Вахушти Багратиони - История царства грузинского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История царства грузинского"
Описание и краткое содержание "История царства грузинского" читать бесплатно онлайн.
Н. Т. НАКАШИДЗЕ Работа является русским переводом части сочинения великого грузинского историка и географа XVIII века Вахушти Багратиона – «История царства Грузинского». Труд этот вошел в сокровищницу грузинской исторической науки – и не только исторической – и по сей день остается настольной книгой для исследователей прошлого грузинского народа. Нижеследующая «История» охватывает период истории Грузии XV – XVIII веков; ее вполне можно считать совершенно самостоятельным и оригинальным исследованием Вахушти Багратиона. Исходя из этого и учитывая важность данного труда для исследователей истории Грузии, мы сочли возможным и нужным довести его до русского читателя.
Он успокоил чарцев и обещали они платить дань. В то же время стал [Давид] учиться грузинским обычаям и обвел забором площадь, чтобы не видели его люди и внутри занимался. И пировал вместе с кахами, хотя сам не пил из-за мусульманской веры, ибо являлся вроде главы их веры. В то же время страдал недугом и вино вредило ему. И жена его принадлежала к фамилии шамхалов и дед и отец ее воспитывались в Испагане и тоже была мусульманкой.
И предложили [Давиду] кахи объехать границы Кахети и возвратить себе отнятые [земли]. Согласился он и прошел Эрцо-Тианети и прибыл в Джвари, оттуда выступил и [пришел и] осмотрел Мцхета. Туда же прибыл Вахтанг, правитель Картли и гостили друг у друга и установили мир на [взаимной] любви. Затем ушел из Джвари и прибыл в Марткопи, оттуда в Карагаджи.
В это время от шаха прибыл пристав, который велел перешедших в Кахети картлийцев вновь выселить в Картли. Встревожились кахи и просили шаха [отказаться от этого замысла], однако не послушал их [шах] и прислали более сильного [пристава]. И выселил он всех перешедших картлийских азнауров и крестьян, кроме тех, которые выкупили себя или кахи [их выкупили] и вернули картлийцам же.
А так как лезгины и, особенно, чарцы беспрестанно враждовали, предложили кахи Имамкули-хану разорить Чари и избавить Кахети от этого бедствия. Послушался он и собрал войска всего Кахети с тушами, пшавами и хевсурами, выступил и стал в Вардиани лета Христова 1706, грузинского 394, чтобы оттуда нападать постоянно. Явились там чарцы и умоляли не убивать [их] и обещали выплатить дань с остатками [прошлых лет] и покориться так, как пожелает [царь].
Имамкули-хан согласился на это, ибо они были мусульмане, однако не разрешили кахи, так как имели злобу большую на них. Затем напали на Чардахи, опустошили и прилегающие к нему села сожгли и разорили [все вплоть] до Кавказских гор и никто не смог им противостать.
А около 60-ти чарцев увидели царя с небольшим отрядом, которого развлекали музыкой, подкрались и начали палить из ружей, наблюдая, что предпримут кахи]. Но никто не предполагал, что побегут кахи. А по своей неопытности Имамкули-хан держал при себе не избранных воинов, а негодных. И не зная, что предпринять, забеспокоились они, а чарцы усилили пальбу и эти побежали. Разгневался Давид и пытался вступить в бой. А туши, увидев бегущих, забрали Давида и доставили в Карагаджи.
Узнав об этом, бежали кахи. Тогда напали на них лезгины и убивали беспощадно, убили многих вельмож, а больше крестьян, а остальных захватили в плен, забрали богатство Имамкули-хана и добычу кахов многую. И усилились после этого чарцы и построили укрепления, потом выступили и заняли окрестности [Чари] и стали еще больше нападать, разорять, захватывать пленных, опустошать и убивать в Заречье и Кахети беспрерывно.
А Имамкули-хан, вместе со всеми кахами скорбящий об этом, известил шаха, и тот в утешенье прислал дары.
Но хотя и усилились лезгины, кахи также убивали и истребляли их, где только встречали, ибо в долине лезгины не могли одолевать кахов.
После того в Карагаджи прибыл каталикоз Доменти, так как шах даровал ему кахетские земли, принесенные в дар Мцхета. Имамкули-хан принял его с честью и дал ему волю в делах своих и отпустил.
А лезгины то мирились, то начинали враждовать. Потом захватили Элисени и начали свои походы и опустошили многие села так, что Имамкули-хан оставил Карагаджи и дворец свой устроил в Телави и Манави и зимой пребывал там, а летом в Магаро.
И жаловал его шах и он также посылал [шаху] пленных дочерей и сыновей кахетских вельмож и просил помощи (но не он положил начало посылке пленных, а Гиорги и Леван, и после них число их все росло).
И похвалили Имамкули-хану тбилисские бани. Ни о чем не уведомив, подошел [Имамкули-хан] к Тбилиси без ведома Вахтанга. Узнал это Вахтанг и спустился с Коджори. Сообщили это Имамкули-хану и собрался сразу и удалился. И когда явились посланцы Вахтанга. он также послал людей с извинениями. А если бы догнали [Имамкули-хана картлийцы], осрамился бы сильно.
