вагонах. Для быстрейшего переселения людей в благоустроенные жилища на узлах и линейных станциях форсировалось строительство домов, создавались мощные строительно-восстановительные организации.
На железных дорогах Юга за 1944–1945 годы было восстановлено и введено в эксплуатацию 482 тысячи квадратных метров жилой площади, построено 1237 общежитий на 21 057 человек, восстановлено и вновь организовано 235 сапожных, 164 пошивочных мастерских, 362 объекта бытовых услуг. Начали функционировать 194 клуба и Дворца культуры, 1302 Красных уголка, 98 библиотек, 51 радиоузел.
Жилищно-бытовые условия работников транспорта всегда находились в поле зрения Наркомата, руководителей железных дорог, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций предприятий транспорта. Повсеместно была развернута энергичная работа по приведению жилого фонда в хорошее состояние.
По решению ЦК ВЛКСМ в апреле-мае 1943 года на магистралях страны проходил комсомольско-молодежный месячник по благоустройству общежитий. 15 июля 1943 года НКПС издал приказ, которым начальники железных дорог и предприятий транспорта обязывались своевременно подготовить весь жилой фонд к третьей военной зиме. При комитетах профсоюза создавались смотровые бригады, комиссии по проверке готовности к зиме жилых и служебных помещений. На железных дорогах проводились санитарно-культурные походы, воскресники по ремонту зданий и массовые общественные смотры общежитий.
На Курском узле осенью 1943 года создали четыре совета женщин-общественниц: в паровозном и вагонном депо, на станции и дистанции пути. Жены, матери, сестры, дочери железнодорожников приняли самое активное участие в восстановительных работах. Около 65 человек, объединенные в бригады, строили жилье. Семьдесят женщин, возглавляемые Е. В. Старосельцевой и А. П. Водяницкой, взяли шефство над молодежными общежитиями.
На станции Лихая Юго-Восточная дорога имела свою шахту, которая давала в сутки в среднем до 20 тонн высококачественного антрацита. Этот уголь в основном шел на нужды рабочих и служащих магистрали для обогрева жилищ и приготовления пищи.
С 10 по 30 апреля 1944 года по инициативе комсомольцев Мичуринского и Саратовского железнодорожных узлов был проведен общесетевой декадник по наведению чистоты и порядка на станциях и вокзалах.
В 1944 году Советское правительство ассигновало на строительство новых жилых зданий на 28 миллионов рублей больше, чем в 1943 году. НКПС выделил для нужд индивидуальных застройщиков денежные суммы и строительные материалы. В тяжелых условиях удалось построить за 1941–1944 годы только на железных дорогах Центра жилые дома общей площадью 279 тысяч квадратных метров, в которые вселились 60 тысяч семей железнодорожников.
Расширилась сеть лечебно-профилактических и детских дошкольных учреждений. На 26 дорогах открыли 50 поликлиник и амбулаторий, 160 медицинских и фельдшерских пунктов, свыше 30 больниц. Восстанавливались и сооружались лечебные учреждения и на других дорогах. К концу войны на транспорте имелось свыше 40 тысяч яслей, 500 женских и детских консультаций.
Труженики стальных магистралей, как и все трудящиеся страны, на заботу партии и правительства о материальных и бытовых нуждах населения в условиях войны отвечали самоотверженным трудом во имя победы над врагом.
ГЛАВНЫЙ ИТОГ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА
В годы Великой Отечественной войны советский железнодорожный транспорт внес огромный вклад в общенародное дело победы над врагом, сыграл решающую роль в обеспечении нужд фронта и потребностей экономики страны в перевозках. На его долю приходилось свыше 80 процентов общего грузооборота.
Железные дороги выполнили невиданные в мировой практике размеры воинских перевозок. В сложных условиях под бомбардировками вражеской авиации и артобстрелами железнодорожники бесперебойно доставляли фронту войска, технику, вооружение, боеприпасы, горючее и продовольствие. В сжатые сроки осуществили колоссальную работу по перебазированию промышленности и эвакуации населения в восточные районы страны. Эвакуировано 18 миллионов человек и 2593 крупных заводов и фабрик.
За четыре военных года непосредственно для армии доставлено более 19,7 миллиона вагонов, в том числе 9,8 миллиона с войсками и 9,9 миллиона с воинскими грузами. Для этого потребовалось сформировать и пропустить по многим дорогам, нередко под бомбардировками и обстрелами врага, в значительной мере по временно восстановленным с крайне ограниченной пропускной способностью линиям свыше 440 тысяч поездов. За годы войны фашистская авиация произвела на советские железнодорожные объекты 19 863 налета, сбросила на них свыше 243 тысяч фугасных, осколочных и 120 тысяч зажигательных бомб.
Самыми напряженными для железнодорожников были периоды подготовки и проведения важнейших стратегических операций Красной Армии. В это время перевозочная мощность многих железнодорожных линий почти полностью переключалась на воинские перевозки. Умелое использование пропускной способности фронтальных и рокадных направлений, вагонного и локомотивного парков, осуществление необходимого маневра воинскими перевозками обеспечивал управленческий аппарат железнодорожного транспорта и органов военных сообщений.
Вот какую оценку работе советского железнодорожного транспорта дали наши союзники по антигитлеровской коалиции: «Следует отметить отличное использование русскими железных дорог. С помощью железных дорог русские осуществляли стратегическое сосредоточение и переброску одной или нескольких армий в невероятно короткие сроки. Несовершенная железнодорожная сеть европейской части России не часто давала возможность для подобных операций, но как только появлялась возможность, она полностью использовалась. Использовались все средства, даже те, которые носили явный признак импровизации: непрерывный поток эшелонов… эшелоны, следующие на расстоянии зрительной связи друг от друга, движение в одном направлении по всем колеям… Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломлять немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом».119
Воинские перевозки, хотя и огромные по своим масштабам, даже в самые напряженные периоды составляли менее одной грети общей работы сети железных дорог. Основной объем перевозок выполнялся для удовлетворения потребностей народного хозяйства, нужд военной экономики. Значительная часть предприятий переместилась на Восток — в Поволжье, на Урал, в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию. На длительное время страна была лишена крупнейших баз добычи топлива и сырья. Это увеличивало дальность транспортировки грузов, меняло характер и направления грузопотоков. Не хватало вагонов, паровозов, даже на грузонапряженных участках зачастую лежали изношенные рельсы, постоянно ощущался острый недостаток запасных частей, мощностей ремонтной базы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.