Константин Коничев - Петр Первый на Севере

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Петр Первый на Севере"
Описание и краткое содержание "Петр Первый на Севере" читать бесплатно онлайн.
Подзаголовок этой книги гласит: «Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано».
– Встань, встань. – И, обращаясь к свите, Петр сказал: – Он не знает историю Древнего Рима, а поступил, как Гораций Коклес!..
Едва ли кто из приближенных Петра имел представление об историческом подвиге Публия Горация Коклеса, который в 507 году, во время войны римлян с этрусками, защищал мост до тех пор, пока римляне не разобрали мост и не преградили путь врагу. Тогда спаситель Рима Гораций Коклес бросился в Тибр и переплыл к своим. Его героический подвиг вошел в историю. Римляне увековечили память о нем статуей…
Петр не был в Архангельске восемь лет. За это время в торговом порту и на корабельных верфях произошли большие перемены. В Соломбале, по поручению Петра, датчанин, адмиралтейский комиссар Елизарий Избрант построил для купечества шесть сосновых кораблей длиною до восемнадцати сажен, шириной – четыре, осадкой – полторы сажени. Все они были трехпалубные, трехмачтовые, на всякий случай вооруженные пушками и уже побывали в больших плаваниях. Каждый раз на этих кораблях кроме товаров отправлялись за границу архангельские матросы для «спознания морского ходу, корабельной оснастки и немецкого языка». Корабли те носили не только апостольские имена, некоторые назывались подражательно иноземным: «Зеленый дракон», «Рычард Энжен», «Меркуриус». А гораздо позднее были построены в Архангельске коммерческие суда, наименованные довольно романтично: «Белый теленок», «Серый заяц», «Молодая любовь», «Золоченая мельница» и «Московский ездок».
Петр, высоко ценивший работу кораблестроителя Избранта, принимал его в светлицах на Мосеевом острове и встречался с ним в то лето на новых кораблях и на верфи в Соломбале. Елизарий Избрант жаловался Петру на то, что железо корабельное поступает из Устюжны Железнопольской негодное, приходится покупать иноземное по рублю и дороже за пуд.
– Зато, ваше величество, на сосновый лес не пожалуюсь. Плотогоны из Устюга Великого, с Вологды и Вычегды отменные корабельные бревна и кокоры доставляют. И ценой не дороже семи рублей сотня самые толстомерные и длиной в семь сажен…
– Что делать! Нам не хватает доброго железа. Есть привозное, пользуйтесь, – отвечал Петр кораблестроителю, – бог даст, будет и у нас отличного железа вдосталь. Татищев с Демидовым на Урале стараются. Да вот доставка трудна. Послал я иноземных и своих рудознатцев в Заонежье. Есть надежда там докопаться до хороших руд.
Один за другим, как только освободилось горло Белого моря от льда, стали приходить в Архангельск торговые корабли из Голландии, Дании, Англии и других европейских стран.
Два года назад, в 1700 году, в Архангельск приходило 64 корабля. В третий Петров приезд в Архангельск прибыло их с товарами и за товарами 149, и это несмотря на то, что Россия воевала с Швецией, и даже благодаря войне: ведь коммерческая деятельность иноземцев в Прибалтийских портах из-за войны замерла. Только этим и можно объяснить в тот год усиленное оживление торговли в Архангельске, которое весьма порадовало Петра.
Все лето 1702 года Петр провел в Архангельске. На западе птенцы гнезда Петрова дрались против шведов. Летом Шереметев вторично разбил Шлиппенбаха при мызе Гуммельгоф. Тогда же русские солдаты под началом Тыртова, Островского и Толбухина очистили от шведов Ладожское и Чудское озера. В августе у реки Ижоры Апраксин разбил войска Кронгиорта. Летом же Петр послал разведчиков узнать скрытые пути-выходы от Архангельска к невским берегам.
Со стороны Двины на Каргополь и через Вытегру путь для продвижения пехоты был бы удобен, но крайне длителен и опасен в смысле разглашения тайны, поскольку дорога шла через многие населенные места, а стало быть, слухи о военном походе могли быстро докатиться до шведских рубежей.
Тогда Петр снарядил и отправил боевого сержанта Михаила Щепотева с командой разведать местность от села Нюхчи до северной оконечности Онежского озера и, если местность хоть в малой степени проходима, строить его царским именем и приказом путь на Повенец. Да такой путь, чтобы по нему где волоком, где озерами можно две большие яхты протащить. А зачем это, ради чего, нужно держать в строгой тайне…
Любознательный Петр не случайно отправил сержанта Щепотева с помощниками в этом направлении искать прохода к Ладоге. Петр не мог не знать, что еще за полтораста лет до него английский путешественник Хью Уиллоби, искавший пути в Московию, погиб в 1553 году со всеми спутниками в Лапландии, будучи не в силах одолеть русскую зиму.
