Вахушти Багратиони - История царства грузинского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История царства грузинского"
Описание и краткое содержание "История царства грузинского" читать бесплатно онлайн.
Н. Т. НАКАШИДЗЕ Работа является русским переводом части сочинения великого грузинского историка и географа XVIII века Вахушти Багратиона – «История царства Грузинского». Труд этот вошел в сокровищницу грузинской исторической науки – и не только исторической – и по сей день остается настольной книгой для исследователей прошлого грузинского народа. Нижеследующая «История» охватывает период истории Грузии XV – XVIII веков; ее вполне можно считать совершенно самостоятельным и оригинальным исследованием Вахушти Багратиона. Исходя из этого и учитывая важность данного труда для исследователей истории Грузии, мы сочли возможным и нужным довести его до русского читателя.
Потом лета Христова 1580, грузинского 268, января 3 дня ушел Бека от должности вали, Лала-паша отсутствовал и Бека стоял в Олтиси.
А султан заставил Кваркваре побороться с палаваном. Кваркваре победил его, за это отпустил [султан] его, оставив христианином и вернул вотчину свою. Пришел Кваркваре в марте, октября 15 дня Бека тоже пришел, выступили оба в Лоре, опустошили Лоре [и] вернулись с победой.
На следующий год пришел Синан-паша, направился с войском в Тбилиси [и] обоих взял с собой, из Триалети отправил [паша] Кваркваре в Имеркти, чтобы призвать имеров в поход на Картли, а Манучара взял с собой.
Однако царь Свимон истребил войско Синан-паши. [Тогда] связались Кваркваре и Манучар с царем Свимоном и прибыл Манучар к царю Свимону и выдал он [Свимон] дочь свою Елену за него и справил свадьбу лета Христова 1582, грузинского 270.
А в феврале взяли Беку в Стамбул. В это же время пришел Арчил, навестил сестру свою Дедисимеди, давно не виденную, и ушел в октябре.
А в ноябре преставился атабаг Кваркваре лета Христова 1582, грузинского 270.
10-й Манучар, правил года 32 года
Сел атабагом брат его, Манучар. В том же году Манучару, находящемуся в Ацкури, изменили османы, однако Манучар одолел их, пашей тяжело ранили, [Манучар] обратил их в бегство и добыча и земля осталась за Манучаром без потерь.
А лета Христова 1584, грузинского 272, марта 24 дня привел Манучар дочь царя Свимона в Самцхе. После того пришел шах Абаз лета Христова 1587, грузинского 275, застроил Ганджу, Манучару пожаловал Чалабут, а Дедисимеди 5 больших сел.
В этом же году османы застроили Гори и Ахалцихе, а в августе взяли у нас заложников. По этой причине царь Свимон пришел на помощь, [но] не разрешили ему биться, разорил Свимон область и ушел
Потом и Манучар не смет остаться там из-за изменников и прибыл в Ахалдаба, а Дедисимеди и Кайхосро, сын Кваркваре, стали в Саканапской крепости. Елию Диасамидзе послали взять Демотский замок, принадлежащий Авалишвили. Отнял он крепость и [взял] сокровища многие и Сафарскую крепость тоже занял. Бежан Гогоришвили передал паше крепость Джвари и мы спустились в Ахалдаба.
Потом марта 15 дня, лета Христова 1588, грузинского 276 перебили мы наших изменников и с помощью войска царя Свимона заняли весь Самцхе и с османами также помирились и к султану послали человека. Султан пожаловал нам атабагство, не требуя отказаться от христианства. Захватили мы все [земли].
Однако османы творили насилие и была беда от них великая, но Манучар терпел. А после прихода Мурад-паши пришел шах Абаз для взятия Еревана [и] сей Манучар из-за насилия османов отправил к шаху сына своего Манучара просить о помощи и отдал [шаху] Хертвиси и некоторые крепости и поставил туда кизылбашей в качестве подмоги. А османам объяснял [что сделал это], чтобы не разорил шах Абаз Самцхе, как это сделал шах Тамаз.
А когда шах Абаз ушел, оставил он сына атабага Манучара в Ереване с Амиргуна-ханом и воспитывал тот его.
А лета Христова 1609, грузинского 297 пришел Мамия Гуриели и захватил Аджара. А Манучар не мог пока отомстить, ибо из-за насилия османов месхи развращались и оставляли обычаи и веру. И тревожился Манучар и всеми своими силами старался отвернуть их от этого пути. Однако после этого преставился Манучар лета Христова 1614, грузинского 302.
11-й Манучар, правил 11 лет
Тогда привели месхи из Еревана сына его, Манучара, по велению султана и посадили атабагом. Сей Манучар занял принадлежащее отцу своему. Во время его [правления] пришел господарь Теймураз [и Манучар его] поселил в Олтиси.
И менялись порядки и мусульманились некоторые добровольно из-за честолюбия, некоторые насилием османов и выходили из подчинения атабага. А Манучар властвовал над ними и не жаловал.
Об этом донесли те и османы арзрумскому паше. Тогда арзрумский паша прислал войска лета Христова 1624, грузинского 312. Манучар не смог им противостать и прибыл в Ахалдаба. Там узнал о предстоящей битве у Марабды и пришел к картлийцам с 300 всадников и свершил то, о чем было написано, и после отступления вновь вернулся в Ахалдаба, связался с османами, помирился с ними, пришел и занял Самцхе. Однако увидел затем постоянные смуты и, не имея никакой помощи, отправился в Стамбул к султану.
