Вахушти Багратиони - История царства грузинского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История царства грузинского"
Описание и краткое содержание "История царства грузинского" читать бесплатно онлайн.
Н. Т. НАКАШИДЗЕ Работа является русским переводом части сочинения великого грузинского историка и географа XVIII века Вахушти Багратиона – «История царства Грузинского». Труд этот вошел в сокровищницу грузинской исторической науки – и не только исторической – и по сей день остается настольной книгой для исследователей прошлого грузинского народа. Нижеследующая «История» охватывает период истории Грузии XV – XVIII веков; ее вполне можно считать совершенно самостоятельным и оригинальным исследованием Вахушти Багратиона. Исходя из этого и учитывая важность данного труда для исследователей истории Грузии, мы сочли возможным и нужным довести его до русского читателя.
Прибывшего [Теймураза] государь Алексей чествовал по-царски и просьбу его выслушал милостиво. Затем указал на причины, по которым нельзя было помочь. Услышав это, Теймураз распрощался, пожаловал он [царь Алексей] ему дары большие и выехал. По приезде в Астрахань сообщили [Теймуразу] о смерти внука своего Луарсаба, ловкого, прекрасного и любимого [юноши]. После печальной скорби оставил [Теймураз] Николаоза у государя Алексея в Москве, сам выехал и прибыл в Имерети лета Христова 1659, грузинского 357, А здесь узнал о кончине царицы Хварашан. И оставался [Теймураз] в Имерети, ибо не стало и царя Александра.
Салим-хан
А в Кахети, из-за старости Ростома, посадили Салим-хана лета Христова 1657, грузинского 345. А Заал владел вышеназванными землями и Салим-хан правил Кахети с его ведома.
Сей Салим-хан привел кизылбашские племена и расселил их во внутреннем и внешнем Кахети. И захватили они Бахтриони, Алаверди и святые церкви обесчестили, ибо превратили их в хлевы для стада своего. И было в Кахети бедствие великое от них и от воров-лезгин. А Салим-хан сидел в Карагаджи, не заботясь о кахах, и пребывал в беспечной безопасности.
А в один день некий священник шел во внутренний Кахети. Схватили его татары и развратили его грехом содома и отпустили. Охваченный печалью священник явился к Заалу со словами: «Тебе подчиняется Кахети; вот татары обесчестили меня, и за это ты ответишь перед Христом в день великого суда». Услышав об этом, Заал эристави клятвой соединил вотчинников своих и пшав-хавсур-тушов и Бидзину сахлтухуцеса и Ксанских эриставов Шалву с братом Элизбаром (ибо Шалва был зятем Заала), собрал их всех, отправил сына своего с ними и напали [они] сперва на Бахтриоии, перебили и истребили татар, затем на Алаверди, а после во всем Кахети истребили татар так, что в люльках не оставили младенцев и освободили Кахети. А в Карагаджи не пришли, так как Салим-хана там уже не было и сидел Муртузали-хан. И возвратились с победой лета Христова 1659, грузинского 357.
А после смерти Заала эристава убоялись Бидзина, Шалва с братом Элизбаром и не явились к царю Вахтангу, а пошли в Карагаджи к Муртузали-хану. Тот велел схватить их и послал к шаху, а шах передал их кровным родственникам [татар], истребленных в Кахети. И замучили их за Христа, как записано их метафрасе.
А хотя Кахети владел Муртузали-хан [кахи] больше подчинялись царю Вахтангу и находились при нем.
А после [кончины] Александра, царя имеров, господарь Теймураз остался в крепости Сканда весьма стесненный. И к приходу царя Вахтанга в Имерети Теймураз известил его, что он явится к царю в том случае, если пошлет он его [Теймураза] к шаху. Тот обещал это с радостью и явившегося Теймураза принял с великой честью и в сопровождении Гиви Амилахора отправил в Тбилиси лета Христова 1661. грузинского 349. А когда Вахтанг возвратился из Имерети, в сопровождении того же Гиви Амилахора послал Теймураза в Испаган.
Прибывшего Теймураза шах Абаз принял с честью и пировал и охотился с ним и одаривал его премного. В одинь день шах Абаз предложил Теймуразу, чтобы оставил он Христа, но Теймураз даже не пожелал выслушать. После того на одном пиру предложил [шах Теймуразу] мясное, ибо был пост. Теймураз и от этого отказался. Разгневался тогда шах абаз и выплеснул своей рукой в лицо Теймуразу винную чашу. Оскорбился Теймураз, но успокоил его шах Абаз, говоря: «Дерзнет иногда сын отцу, но не должен гневаться отец». На следующий день шах Абаз отправился в Ашраф, а Теймураза заточил в Астрабад.
А лета Христова 1662, грузинского 350 прибыл в Тушети внук Теймураза Николай Давидович, которого звали Эрекле, ибо его как сына воспитывал Алексей, государь русских. И некоторые говорят, что [прибыл он] по призыву Заала эристава, чтобы возвести его на царский трон, а иные говорят, что по призыву тети своей Дареджан, чтобы занял он престол Имерети. Кахи поддержали его.
Узнал об этом Шахнаваз, прислал с войском Паату, сына Мухранбатона, и Отара эристава. Пришли они в Уриатубани, сразился с ними Эрекле с кахами и тушами. В бою Эрекле был побежден и отступил в крепость Торга, а картлийцы вернулись и доложили Шахнавазу. Тот собрал войско и вступил в Кахети и приступил к осаде крепости Торга. Тогда тяжело пришлось крепостной страже, так как там находился Эрекле с матерью. Поэтому взмолилась Шахнавазу мать Эрекле, чтобы дал он дорогу и отпустил. Согласился тот и отпустил тайно и вернулся [Эрекле] вновь в Тушети. А Шахнаваз подчинил Кахети и возвратился в Тбилиси лета Христова 1663. грузинского 351. А Эрекле оставался в Тушети в положении странника, не в силах ни отправитсья в Россию, ни оставаться там.