После этого умер царь Зрекле лета Христова 1710, грузинского 398 в Испагане. И после скорби предпочел Имамкули-хан идти к шаху, чтобы получить помощь или остаться там. По этой причине попросил шаха, чтобы призвал [его в Иран]. Согласился шах и призвал через пристава. И по пути пригласил его Вахтанг в Тбилиси лета Христова 1711, грузинского 399, устраивал в его честь пиры и охоту, затем породнились [цари] и Вахтанг выдал дочь свою Тамар в жены Теймуразу, брату Давида. (А Теймураза, с разрешения церковных властей, заставили разойтись с дочерью Баиндура эристава и свершили так). Затем в знак любви и единства преподнес Вахтанг подарок и отбыл Имамкули-хан в Испаган, а Теймураза оставил правителем Кахети. И свершила все это Анна, их мать.
В ту пору из-за насилия лезгин стали крестьяне убегать и прибывали к лезгинам, ибо пострадав от своих владельцев и прибыв туда, указывали [лезгинам] дорогу и нападали [лезгины] на села [и] стада, людей убивали и скот угоняли. А кахи гнались за ними, то те одолевали, то эти. И так было без конца. Иногда мирились, но затем начинали пуще нападать,
В это время, лета Христова 1712, грузинского 400 отправился Теймураз в Тбилиси торжественно, ибо Вахтанг собирался в Испаган, справил свадьбу и с большим приданым и почетом привел Тамар в Манави и вновь справил свадьбу достойную.
После начали кахи – как это в обычае у них – враждовать друг с другом и обособляться друг от друга и не видели в этом гнева [божьего], и сами поступали так, что усилились лезгины путем воровства [и] разбоя и стали они теперь выступать по призыву кахов, как поступил Реваз, моурави Кисики, когда послал против Мераба, моурава Элисени, лезгинское войско, и сбежал Мераб через кровлю дома и лезгины захватили его имущество.
Однако и Мераб поступил также с Ревазом. Этим осмелели лезгины и разоряли страну. И даже когда мирились, не прекращались их набеги. А [когда] кахи упрекали в неверности, говорили, что совершили это молодые, совершили это юные, и если кахи одолевали, приводили их, отбирали добычу и возвращали [кахам]. Этим слабели кахи и усиливались лезгины.
И был некий Тура Рамазашвили, который разбойничал и [нападал] на лезгин и причинял им вред. Привел он [как-то] пленных, а Паата мандатуртухуцеси рассердившись, приказал отобрать у него все. А тот взмолился повременить немного, так как жена была роженицей и могла умереть, однако не согласился Паата из-за вражды [к нему]. Озлобленный этим Тура перешел в Чари и стал предводительствовать у лезгин и нападать с войском на Кахети, ибо знал места и укрепления и подходы и выходы. И благодаря ему чарцы побеждали многажды.
Затем вновь напал Тура и встретил его Паата во главе кахов. Увидел его Тура, отступил и завлек их в лесные укрепления. И когда Паата подошел поближе, атаковал [его] Тура ружейной пальбой. Кахи убежали и упавшего [с лошади] Паату убил Тура, пиная его ногой, а остальных перебил и ушел с добычей.
А царица и Теймураз пребывали в Телави, Манави и Магаро в печали, а верховодил [епископ] Николоз Алавердели, которого считали подходящим [правителем], ибо был весьма хитрым.
А Имамкули-хам находился у шаха Султан-Гусейна в Испагане в продолжение пяти лет, ничего не в силах предпринять, только воздействовали на Вахтанга, чтобы принял мусульманство. Затем лета Христова 1715, грузинского 403 прислали [Имамкули-хана] опять в Кахети. И прибывшего в Казахи, пригласил его Иесе в Тбилиси и устраивал ему пиры, охоту и развлечения. [Потом] породнились и отдал Имамкули-хан сестру свою Елену в жены Иесе по указу шаха, затем вручил подарки и, выступив [из Тбилиси], пришел в Телави. И дал моуравство Кисики и начальство над войсками Кахети везиру Киаса, тот на некоторое время усмирил лезгин.
После того к пребывающему в Манави Имамкули-хану прислал Иесе сватов – мандатуртухуцеса Зураба, Авалишвили Зазу и Капланишвили Реваза. Тогда пришли чарцы для разбоя. Узнали об этом кахи, выступили и с ними же пошли сваты. Прибыв [на место, кахи] обратили лезгин в бегство и погнались за ними, убивая. Но в одном месте лезгины одолели кахов и побили многих. Увидев это, побежали и осталыные кахи. Лезгины погнались за ними, убили элисанского моурава Мераба, Зазу и Реваза и 24 знатных кахов и крестьян многих, захватили добычу и ушли.
Тогда притесненные кахи стали совещаться о том, что предпринять. И так как никто им не помог, по совету Алавердела задумали хитрость и решили, чтобы дать лезгинам проводника и направить их на Картли, Казахи, Шамшадилу и Карабаг и Ширван, ибо избавится этим земля наша от разорения и пусть эти земли во гневе своем начнут враждовать с чарцами.
В том же году пришел Иесе в Марткопи и справил свадьбу христианско-мусульманскую, забрал Елену торжественно и возвратился в Тбилиси.
После опустошения чарцами Хунани попросил Имамкули-хан у Иесе помощи и прислал тот спаспета Луарсаба с войском Бараташвили. Пришли [они] и стали в Магаро вместе с войском кахов, собираясь напасть на Чари. Тогда выступили чарцы для разбоя. Узнав [об этом], картлийцы и кахи вооружились и пошли на них. Но чарцы разведали их и не захотели сражаться. Однако некоторые юные картлийцы и кахи атаковали, и так как не смогли их остановить, осталыные также последовали за ними, чтобы подкрепить тыл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История царства грузинского"
Книги похожие на "История царства грузинского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вахушти Багратиони - История царства грузинского"
Отзывы читателей о книге "История царства грузинского", комментарии и мнения людей о произведении.