В то время пришел моурави Гиорги и при Аспиндза победил кизылбашей. Потом атаковал и взял Хертвиси и другие [крепости], захваченные кизылбашами, и передал османам.
А султан пожаловал Манучара, вернул ему атабагство, оставив христианином, и отпустил. А по пути домой встретил [Манучара] дядя его Бека, пригласил его погостить, принял с честью, однако по настоянию османов и не имея, кроме подчинения, иного пути, добавил в пищу Манучара яд и убил Манучара. А сам отправился в Стамбул, принял мусульманство, дал [ему султан] атабагство, все земли атабагства Самцхе и нарекли его Сафар-пашой и пожаловали двумя бунчуками. Затем отпустили и прибыл в Самцхе лета Христова 1625, грузинского 313.
12-й Сафар-паша, был пашой 10 лет
И сел сей Сафар-паша и занял все атабагство, границы которого были описаны, и правил по османским порядкам. Он переписал страну и обложил христиан данью: на душу динар, а с каждого урожая вместе с фруктами – седьмую часть, на овцу – 2 шаури, на корову – абази, лошадь и буйвол – 6 шаури, а в пользу паши – треть динара, то есть 10 шаури по османским обычаям.
А епископы и монастыри и прежде, из-за смут между атабагами и неподчинения картлийскому каталикозу, и теперь, из-за отступления от веры месхов, ослаблялись, ибо отнимали [у них] пожертвования и вотчины, и приходили в расстройство от [насилия] князей. Особенно после захвата османами Тао-Кларджети и Шавшети-Артануджи их там нельзя было найти, ибо отняли османы полностью вотчины и пожертвования. И не осталось там больше стремящихся к монашеству и уносили оттуда святыни, иконы, кресты и мощи в Самцхе, Картли, Имерети. И то же происходило в Самцхе, ибо не осталось там епископов и монастырей, так как гневом божьим мусульманились знатные все этой земли и стали с тех пор татарами, и с этих времен умалялось христианство. Каталикозу и епископу и властям не подчинялись, а [было] разорение церквей и монастырей и строительство джамэ. А верующие скрывали и прятали иконы, кресты и святые мощи, а иные уносили по-прежнему в Имерети и Картли. И вельможи, которые ненавидели мусульманство, также бежали [из Самцхе], ибо правил Сафар-паша по воле османов.
К сему Сафар-паше обратился моурави с просьбой о войске и вернулись бежавшие войны его и моурави тоже возвратился к нему, а потом ушел в Стамбул.
И после такого правления умер Сафар-паша ле та Христова 1635. грузинского 323. А после него [правители] не назывались атабагами, кроме как у грузин, а [назывались] ахалцихским пашой. А так как Сафар-паша фирман о власти получил от султана, после смерти отцов своих отправлялись [дети их] в Стамбул и подносили дары и их отпускали пашами.
13-й Юсуп-паша, был пашой 12 лет
И после смерти Сафар-паши отправился сын его Юсуп в Стамбул, дали ему должность паши и вернулся в Ахалцихе. А был сей Юсуп-паша твердым мусульманином, правил атабагством, полностью подчиняясь воле османов, особенно арзрумского паши и жил с миром. У сего Юсуп-паши просил царь Картли Ростом дорогу. Этот дал [дорогу] и принял с честью. Сей Юсуп-паша возненавидел христианство и искоренялись порядки христианские и прибавлялось Магомету, ибо правил и проводил дни свои по воле их. Потом умер Юсуп-паша лета Христова 1647, грузинского 335.
14-й Ростом-паша, был пашой 12 лет
Тогда отправился в Стамбул сын его Ростом, родившийся от служанки. Султан дал ему должность паши, возвратился и правил, как отец его. И хотя знатные были мусульманами, жены их и служанки все оставались христианами. И при Ростоме султан прислал приказ, чтобы жены мусульман также стали мусульманами. Об этом сказали жене Ростом-паши, но она не пожелала, однако хотели силой ее омусульманить и подверглась она мучениям многим. Потом сбежала, чтобы броситься со скалы. Узнали об этом, схватили и не позволили. Затем собралась удавиться и тоже не дали [удавиться]. И после голодания и многих мучений собралась с силами, ибо предполагала, что и другие [жены] находятся в таком положении, и по этой причине сказала: «Ежели жены всех вельмож оставят Христа прежде меня, и я оставлю, а ежели нет, и я не [оставлю]». Тогда жены всех вельмож, испугавшись мучений, оставили Христа и омусульманились все полностью. И не видя выхода, омусульманилась и она.
И явился гнев божий за грехи наши, ибо теперь более разорялись церкви великие и прекрасные и превращались они в пристанища животных. И которые не пожелали мусульманства продолжали уходить в Картли, Имерети, Одиши. Гурию, Кахети и уносили иконы и кресты и святые мощи, исчезали епископы и монахи и пастыри всюду, и только кое-где оставались священники. И установилось полностью мусульманство по порядкам и вере их и строились мечети.
И остались крестьяне, и те без пастырей, яко животные.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История царства грузинского"
Книги похожие на "История царства грузинского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вахушти Багратиони - История царства грузинского"
Отзывы читателей о книге "История царства грузинского", комментарии и мнения людей о произведении.