Вахушти Багратиони - История царства грузинского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История царства грузинского"
Описание и краткое содержание "История царства грузинского" читать бесплатно онлайн.
Н. Т. НАКАШИДЗЕ Работа является русским переводом части сочинения великого грузинского историка и географа XVIII века Вахушти Багратиона – «История царства Грузинского». Труд этот вошел в сокровищницу грузинской исторической науки – и не только исторической – и по сей день остается настольной книгой для исследователей прошлого грузинского народа. Нижеследующая «История» охватывает период истории Грузии XV – XVIII веков; ее вполне можно считать совершенно самостоятельным и оригинальным исследованием Вахушти Багратиона. Исходя из этого и учитывая важность данного труда для исследователей истории Грузии, мы сочли возможным и нужным довести его до русского читателя.
14-й царь Александр, царствовал 25 лет
И после отца своего царем имеров стал Александр и благословился в Кутатиси.
А Леван Дадиани не успокаивался и нападал на Имерети постоянно – в Рождество, Крещение, Пасху и всякие празднества, ибо Паата говорил ему: «Победа над врагами есть твое празднество», так как знал, что во время празднеств отдыхавшие предаются наслаждению, веселию и досугу, поэтому разорял окрестности Имерети[2].
И не смог устоять царь Александр и обвел Кутатиси большой стеною и привел всех вельмож с семьями и поселил их туда и сам также находился там [и] сделал это, чтобы не примкнули они к Дадиану.
А Леван Дадиани, возвышающийся богатством, построил в Одиши 12 дворцов со всеми удобствами так, что из одного [дворца] в другой не переносил ничего для пользования, ни лошадей. И при находящихся вблизи родниках оставил чаши золотые, а при дальних серебряные, привязанные цепочками, чтобы путники пили ими [воду], ибо в его земле никто не осмеливался воровать или разбойничать.
Но к сородичам – имерам и царю своему обходился подобным образом.
Потом по наущению Негодяя Пааты, – ибо ненавидела жена Дадиана Паату и враждовал Негодяй с ней – обвинил Леван Дадиани жену свою в блуде с чашником своим, схватил ее вместе с сыновьями, вложил их в пушку и выстрелил и развеял. Затем привел другую жену и справил свадьбу, однако [она] не родила ему ни сына, ни дочь и выродилось семя его.
Но не переставал он разорять Имерети. К этому времени возмужал Мамука, брат царя Александра, и был сей Мамука мужественный, смелый, прекрасный, прюворный и весьма отважный. Начал он сражаться с Леваном Дадианом помалу и убивал его воинов многих и перебил он их многажды, так что мегрелы не смели встречаться с ним и видевшие его тотчас убегали. Поэтому Леван Дадиани весьма старался убить или схватить его.
А у Мамуки была буланая лошадь большая, сильная и горячая, столкновение с которой не выдерживали мегрельские кони.
В один день пришел Леван Дадиани с войском. Узнал об этом Мамука, вооружился и собрался идти, но царь Александр не разрешал идти, ибо боялся его гибели и поэтому упрятал его буланую, чтоб отказался он идти[3]. Тогда нетерпеливый Мамука отправился на другой лошади и увидев его, мегрелы убежали. Догнал их Мамука, ударил копьем и сбросил всадника с лошадью наземь. Однако споткнулась лошадь Мамуки и пали оба. Видевшие это мегрелы вернулись, схватили Мамуку и доставили к Левану Дадиану. Обрадовался тот и взял с собой и заточил в крепость.
А царь Александр, нигде не находя помощи, увидел усиление великого царя России Алексея, решил добиться оттуда помощи и поэтому послал к нему Хосию Джапаридзе с дарами и просил о помощи.
После того прибыл бежавший господарь Теймураз лета Христова 1648, грузинского 336. Встретил его царь Александр и оказал почет.
А после скорби [Теймураза] пригласил Леван Дадиани и царь Александр советовал идти [для того], чтобы помирить их, ибо Александр был зятем, а Леван Дадиани двоюродным братом [Теймураза], и добиться освобождения Мамуки. После этого отправился Теймураз, тот принял его и оказал почет большой. Затем приступил [Теймураз] к изложению просьб, чтобы заключить мир перестал [Дадиани] разорять христиан и осмбсдил Мамуку при его посредничестве. К этому Дадиани отнесся с уважением и обещал исполнить все. Однако Негодяй не дал ему свершить сие, говоря: «Не подобает отпускать врага, ибо усилится он и останется все же врагом». Поэтому попросил Дадиани прошения у господаря Теймураза за то, что не может он сделать это и ушел оттуда господарь Теймураз ни с чем.
А великий царь России пожаловал Хосию и своим послом прислал Никифора Павлова сына и дьяка Алексея Иванова сына с большой казной. Прибыли они в Рача, навстречу им царь Александр выслал Ломкаца Джапаридзе и Гиорги Арешидзе. Потом пришли они в Кутатиси к Александру лета Христова 1650, грузинского 338 и поднесли дары тамошние – собольи меха и казну. Затем отпустил [их царь] с миром и вновь попросил о помощи.
После этого Левана Дадиана охватила зависть и не пожалел юность и красоту его, послал людей в крепость и ослепил узника Мамуку царевича. И потом после немного времени умер Мамука лета Христова 1654, грузинского 342.