Другой искатель путей на русский Север, Ричард Ченслер, в том же году оказался счастливей своего соотечественника: прибыл в Холмогоры, а затем в Москву на прием к Ивану Грозному.
Знатный английский путешественник Антоний Дженкинсон весной 1557 года отправился из Лондона в Архангельск на трех кораблях. На одном из них возвращался из Англии в Москву русский посланник Осип Непея.
Путь на Москву через Холмогоры был англичанами исследован. Тогда они стали искать еще и другого удобного пути – от беломорского побережья к Новгороду. В этом смысле примечательно предпринятое в 1566 году путешествие на Север России двух английских мореплавателей Томаса Суэтема и Джона Спарка. Они достигли двинских берегов, побывали в Холмогорах, а на обратном пути занялись исследованием северо-западного берега Белого моря. Затем побывали в большом рыбацком селении Ненокса, дошли до Соловецких островов, отсюда отправились в Сороку, оставили свою мореходную ладью и на лодках по реке Выгу, по лесным тропам и болотам добрались до Повенца. Это был тот самый «маршрут», который через сто тридцать пять лет сержант Михайло Щепотев прокладывал для исторического похода Петра с войском и яхтами…
Предприимчивые английские мореходы, они же купцы и разведчики, подробно описали прямой путь, однако были вынуждены признать непригодность его для торговых связей, сказав об этом следующее:
«…От Повенца до Сороки вниз по опасным рекам, по которым мы проехали, невозможно ни в какое время года перевозить товары, идущие из Новгорода. Нарвы и иных подобных мест, ибо летом нельзя везти товаров вследствие водопадов, то же происходит и зимой из-за силы течения рек, которые местами никогда не замерзают…»
Тем не менее Суэтэм и Спарк, как могли, измерили глубину Онежского озера, прошли Свирь, через Ладогу вышли в Волхов и добрались с товарами до Новгорода….
Таковы первоначальные сведения о том забытом пути с Белого моря на Ладогу, куда был послан предприимчивый исполнитель воли Петра Михайло Щепотев (по иным записям именуется он Щепотьевым).
Сам Петр в то лето 1702 года, находясь в Архангельске, с увлечением занялся торговыми делами, благо ярмарка развернулась в городе как никогда. Следил за кораблестроением в Соломбале на казенной верфи и на Вавчуге у Бажениных.
Четыре тысячи солдат Преображенского полка тоже не бездельничали. Они помогали достраивать Новодвинскую крепость и, в предвидении будущего, обучались военному искусству, как надо малыми судами окружать и захватывать крупные корабли и сокрушать штурмом крепостные бастионы…
В гостях у Бажениных
Рано утром в духов день, пользуясь попутным северным ветром, на яхте, отбитой у шведов, Петр со свитой отправился в Вавчугу в гости к Бажениным. Трофейная яхта на всех парусах, с большим трехцветным флагом, шла против течения в поветерь легко и величаво.
Около речки Вавчуги, впадающей в Двину, верстах в семи от Холмогор, находилось богатое хозяйство купцов братьев Бажениных – Осипа и Федора. Девять лет назад Петр бывал здесь у Бажениных. За это время Баженины немало отличились в лесопилении, в строении малых речных судов и особенно в торговле с иноземцами. На этот раз к приезду Петра братья приурочили спустить со стапелей два фрегата, построенных по его заказу. Главными мастерами-строителями этих кораблей были иноземцы Памбург и Варлант.
Их же Петр и назначил капитанами фрегатов.
Один из кораблей был назван «Курьером», другой «Святым духом», в память того праздничного дня, когда он был спущен на воду. Кроме этих двух кораблей на баженинских верфях строился еще один, и в присутствии Петра произвели закладку четвертого корабля, более крупного. Но Баженины не располагали тогда необходимым толстомерным корабельным лесом и продолжать строение коммерческих судов не могли, что и послужило поводом обратиться к высокому гостю с просьбой отпустить нужный им лес. Об этих затруднениях Петр писал из Архангельска Апраксину:
«…По указу корабль малый зачали и то с нуждою, а большего и почать нечем, лесов нет…»
Но для царя это не безвыходное положение: стоило только, вопреки своему строгому указу, сделать для Бажениных исключение – дозволить им ежегодно вырубать или же закупать четыре тысячи сосновых бревен и лиственницы толщиной от семи вершков и выше в вершинном отрубе.
Спуск «Курьера» и «Святого духа» сопровождался веселой пирушкой в доме Бажениных. Музыканты-гудошники, девки-песенницы потешили Петра и его свиту. В протяжных песнях северян под гусли самогудные слышались укоренившиеся здесь, на Севере, отголоски песен-былин Древнего Новгорода, занесенные сюда ушкуйниками и вольными поселенцами, бежавшими от гнева царского в места недосягаемые:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Петр Первый на Севере"
Книги похожие на "Петр Первый на Севере" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Коничев - Петр Первый на Севере"
Отзывы читателей о книге "Петр Первый на Севере", комментарии и мнения людей о произведении.