А прибывший в Астрабад Теймураз, приняв монашество и схиму, преставился в ту же зиму, лета Христова 1663, грузинского 351. После попросили у шаха бывшие там кахи, чтобы разрешил он взять тело Теймураза в Кахети. А так как и царь Вахтанг просил о том же, шах разрешил. Взяли [кахи тело царя] и привезли в Алаверди. Тогда по указу царя Вахтанга собрались каталикоз и епископы Картли-Кахети и предали земле в Алаверди лета Христова 1664, грузинского 352, татарского 1072.
9-й царь Арчил, царствовал 11 лет
И в том же году шах Абаз пожаловал Кахети Арчилу, сыну царя Вахтанга, и пришел с большими торжествами, и встретили его вельможи всего Кахети и сел царем и подчинил все границы Кахети. Сей Арчил был мужественным, славился красотой и смелостью и всяческими воинскими и рыцарскими доблестями, стрела его достигала длину в 12 горстей, был отважным, сильным, дерзким и гордым, отличным охотником и рыцарем, возвышающимся [знанием] закона божьего. Он выселил непокорных татар и правил добром.
Однако на следующий год, по наущению кахов, начал Эрекле нападать на Кахети. Узнав [об этом] Шахнаваз прибыл к своему сыну с большим войском и стал в Ацквери. И не в силах противостать, Эрекле вынужден был вновь уйти, в Тушети и перестал нападать. Увидел это Шахнаваз и отпустил войско. Кахи уведомили об этом Эрекле и призвали напасть на Шахнаваза. Собрал тогда Эрекле тушов, по дороге присоединились к нему пригласившие его кахи, и темной ночью напали и случилось то, о чем мы уже писали. И Эрекле забрали с собой туши и вновь вернулись в Тушети. Тогда Шахнаваз заставил всех кахов поклясться в верности сыну своему Арчилу и возвратился в Картли. А Эрекле стало тяжело странствовать в Тушети и снова выехал в Россию.
И Арчил, находясь в Кахети, охотился и пировал. И восстанавливался Кахети, ибо было спокойствие и не было вражды. И шах одаривал и жаловал Арчила и даже лезгины не осмеливались нападать.
И отдохнувшие от [битв] кахи переживали нахождение Кетеван, дочери Давида, сына Теймураза, в заложницах в Самцхе. И видя Арчила холостым, с помощью царицы Дареджан говорили ему о красоте и достоинствах Кетеван и советовали жениться на ней. Услышав это, Арчил влюбился и попросил отца привезти ее в жены ему, «ибо более твердо завладею Кахети». После многих отказов царь Шахнаваз послал тбилисского купца и выкупил Кетеван за 2000 туманов, привез в Тбилиси и справил свадьбу славную лета Христова 1667, грузинского 355, затем отвез в Кахети.
Сей Арчил в Телави построил дворец и обновил церкви во всем Кахети и посадил епископов, прибавил веру и застраивал земли и веселился и охотился и пировал, иногда с отцом своим в Картли, но преимущественно в Кахети.
Потом начали лезганы-чурмуты нападать на Заречье и Элисани. Собрал Арчил войско, призвал картлийцев, послал и напали на Чурмут, опустошили и вернулись с победой. Поэтому Кахети постоянно умножался и строился и были [кахи] едины с картлийцами во всем.
А потом [Арчил] справил свадьбу в Лило брату своему Луарсабу с дочерью Реваза эристава. И привезли там чарцы лед на лошадях. Схватил [их Арчил] и велел бить и заставил снова принести лед на своих спинах.
А лета Христова 1674, грузинского 362 снова прибыл в Тушети Эрекле, призванный из России шахом и собравшийся к шаху (ибо как умер шах Абаз, Шихали-хан из-за вражды к царю Вахтангу и Арчилу посоветовал шаху Сулеиману призвать их соперника Эрекле, чтобы унизить усилившегося Вахтанга). Арчил пригласил его из Тушети и принял с большой любовью, пировали и охотились много дней, затем одарил его и в сопровождении кахов отправил в Испаган.
И пребывали кахи в эту пору в веселье, праздности, отдыхе и мире. [Но] снова припомнили коварство и] стали уговаривать Арчила захватить Имерети, как и в первый раз: «Ибо великая слава для тебя, чтоб оставался христианином и отдал свояку своему [Эрекле] его наследственную землю, ибо как только узнает шах о том, что ты оставил Кахети. в тот же час пожалует Эрекле и отпустит в Кахети». И Арчил, ненавидевший мусульман и мусульманство, принял этот совет и пришел в Тианети лета Христова 1675, грузинского 363, без ведома отца своего, затем оттуда направился в Ахалцихе. Отец умолял его не делать это, однако не послушал.
А после ухода Арчила кахи подчинялись царю Шахнавазу. И шах предложил Эрекле отказаться от Христа и обещал отпустить в Кахети, однако тот не оставил Христа. Потом Раваз Чолакашвили ушел к шаху и принял мусульманство. К нему причислили Кахети и отпустили. Но так как Арчил стал захватывать Картли и все же находился в Картли предупредили шаха, чтобы кахи опять не примкнули к Арчилу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История царства грузинского"
Книги похожие на "История царства грузинского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вахушти Багратиони - История царства грузинского"
Отзывы читателей о книге "История царства грузинского", комментарии и мнения людей о произведении.