А царь Александр, изгнав сына своего Баграта с его матерью и не имея с Дареджан сына, по этой причине привел внука господаря Теймураза, Гиорги, и воспитывал как сына своего. Однако тот тоже умер и бессильный царь Александр привел опять Баграта, сына своего, родившегося от дочери Гуриела и держал при себе в качестве царского наследника.
А так как Леван Дадиани не убоялся бога и пленял и разорял христиан, получил он мзду свою от бога и умер лета Христова 1657, грузинского 345. И одишцы посадили Дадианом Липарита, брата Левана, родившегося от дочери атабага.
Услышав об этом, царь Александр собрал войско всего Имерети и выступил в Одиши мстить. Липарит Дадиани не смог противостать ему, вступил Александр [в Одиши], разорил, опустошил и истребил, взял крепости, забрал клады и имущество Левана Дадиана, захватил всех одишских вельмож и вынудил их выкупить себя серебром, забрал у них же детей заложниками, посадил в Одиши Дадианом Вамика, сына Мамии Дадиана, и сам захватил [земли] к востоку от Унагира, а к западу от Унагира отдал Вамику. Затем выступил с казной и добычей великою и пленными и захваченным имуществом и вернулся в Кутатиси с победой.
А Липарит ушел в Ахалцихе и попросил [о помощи] у атабага Ростома-паши и картлийского царя Ростома, дали они войска, пришел он с войском в Гурию, пошел Кайхосро Гуриели с ним со своим войском, ибо был он братом Липарита, и [пошли] с ними Чиладзе [и] Микеладзе и перешли Риони.
Узнав об этом, царь Александр собрал войско имеров и перешел Цхенисцкали. Ночью прислал Отия Микеладзе к царю: Сообщи мне [цвет] куртки и коня твоего, если не трус и глазник забрала твоего будет соблазном для наконечника моего копья». Царь известил обо всем его и утром, при построении войска, призвал Левана Абашидзе, зятя Отии Микеладзе, посадил на свою лошадь и одел в свою куртку, ибо не ведал [Леван] а вышесказанном, и обрадовался Леван милости царя, ибо был смелым и верным царю.
И разгорелось сражение жестокое у Бандзы лета Xристова 1658, грузинского 346 и погибали с обеих сторон.
Тогда Отия, искавший царя, нашел его и ударил копьем в глазник забрала Левана и проткнул до затылка и воскликнул: «Я есть Отия!» Вот чудо, ибо не упал Леван, а ответил Отии: «Что скажешь дочери своей, если ты есть Отия».
Тогда были они побеждены и бежавших убивали [воины[Александра. А Отия не сбежал и сдался царю по своей воле, но там же в тот же час выжег [царь] ему глаза шомполом.
И захватили картлийцев, месхов, гурийцев и одишцев и Липарит Дадиани и Кайхосро Гуриели бежали в Стамбул. Затем царь Александр вновь посадил Вамика Дадианом, а Гуриелом [посадил] Деметре, сына Свимона Гуриела. Потом картлийцев, месхов, гурийцев и одишцев заставил выкупить себя серебром и отпустил в свои земли, возвратился из Бандза и пребывал в мире.
После этого вернулся из Стамбула Кайхосро Гуриели и умер там Липарит и султан велел атабагу помочь Кайхосро. Паша дал войско и пришел [Кайхосро] в Гурию. А Деметре бежал в Имерети и занял Кайхосро Гурию. Царь и Деметре Гуриели натравили на него Мачутадзе, убил он Кайхосро Гуриела изменой и пошел Деметре и вновь захватил Гурию. А сыновья Кайхосро Гуриела, Гиорги и Малакия, отправились в Ахалцихе к Ростом-паше и оставались там.
После этого умер царь Александр лета Христова 1660, грузинского 348.
15-й царь Баграт, царствовал 6 месяцев
Сел царем Баграт, сын царя Александра, и благословился в Кутатиси. А мачеха его царица Дареджан выдала Баграту в жены племянницу свою Кетеван, дочь Давида и справила славную свадьбу и привел зятем пасынка своего. Однако по прошествии шести месяцев, по доносу коварных людей, схватила царица Дареджан пасынка своего, отняла жену Кетеван и ослепила. [Затем] привела некоего Вахтанга. считавшегося родственником царей, которого одновременно называли сыном Чучуния, вышла за него замуж и сама овладела Имерети и Вахтанга нарекла царем.
Этого не пожелали имеры, сторонники Баграта и известили Аслан-пашу. Собрал Аслан-паша войско и пришел в Имерети, встретили его Дадиани [и] Гуриели и имеры, пришел паша, схватил Вахтанга и царицу Дареджан [и] Кетеван, жену Баграта и вновь посадил слепого Баграта царем Имерети, а их взял с собой и ушел в Ахалцихе, оттуда Вахтанга, Дареджан и Кетеван выслал в Олтиси и там поселил.
А царь Баграт из-за слепоты не мог управлять Имерети, поэтому сговорились имеры с Дадианом и прибыл Дадиани в Имерети. А с этой стороны к Имерети опять подошел царь Картли Вахтанг. Тогда Дадиани обратился к царю Вахтангу и породнились царь Вахтанг и Вамик Дадиани и занял Дадиани [земли] к западу от Буджисцкали и восточные [земли] отдал царю Вахтангу. А царь Баграт оставался в Кутатисской крепости.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История царства грузинского"
Книги похожие на "История царства грузинского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вахушти Багратиони - История царства грузинского"
Отзывы читателей о книге "История царства грузинского", комментарии и мнения людей о произведении.