Луций Апулей - Метаморфозы, или Золотой осел

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Метаморфозы, или Золотой осел"
Описание и краткое содержание "Метаморфозы, или Золотой осел" читать бесплатно онлайн.
Роман Апулея — «Метаморфозы, или Золотой осел» сочетает оккультизм эпохи с восточной фантастикой. Содержание романа — всевозможные приключения осла, в которого в доме волшебницы был обращен герой романа Люций. Самая яркая часть этого романа — большая новелла — сказка о любви Амура и Психеи, — о том, как сам бог любви Амур влюбился в смертную красавицу Психею.
259
Намек на миф об Аяксе, который перерезал от обиды и горя стадо, когда ахейцы после смерти Ахилла отдали его оружие не ему, а Одиссею (Улиссу).
260
Старец божественной мудрости — Сократ, который был обвинен в нечестии и развращении молодежи и приговорен к смерти.
261
Кенхрей — главная гавань Коринфа, в двух часах пути от города.
262
Колесница солнца уже обогнула последний столб на ипподроме дня… — Во время скачек колесницы должны были огибать столбы (меты), стоявшие на противоположных концах ипподрома.
263
…к царственному лику священной богини — то есть к Луне, которую в эпоху поздней античности отождествляли с Исидой.
264
Число «семь» священно не только для пифагорейцев, но и для других религий и мистических учений.
265
Обращение владычица небес к Исиде совпадает с христианским обращением к Богородице, что не случайно, так как Исида с младенцем Гором на руках была одним из прообразов Богоматери.
266
…вновь дочь обретя… — Прозерпина (Персефона), дочь богини земледелия Цереры (Деметры), похищенная богом подземного царства, была возвращена матери по приказу Зевса, но половину каждого года она должна была проводить с супругом в преисподней.
267
Пафос — город на Кипре. Здесь находился храм Афродиты.
268
Прозерпина (Персефона) отождествлялась с Гекатой, владычицей призраков и злых духов; вместе с ними носится она ночью повсюду, и испуганные собаки всех извещают о ее приближении.
269
…триликим образом своим… — Геката изображалась трехглавой. Возможно, это намек на слияние в одном божестве трех богинь: небесной — Луны, земной — Артемиды и подземной — Персефоны.
270
…о, Прозерпина — Эта часть молитвы обращена к Луне (Селене).
271
…влажными лучами питающая… посевы… — Луна считалась причиной и источником ночной росы.
272
…как бы ты ни именовалась… — Божество имело много имен, и такая оговорка при торжественной молитве была необходима.
273
Змеи, хлебные колосья — атрибуты Цереры.
274
Пропуск нескольких слов в рукописях.
275
Черный плащ мог быть эмблемой Луны, часть которой всегда покрыта тенью, подземной богини Прозерпины или оплакивающей Прозерпину Цереры.
276
Римская тога собиралась в складки у левого плеча.
277
Медный погремок — систр (см. прим. 68).
278
…чаша в виде лодочки… — Корабль был священным символом Исиды — богини моря и покровительницы мореплавателей. Возможно также, что он символизировал разливы Нила.
279
…победных пальмовых листьев. — Пальма — эмблема победы.
280
…фригийцы, первенцы человечества… — намек на знаменитый рассказ о египетском фараоне Псамметихе, который, желая установить, какое из человеческих племен самое древнее, приказал, чтобы двое новорожденных мальчиков были изолированы от людей и выкормлены козами. Первым словом, сказанным этими детьми, было «бекос» — «хлеб» по-фригийски. Это убедило фараона, что самый древний народ на земле — фригийцы.
281
Пессинунт — древний город Малой Азии: здесь чтили азиатскую богиню Кибелу, которая была отождествлена с Реей, великой матерью богов.
282
…исконные обитатели Аттики… — Считалось, что афиняне — исконное население Аттики, в то время как большинство племен, населяющих Грецию, — переселенцы из других мест.
283
…Минервой кекропической… — Минерва (Афина), покровительница Афин, называется по имени Кекропа, легендарного основателя и первого царя Афин.
284
…критские стрелки… — Критяне славились меткостью стрельбы из лука.
285
Диктинна — Артемида, которой критское предание приписывало изобретение рыбацких сетей (сети — по-гречески «диктюон»).
286
Трехъязычные сицилийцы — говорящие на местном сицилийском наречии, по-гречески и по-латыни.
287
Стигийской Прозерпиной… — Каждое божество имело много имен, и каждый народ свою главную богиню видел то в одном, то в другом обряде.
288
Беллона — см. прим. 219.
289
Геката отождествлялась с Прозерпиной-Персефоной.
290
Рамнузия (Немезида) — богиня справедливого возмездия, главный храм которой находился в аттическом селении Рамнунт.
291
…Эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца… — По представлению древних, Эфиопия была сказочной страной и простиралась к востоку и западу от Нила.
292
Изида (Исида) — первоначально египетская богиня, олицетворяющая плодородие Нильской долины, позднее — также богиня Луны. С распространением ее культа за пределы Египта, ее постепенно отождествляют с самыми разнообразными божествами, и, наконец, в глазах своих многочисленных почитателей она становится верховной владычицей всего сущего.
293
Корабль был священным символом Исиды.
294
Роза была священным цветком богини Исиды.
295
…твое превращение не внушит никому подозрения… — Неожиданное превращение могло вызвать подозрение в преступных занятиях магией или могло быть расценено как злое предзнаменование.
296
Ахеронт — река в царстве мертвых; в переносном смысле (как здесь) — подземное царство.
297
Елисейские поля, или Острова блаженных, по представлениям, характерным для поздней античности, — место, где пребывают души людей, праведно проживших свою жизнь.
298
Для многих культов характерно участие ряженых в священных процессиях. Возможно, первоначально маски имели символическое значение.
299
Сандалии плелись из листьев пальмы, папируса, ивовой коры и даже соломы.
300
Серапис — египетско-эллинистическое божество, отождествляемое с Осирисом, Зевсом, Плутонием, Асклепием.
301
Лен употреблялся для облачения египетских жрецов.
302
Пальмовая ветвь и Меркуриев кадуцей — эмблемы бога Анубиса, как видно из описания этого бога в следующей главе, Египетский Анубис, проводник душ умерших в подземное царство, был отождествлен с Гермесом-Меркурием (отсюда — кадуцей). Пальма у египтян — эмблема астрологии и магии (Анубис, как и Гермес, — покровитель магов).
303
Веялка — символ плодородия и в то же время чистоты.
304
Амфора с чистой водой посвящена олицетворяющему Нил и вообще воду Озирису (Осирису), супругу Исиды, разделяющему с нею власть над миром.
305
Сразу же вслед за ним — корова… — В образе коровы почиталась древняя египетская богиня Хатхор, отождествленная с Исидой.
306
Что именно было в ларце, неизвестно.
307
…искусно выгнутая урна… — Большинство ученых видит в этой урне символ соединения Исиды (в образе змеи) с Осирисом (полагают, что в урну была налита вода, может быть, даже нильская).
308
Превосходный топ — специальный морской термин; так называлась верхняя часть мачты.
309
Корма корабля часто оканчивалась украшением в форме гусиной головы.
310
Пастофоры — египетские жрецы среднего ранга, во время религиозных процессий носившие изображения богов.
311
Текст испорчен: рукописи не дают удовлетворительного чтения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Метаморфозы, или Золотой осел"
Книги похожие на "Метаморфозы, или Золотой осел" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Луций Апулей - Метаморфозы, или Золотой осел"
Отзывы читателей о книге "Метаморфозы, или Золотой осел", комментарии и мнения людей о произведении.